Виталий андреевич грачев автомобильные конструкторы ссср
Перейти к содержимому

Виталий андреевич грачев автомобильные конструкторы ссср

  • автор:

Виталий Андреевич Грачев

Виталий Андреевич Грачев
1903 — 1978
Россия

Виталий Андреевич Грачев-1.jpg

Советский конструктор-автомобилист. Один из основателей отечественной школы проектирования внедорожной автомобильной техники. Родился в Томске. Его мать была земским врачом, отец незадолго до событий 1917 г. стал предпринимателем. В 1922 г. после окончания среднего учебного заведения имени Некрасова во Владивостоке поступил в Томский политехнический институт, который незадолго до окончания пришлось оставить.
Прежде чем попасть по мобилизации на строящийся Нижегородский автозавод (НАЗ, позже – ГАЗ) в декабре 1931 г., успел поработать в студенческой артели грузчиком, кинорадиомехаником, нештатным конструктором на заводе имени Егорова, отслужить в армии авиамехаником, построить планер собственной конструкции. Первой работой 28-летнего инженера, возглавившего группу конструкторов, стало освоение производства грузовика повышенной проходимости (6х4) НАЗ-НАТИ-О3О, разрабатывавшегося при технической помощи американских фирм “Форд” (Ford) и “Тимкен” (Timken). Грачев усовершенствовал агрегаты трансмиссии и ходовой части нового автомобиля. В 1934 г. завод начал выпуск этой модели под индексом ГАЗ-ААА.

Виталий Андреевич Грачев-2.jpg

При работе над оригинальным 3-осным грузопассажирским автомобилем ГАЗ-21 (6х4), вышедшим на испытания в 1937 г., конструктор пришел к выводу, что более перспективными являются двухосные машины со всеми ведущими колесами. Решил проблему отсутствия отработанной конструкции и технологии изготовления карданных шарниров равных угловых скоростей для привода передних управляемых колес. В качестве руководителя сектора и ведущего конструктора по легковым автомобилям повышенной проходимости реализовал свои идеи в полноприводном автомобиле ГАЗ-61-40 с открытым кузовом, выпуск которого в варианте с закрытым кузовом под индексом ГАЗ-61-73 начался в конце 1940 г. На этом автомобиле в годы войны ездили наши полководцы. Наибольшее признание Грачеву принес легкий полноприводный автомобиль для среднего командного состава ГАЗ-64, выполненный по образцу американского “Бантама-БРК” (Bantam BRK). Позже на его базе им были созданы бронеавтомобиль БА-64 и модернизированный ГАЗ-67Б.

Виталий Андреевич Грачев-3.jpg

С 1944 г. – главный конструктор Днепропетровского автозавода (ДАЗ), где создавал первые отечественные автопогрузчики с гидроподъемником, 4-тонный грузовик ДАЗ-150 и большой плавающий автомобиль (БАВ) ДАЗ-485, принятый на вооружение армии. В конструкции 3-осной амфибии впервые в стране применили пневмогидравлический привод тормозов и шины с централизованной регулировкой давления воздуха. За создание ГАЗ-61 и БАВ отмечен Сталинскими премиями (1942 и 1951 г.).

Виталий Андреевич Грачев-5.jpg

В 1951 г. после передачи ДАЗа в другое ведомство назначен заместителем главного конструктора Завода им. Сталина (ЗИС). Здесь готовил серийное производство своей амфибии (ЗИС-485), проектировал междугородный автобус, совершенствовал бронетранспортеры ЗИС-152, строил трехосные вездеходы ЗИС-128, ЗИС-121В, ЗИС-126, которые определили конструкцию выпускавшегося вплоть до 90-х годов полноприводного ЗИЛ-157. В 1954 г. возглавил Специальное конструкторское бюро (СКБ) по разработке колесных вездеходов для армии, где в 1957 г. был создан многоцелевой 4-осный транспортер-тягач ЗИЛ-134 с дизелем мощностью 240 л.с., автоматической коробкой передач, самоблокирующимися межколесными дифференциалами, редукторами в ступицах колес, независимой торсионной подвеской, системой регулирования давления воздуха в шинах, герметичным корпусом и гидроусилителем руля. На основе этой модели в 1958 г. создали его вариант ЗИЛ-135Б с двумя двигателями, приводившими каждый колеса своего борта. Средние пары колес были сближены, а передняя и задняя выполнены управляемыми. Большие шины низкого давления позволили отказаться от подвески колес. В серию же пошли модели ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135ЛМ с кабинами из стеклопластика. Эти машины в основном использовались армией ракет.

Виталий Андреевич Грачев-4.jpg

Позже Грачевым был создан 3-осный снегоболотоход ЗИЛ-7167, который преодолевал снег глубиной более 1 м, болото глубиной 0,8 м, ров шириной 2 м, подъемы крутизной до 42°, брод глубиной 1,8 м. Не менее сильное впечатление оставляла 20-тонная амфибия ЗИЛ-135П (8х8) с корпусом из стеклопластика, построенная в 1965 г. и развивавшая на воде скорость 16,4 км/ч. Экспериментировал с пневмокатками, арочными шина и, лыжно-колесными и пневмокатковыми гусеницами, роторно-винтовыми движителями.
Построил 4-осный ЗИЛ-1357 с электрической трансмиссией. Во второй половине 60-х годов начался выпуск созданных СКБ по исково-эвакуационных установок (ПЭУ) для обнаружения и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов. Машины имели мощный радионавигационный комплекс, крановую установку или пассажирский салон. Водоизмещающий корпус выполнен из стеклопластика, рама и картеры агрегатов – из алюминиевых сплавов.

Виталий Андреевич Грачев-6.jpg

Поисково-спасательные ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061

На смену ПЭУ в начале 80-х годов пришел поисково-спасательный комплекс “490”. В его составе находились две колесные машины, одна из которых имела комфортабельный пассажирский салон с необходимым медицинским оборудованием, а другая с роторно-винтовыми движителями. Кроме того, в разное время проходили разработанные Грачевым транспортные машины с газотурбинными двигателями, многозвенные автопоезда для бездорожья, сельскохозяйственный грузовик высокой проходимости и т.д. В общей сложности Виталием Андреевичем Грачевым было создано более 70 образцов внедорожной автомобильной техники.

Источник:
Энциклопедия автознаменитостей. Издательство «За Рулем» 2000 г.

Если Вы обнаружили ошибку или хотите дополнить статью, выделите ту часть текста статьи, которая нуждается в редакции, и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте простой инструкции.

Грачёв, Виталий Андреевич

Виталий Андреевич Грачёв (23 января 1903, Томск — 24 декабря 1978, Москва) — советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.

Биография

Отец, выходец из крестьян, основал своё дело, мать работала земским врачом. Виталий Андреевич был пятым ребёнком в большой семье. Родители Виталия были очень разными по характеру людьми: мать была прирожденным лидером, женщиной с твердым и непростым характером, а отец — полная ей противоположность — мягким и покладистым. Сам Грачёв унаследовал материнский характер. Он рано ушёл из семьи в самостоятельную жизнь.

Молодой Грачёв служил техником в авиационных частях, затем работал киномехаником, окончил несколько курсов Томского технологического института, однако был изгнан оттуда за непролетарское происхождение. Он так никогда и не получил высшего образования.

В декабре 1931 года он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автозавода. В 1936 году, за рулём самостоятельно разработанной машины «ГАЗ-АААА» участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробеге. В 1937 году под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой «Волге»), на базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль и два бронеавтомобиля.

В 1938—1939 годах проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой «Эмки»), который до наших дней так и остался непревзойдённым по динамике и проходимости для машин этого класса. Решение о начале разработке ГАЗ-61 Виталий Андреевич «пробил» с огромным трудом, у самого Ворошилова. Эта машина пошла в серию уже в конце 1940 года.

В 1941—1944 годах под его руководством были разработаны армейский джип ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67Б, а также колёсная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колёсной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944 года, где им был создан армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.

С 1951 года — заместитель главного конструктора и с 1954 года главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёры БТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе. Так же им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью — машины комплекса «490» — «Синие птицы».

На очередной планерке КБ Грачев закрасил красным карандашем последнюю неделю декабря 1978 года и после паузы пояснил: «Дальше будете работать без меня». Скончался В.А. Грачев в своей квартире на ул. Автозаводской 24 декабря 1978 года. Урна с прахом зохоронена в Москве на Донском кладбище (уч. № 3).

Награды и звания

  • Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
  • Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1942 год, 1951 год) за разработку бронеавтомобиля БА-64 и трёхосной амфибии ДАЗ-485.

Интересные факты

Андрей Вознесенский посвятил ему и его вездеходу такие строчки в поэме «Зарев»:

Он — летающ, неплавающ и нетонущ. Ах, Грачев — шоферюга, легенда, томич! Уголь-глаз горит голубым обводом. «Небеса — старо. Полетай болотом»!

Спроектировал автомобили

Легковые

Грузовые

  • ЗИЛ-134
  • ЗИЛ-135К
  • ЗИЛ-157
  • ЗИЛ-157Л — стеклопластиковый кузов и грузоподъёмность более 9 тонн.
  • ЗИЛ-167

Бронетранспортёры

  • БТР-152А
  • БТР-152Б

Спецмашины

  • ЗИЛ-49061 «Синяя птица»

Литература

С. Лоповок. Рядом с Г. Фордом и Ф. Порше.. «Изобретатель и рационализатор» № 12(648) (2003). — Виталий Грачев — один из лучших автомобильных конструкторов прошедшего столетия.. Архивировано из первоисточника 23 июня 2012. Проверено 2 мая 2012.

Ссылки

  • ГРАЧЁВ Виталий Андреевич (1903-1978)
  • Конструктор автомобилей Грачев
  • Биография изобретателя
  • О В.А. Грачеве
  • «Свет далёкой звезды» (к 95-летию легендарного Главного конструктора)
  • Колёсные вездеходы конструктора Грачёва
Российские и советские конструкторы бронетехники
Алексенко • Аристов • Астров • Бакалов • Барыков • Борисюк • Бушнев • Вернер • Гинзбург • Горлицкий • Грачёв • Гротте * • † Гроховский • Гудков • Дик • Духов • † Дыренков • † Заславский • Кегресс * • Коротоношко • Котин • Кошкин • † Курчевский • Кучеренко • Левков • Масягин • Мгебров • Морозов • Накашидзе • † Поплавко • Попов • Поткин • Сиркен • Троянов • Филатов • † Фирсов • Цыганов • Шукалов
* — приглашённые иностранные специалисты; † — репрессированы
автомобиля
Кузов Рама Платформа • Антикрыло • Body-on-frame • Бампер • Полукабриолет • Шасси • Запасное колесо • Зоны деформации • Бамперы Дагмар • Крыша багажника • Крыло • Боковые крылья • Радиаторная решётка • Крыша • Воздухозаборник • Монокок • Обвес • Стойка • Понтонные крылья • Заднее крыло • Шейкер-ковш • Спойлер • Подрамник • Tonneau
Отделения Багажник • Капот
Двери Двери типа «Крыло бабочки» • Двери типа «Крыло чайки» • Заднепетельные двери • Ламбо-двери • Сдвижные двери • Верхнеподвесные двери
Окна Парниковые • Люк • Электростекло • Quarter glass • Лобовое стекло • Стеклоочиститель • Тонировка
Другое Curb feeler • Наклейка на бампер • Hood ornament • Japan Black paint • Monsoonshield • Nerf bar • Автомобильная шина • Фаркоп • Грузовое приспособление • Веткоотбойник
Оборудование экстерьера Автомобильная светотехника Фонари дневного света • Фары • Скрытые фары • Лампы высокой интенсивности • Световозвращатель • Лампа направленного света • Указатели поворота
Опознавательные знаки и другое Идентификационный номер транспортного средства • Автомобильные номера • Vanity plate • Парковочный радар • Противоугонная система • Очистительная жидкость лобового/ветрового стекла • Боковые зеркала заднего вида
Оборудование интерьера Датчики для водителя Резервная камера • Турбонаддув • Зуммер • Онбордер • Электронные приборы • Топливомер • GPS и GPS-приёмник • Индикатор на лобовом стекле • Idiot light • Индикатор сбоя • Ночное виденье • Одометр • Антирадар • Детектор дальнего света • Спидометр • Тахометр • Бортовой компьютер
Управление Боуденовский трос • Круиз-контроль • Электронное управление дроссельной заслонкой • Коробка передач • Ручной тормоз • Manettino dial • Автомобильный руль • Заслонка • Ручное управление
Защита от угона Ключ • Автосигнализация • Иммобилайзер • Клаксон • Автоматическое определение местоположения автомобиля • VIN etching • Центральный замок
Безопасность и сиденья Подушка безопасности • Подлокотник • Автоматические ремни безопасности • Нераздельное сиденье • Сиденье • Защита от детей • Тёщино место • Ремень безопасности
Другое Кондиционер • Ancillary power • Аудиосистема • Автомобильный телефон • Центральная консоль • Приборная панель • Спущенная шина • Вещевой ящик • Гидроусилитель руля • Зеркало заднего вида • Солнцезащитный козырёк
Создатели
Конструкторские автомобильные фирмы Bertone • BMC • Cardi • Castagna • Coggiola • Colani • DC Design • EDAG • Fioravanti • Ghia • Heuliez • I.A.D. • I.DE.A • IED • ItalDesign • Karmann • Michelotti • Pininfarina • Rinspeed • Sbarro • Spada • Stola • Torino Design • Zagato • Zender
Конструкторы Джорджетто Джуджаро • Раймонд Лоуи • Алек Иссигонис • Баттиста Фарина «Пинин» • Виталий Андреевич Грачёв • Луиджи Колани • Михаэль Мауэр • Фердинанд Порше • Энцо Феррари
См. также: Автомобильный дизайн
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 января
  • Родившиеся в 1903 году
  • Родившиеся в Томске
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1978 году
  • Умершие в Москве
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Выпускники вузов Томска
  • Конструкторы СССР
  • Автомобильные конструкторы
  • Конструкторы бронетехники
  • Машиностроители
  • Похороненные на Донском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Грачёв Виталий Андреевич

Виталий Грачёв на испытаниях автомобиля ГАЗ-21. 1938

Области знаний: Технологии проектирования и конструирования техники и сооружений, Грузовое и специальное автомобилестроение Дата рождения: 1903 год Дата смерти: 1978 год Историческое государство: СССР Современное государство: Российская Федерация Сфера деятельности: Конструкторская деятельность

Инженеры-конструкторы Инженеры-конструкторы

Грачёв Виталий Андреевич

Грачёв Ви­та́­лий Ан­д­ре́е­вич (23.1.1903, Томск – 24.12.1978, Мо­ск­ва), российский кон­ст­рук­тор в об­лас­ти ав­то­мо­би­ле­строе­ния. Учил­ся в Том­ском тех­но­ло­гическом институте . С 1931 г. ин­же­нер, ру­ко­во­ди­тель кон­ст­рук­тор­ской груп­пы спец­ма­шин (ав­то­моби­лей по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти) на Ни­же­го­род­ском ав­то­за­во­де (с 1932 Горь­ков­ский ав­то­за­вод – ГАЗ). В 1939 г. Грачёв раз­рабо­тал пер­вый в СССР пол­но­при­вод­ный лег­ко­вой ав­то­мо­биль ГАЗ-61, став­ший ба­зо­вой мо­де­лью для це­ло­го ря­да российских ав­то­мо­би­лей, в том числе ГАЗ-64 (1941), БА-64 (1942), а так­же для ГАЗ-67Б (1944), ко­то­рый по сво­им тя­го­вым свой­ст­вам и про­хо­ди­мо­сти пре­вос­хо­дил мас­со­вую американскую ма­ши­ну Willys. В 1944–1951 гг. Грачёв – главный кон­ст­рук­тор Днеп­ро­пет­ров­ско­го ав­то­за­во­да (ДАЗ). Под его ру­ко­во­дством в 1950 г. соз­да­на трёх­ос­ная ам­фи­бия ДАЗ-485 (ар­мей­ское обо­зна­че­ние БАВ, вы­пус­ка­лась до 1962). С 1951 г. заместитель главного кон­ст­рук­то­ра, с 1954 г. главный кон­ст­рук­тор специального кон­ст­рук­тор­ско­го бю­ро на ЗИСе (с 1956 ав­то­за­вод имени И. А. Ли­ха­чё­ва – ЗИЛ). Воз­глав­лял ра­бо­ты по соз­да­нию ко­лёс­ных артиллерийских тя­га­чей, са­мо­ход­ных ра­кет­ных ус­та­но­вок ЗИЛ-135К (вы­пус­ка­лась с 1959), ЗИЛ-135ЛМ (вы­пус­ка­лась в 1964–1993 на Брян­ском ав­тоза­во­де под мар­кой БАЗ-135ЛМ; не­сла так­тические ра­ке­ты «Лу­на», «Лу­на-М», «Ура­ган», са­мо­ход­ные пон­то­ны «Вол­на»), мор­ской ам­фибии ЗИЛ-135П (вы­пус­ка­лась с 1965). С 1965 г. в рам­ках совместной кос­мической про­грам­мы ру­ко­во­дил раз­ра­бот­кой по­ис­ко­во-эва­ку­ационных ав­то­мо­би­лей-ам­фи­бий ПЭУ-1 (1966) и ПЭУ-1М (1968) и по­ис­ко­во-эва­ку­ационного ком­плек­са (1975), со­стоя­ще­го из 3 ма­шин: 2 трёх­ос­ных ко­лёс­ных ам­фи­бий (позд­нее на­зван­ных «Си­ни­ми пти­ца­ми») – пас­са­жир­ской ЗИЛ-49061 и гру­зо­вой ЗИЛ-4906 – и 1 шне­ко­ро­тор­но­го сне­го­бо­ло­то­хо­да ЗИЛ-29061, пе­ре­во­зи­мо­го на бор­ту гру­зо­вой ам­фи­бии. Грачёвым бы­ло соз­да­но около 90 мо­де­лей ав­то­мо­би­лей, мно­гие из ко­то­рых по­шли в се­рий­ное про­из­вод­ст­во. Сталинская премия 3-й степени (1941, 1950). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на .

Опубликовано 14 сентября 2022 г. в 11:38 (GMT+3). Последнее обновление 14 сентября 2022 г. в 11:38 (GMT+3). Связаться с редакцией

Информация

Виталий Грачёв на испытаниях автомобиля ГАЗ-21. 1938

Области знаний: Технологии проектирования и конструирования техники и сооружений, Грузовое и специальное автомобилестроение Дата рождения: 1903 год Дата смерти: 1978 год Историческое государство: СССР Современное государство: Российская Федерация Сфера деятельности: Конструкторская деятельность

  • Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
    Создан при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2022 года.
    ISSN: 2949-2076
  • Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
    Главный редактор: Кравец С. Л.
    Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
    Эл. почта редакции: secretar@greatbook.ru
  • © АНО БРЭ, 2022 — 2024. Все права защищены.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.

Биография

Отец, выходец из крестьян, основал своё дело, мать работала земским врачом. Виталий Андреевич был пятым ребёнком в большой семье. Родители Виталия были очень разными по характеру людьми: мать была прирожденным лидером, женщиной с твердым и непростым характером, а отец — полная ей противоположность — мягким и покладистым. Сам Грачёв унаследовал материнский характер. Он рано ушёл из семьи в самостоятельную жизнь.

Виталий Грачев фотография

Молодой Грачёв служил техником в авиационных частях, затем работал киномехаником, окончил несколько курсов Томского технологического института, однако был изгнан оттуда за непролетарское происхождение. Он так никогда и не получил высшего образования.

В декабре 1931 он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автозавода. В 1936, за рулём самостоятельно разработанной машины «ГАЗ-АААА» участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробег. В 1937 под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой «Волге»), на базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль и два бронеавтомобиля.

В 1938—1939 проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой «Эмки»), который до наших дней так и остался непревзойдённым по динамике и проходимости для машин этого класса. Решение о начале разработке ГАЗ-61 Виталий Андреевич «пробил» с огромным трудом, у самого Ворошилова. Эта машина пошла в серию уже в конце 1940.

В 1941−1944 под его руководством были разработаны армейский джип ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67, а также колёсная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колёсной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944, где им был создан армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.

С 1951 — заместитель главного конструктора и с 1954 главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёры БТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе. В мае 1975 им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью — машины комплекса «490» — «Синие птицы».

Дважды удостоен звания лауреата Сталинской премии (1942, 1951) за разработку бронеавтомобиля БА-64 и трёхосной амфибии ДАЗ-485. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Андрей Вознесенский посвятил ему и его вездеходу такие строчки в поэме «Зарев»:

Лучшие дня
Рудольфо Валентино. Биография
Посетило:7145
Владимир Маяковский: Революция, любовь, смерть
Посетило:6791
Религия и рок
Посетило:6491

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *