Вес пожарной машины с водой для расчета
Перейти к содержимому

Вес пожарной машины с водой для расчета

  • автор:

Вес пожарных машин ГАЗ, Урал, КАМАЗ, ЗИЛ

Доставка воды к месту возгорания для локализации и тушения очага пожара. Недопущение распространения огня — это одни из главных задач пожарного расчета. Несмотря на существующие современные методики борьбы с пожарами именно специализированные автомобили играют решающую роль в обеспечении быстрого реагирования. И во многом решающим фактором является вес пожарной машины с водой как при расчете достаточности объема жидкости, так и для определения проходимости автомобиля в различных случаях.

Вес пожарных машин на базе ЗИЛ

Серийное производство пожарных машин на базе ЗИЛ начинает свой отсчет с 1965 года. За это время автомобили прошли множество модернизаций и в настоящее время расчеты получили действительно современные и надежные АЦ. Технические характеристики техники отвечают условиям эксплуатации в режимах максимальной нагрузки всех агрегатов. Вес пожарной машины в снаряженном состоянии определяется паспортными данными.

Модификация АЦ Объем емкости для воды, л. Полная масса автомобиля, кг.
ЗИЛ- 4378 (3,0-40) 3000 11100
ЗИЛ-4331 (3,2-40) 3200 11860
ЗИЛ-433362 (4,0-40) 4000 11000

Вес пожарных машин на базе УРАЛ

Пожарные машины УРАЛ отличаются повышенной проходимостью и востребованы на тушении пожаров, возникающих в труднодоступных местах при необходимости движения по участкам с отсутствием нормального дорожного покрытия.

Модификация АЦ Объем емкости для воды, л. Полная масса автомобиля, кг.
АЦ 6,0-40 (5557) 6000 15600
АЦ 8,0-40 (5557) 8000 21300
АЦ 4,0-40 (43206) 4000 13235

Вес пожарных машин на базе ГАЗ

Пожарные автомобили ГАЗ зарекомендовали себя, как маневренные и выносливы машины с довольно большим спектром модификаций. Наиболее распространенные модели указаны в таблице, где также приведен вес пожарной машины с водой для расчета нагрузок.

Модификация АЦ Объем емкости для воды, л. Полная масса автомобиля, кг.
АЦ 3,0-40 (33086) 3000 8000
АЦ 1,6-40 (33081) 1600 6540

Вес пожарных машин на базе КАМАЗ

Доставка воды к месту возгорания автомобилями КАМАЗ — это уверенность в своевременном выполнении поставленной задачи перед боевым расчетом.

Модификация АЦ Объем емкости для воды, л. Полная масса автомобиля, кг.
АЦ 11,0-40 (65115) 11000 22150
АЦ 9,0-40 (43118) 9000 20095
АЦ 8,0-70 (43118) 8000 20900
  • Основная пожарная техника
  • Специальная пожарная техника
  • Автоцистерны пожарные лесопатрульные
  • Комплектующие для пожарных автомобилей

Сколько воды в пожарной машине? Выясняем тоннаж различных АЦ

Автомобильные цистерны (АЦ) на базе отечественных машин оснащаются мощными насосами для обеспечения подачи воды к месту возгорания за расчетное время. Сколько тонн воды в пожарной машине зависит от типа АЦ, которая выбирается исходя из требований конкретного заказчика автомобиля. К российским условиям эксплуатации адаптированы АЦ на базе отечественных машин марок ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, демонстрирующих хорошие характеристики в реальных ситуациях ликвидации пожаров.

Вместимость пожарных машин на базе ЗИЛ

Марка ЗИЛ по праву считается одной из базовых моделей пожарных машин, что подтверждается достаточной мощностью автомобилей, неприхотливостью в обслуживании, маневренностью и возможностью изменять комплектацию размещенного оборудования. Относительная компактность АЦ позволяет производить доставку воды к месту возгорания в городе и при плотной промышленной застройке. Сколько воды в пожарной машине конкретной модификации можно узнать из цифрового обозначения АЦ (3-40; 3,2-40; 4-40 и др.).

Модификация АЦ
Объем емкости для воды, л.

Объем емкости для пенообразователя, л.
3,0 — 40 3000 170
3,2 — 40 3200 180
4,0 — 40 4000 300

Вместимость пожарных машин на базе УРАЛ

Если сравнивать, сколько литров в пожарной машине на базе УРАЛ, то выясняется, что данная марка способная взять «на борт» большее количество жидкости за счет увеличенной мощности и проходимости.

Модификация АЦ
Объем емкости для воды, л.

Объем емкости для пенообразователя, л.
АЦ 6,0 — 40 (5557) 6000 360
АЦ 8,0 — 40 (5557) 8000 480
АЦ 4,0-40 (43206) 4000 240

Вместимость пожарных машин на базе ГАЗ

АЦ на базе ГАЗ предназначены для доставки веществ для тушения пожара, а также личного состава расчета и специальных средств для ликвидации очагов возгорания.

АЦ 3,0 — 40 (33086)

АЦ 1,6 — 40 (33081)

Вместимость пожарных машин на базе КАМАЗ

Еще один представитель отечественной техники — автомобиль КАМАЗ способен помимо экипажа и специализированного оборудования доставлять к месту пожара большой объем воды, необходимый для локализации и подавления очага пожара. Сколько литров воды в пожарной машине на базе КАМАЗ можно узнать из приведенной таблицы.

  • Основная пожарная техника
  • Специальная пожарная техника
  • Автоцистерны пожарные лесопатрульные
  • Комплектующие для пожарных автомобилей

Применение пожарных стволов

Пожарный ствол является неотъемлемым элементом мобильной или стационарной системы пожаротушения. Это устройство известно также под другим названием – брандспойт. Его эффективность во многом зависит от конструкции, типа и сфер применения.

Особенности конструкций

Основным предназначением такого устройства, как пожарный ствол, является формирование мощной струи вещества для тушения пожаров (вода или пена) и направление ее в сторону очага возгорания для максимально быстрой и эффективной локализации пожара.

По сути, пожарный ствол является окончанием напорной магистрали и может быть изготовлен из различных материалов. При производстве стволов чаще всего используется алюминий или пластик. Брандспойтами комплектуются пожарные автомобили и мотопомпы, а также системы, которыми оборудованы здания и сооружения.

Описываемые устройства могут иметь различные конструкции и внешний вид, в зависимости от производителя пожарные стволы могут отличаться своими функциональными особенностями, техническими характеристиками и производительностью. Пожарные стволы достаточно удобны в эксплуатации, а их форма позволяет надежно удерживать и маневрировать при работе.

Обязательным условием безопасного использования пожарных стволов различных типов является оборудование пожарной магистрали специальным устройством заземления.

Заземление обеспечит надежную защиту обслуживающего персонала в случае попадания водяной или пенной струи на токопроводимые сети или при тушении пожара в электроустановках, подстанциях и т. п.

Описываемые устройства для заземления относятся к переносной группе оборудования и аксессуаров. Они имеют несложный алгоритм монтажа и подготовки перед тушением пожара.

Типы устройств

Классификация брандспойтов достаточно разнообразна. Любой тип или разновидность пожарного ствола позволяет обеспечить максимальную эффективность при тушении пожаров различных типов и сложности. Основная классификация пожарных стволов предусматривает два типа: ручные брандспойты и лафетные насосные стволы.

Наиболее популярными и чаще всего применяемыми являются ручные модификации описываемых элементов системы пожаротушения. Они достаточно маневренны и эффективны. Их использование позволяет быстро реагировать на изменение ситуаций при расширении площади возгорания, а также передвигаться пожарному в любом направлении при необходимости оперативного маневрирования.

Лафетный же тип насосных стволов применяется при недостаточной эффективности тушения пожара ручными брандспойтами и существующей опасности при работе с ними. Отличаются эти элементы напорной магистрали и своим диаметром. Производство пожарных стволов предусматривает их применение с пожарными рукавами в 51 мм и 66 мм.

Ручные пожарные стволы

Ручные пожарные стволы представляют собой несложную конструкцию из основного корпуса, головки для соединения с магистралью и ремня для его переноски. На большинстве моделей ручных брандспойтов предусмотрены перекрывающие краны для регулировки подачи воды, хотя есть модели и без такой арматуры.

Кроме того, описываемые устройства оснащаются такими дополнительными аксессуарами, как специальные насадки. Эти элементы позволяют формировать струю воды или пены в зависимости от ситуации.

Насадки позволяют формировать прямую ударную струю для непосредственного воздействия на очаги возгорания. Также используются насадки для рассеивания общего потока воды из брандспойта для обработки большей площади возгорания.

Не редки случаи применения насадок для защиты от тепловой радиации при тушении пожаров. Такие аксессуары обеспечивают надежную защиту, образуя плотный, так называемый, водяной занавес.

Классифицируя ручные брандспойты на определенные группы, стоит выделить нижеперечисленные, а именно:

  • брандспойты, которые обеспечивают подачу компактной струи. К таковым относятся модели РС-50 и 70;
  • брандспойты универсального типа. Эта подгруппа может обеспечивать как подачу сплошной струи, так и рассеивать ее. Популярными представителями этой подгруппы считаются модели РС-А и Б, КР/Б, РСК-70 и другие;
  • стволы, позволяющие обеспечивать водяную завесу различного формата (РСКЗ-50 и 70);
  • стволы комбинированного типа. Такие брандспойты обеспечивают подачу пены с использованием специальных насадок (например, ОРТ-50);
  • брандспойты для подачи низкократного пенного раствора (СВ-П, СВПэ).

Особое внимание стоит уделить отличию пенных стволов низкой и высокой кратности. Высокократные пеногенераторы не относятся к категории брандспойтов ввиду иной конструкции и особенностей использования.

Характеристики стволов, как и отмечалось, зависят от конкретной модели. Для примера можно взять одну из самых популярных моделей алюминиевых брандспойтов РС-50.

Предусмотренное рабочее давление для этого типа стволов имеет показатели от 4 до 6 кгс/кв.см. При этом расход воды составляет не меньше 3,6 литров в секунду при номинальном давлении у основания брандспойта 4 кгс/кв.см. Общая длина рабочей плотной струи может составлять до 28 метров.

Диаметр насадок, который равен показателю выходного отверстия, составляет 13 мм, а общий вес такого пожарного ствола составляет 700 грамм. Показатель общего реактивного усилия составляет 10,8 кг/с.

Комбинированная модель пожарного рукава РСК-50 является элементом стандартных пожарных автомобилей. Основное запорное устройство этой модели достаточно эффективно и надежно, а тестируется оно под нагнетаемым давлением воды в 0,6 МПа.

Эта модель имеет в своей конструкции специальную оплетку красного цвета, которая обеспечивает надежное удержание брандспойта в руках.

При работе в режиме распыления расход воды составляет не менее 2 литров в секунду. При этом длина распыленной струи составляет около 30 метров. Сплошная же струя без распыляющей насадки составляет 11 метров.

Рабочий диаметр выходного отверстия детали для расположения насадок имеет показатель 12 мм. Общая длина этой модели брандспойта составляет 36 см. а его вес – 1,9 кг.

Внутренние пожарные краны оснащаются ручными стволами модели РС–50/01. Они предусматривают постоянное крепление на магистрали и обеспечивают подачу сплошной струи воды при тушении пожаров.

Эти стволы предполагают использование при рабочем давлении от 4 до 6 кгс на кв.см. При этом номинальный расход воды составляет не менее 3,6 литров за секунду работы.

Расстояние, на которое обеспечивается доставка воды сплошной струей, составляет 28 метров. Номинальный диаметр патрубка на входе имеет показатель 50 мм, выходное же отверстие – 13 мм. Общая масса брандспойта – 270 гр. Такой небольшой показатель веса детали обеспечен тем, что корпус модели выполнен из алюминия.

На корпусе пожарного ствола высокого давления могут быть предусмотрены участки с рифленой поверхностью или покрытые специальными материалами, которые обеспечивают надежное удержание брандспойта в руках, не допуская выскальзывание при работе.

Наиболее востребованными и популярными модификациями ручных пожарных стволов являются такие модели, как РС-50, РСК-50, РС-Б и прочие.

Лафетные пожарные стволы

Лафетные брандспойты используются при достаточно сложных пожарах, для тушения которых ручные стволы малоэффективны. Лафетный тип этих устройств используется также при борьбе с огнем в ограниченном пространстве при необходимости подачи большого количества воды.

Помимо этого описываемые устройства успешно используются при охлаждении сооружений или конструкций различных типов и назначения, нейтрализации и осаждении паров ядовитых испарений, газов и т. п.

После подключения к магистрали такие устройства нуждаются в минимальном обслуживании со стороны пожарной бригады. Лафетные пожарные стволы в зависимости от конструкции и особенностей монтажа подразделяются на нижеперечисленные подвиды, а именно:

  • стационарные лафетные конструкции. Этот тип может быть размещен как на платформах грузовых автомобилей, так и на специализированных площадках или конструкциях;
  • транспортируемые на колесной основе конструкции. Этот тип представляет собой независимый прицеп к пожарным или грузовым автомобилям;
  • переносные конструкции. Этот тип является наиболее мобильным и универсальным среди лафетных пожарных стволов. Устройство может быть размещено в специальном отсеке пожарного или другого специализированного автомобиля.

Лафетные брандспойты предназначены для подачи как воды, так и пенного раствора на регламентированные расстояния в зависимости от модели устройства.

Наиболее востребованными моделями устройств для стационарного использования по праву считаются – ЛС-С60 и 40. Они, по принципу ручных устройств, предназначены для направленной подачи воды или пены при тушении сложных по своей природе пожаров. Необходимое рабочее давление для обеих моделей должно составлять не менее 0,8 МПа.

Цифровое обозначение в наименовании моделей обозначает номинальный расход воды при работе в нормальном режиме. Так ЛС-С60 расходует 60 литров воды, а «сороковая» модель соответственно – 40 литров. При этом задекларированная дальность водяной струи составляет 70 метров для обоих моделей и 40 метров для пенного вещества.

Общая длина этих устройств составляет 1950 мм для первой и 1450 мм для второй модели. При этом ЛС-С60 отличается большей массой, которая составляет 53 кг, в то время как модель ЛС-С40 – 46 кг. Высота этих устройств одинаковая – 450 мм, ширина – 550 мм.

Не менее популярны и переносные лафетные стволы модели ЛС-П20. Эти устройства достаточно легки и надежны в процессе эксплуатации и обслуживания.

Расход воды составляет 20 литров на каждую секунду работы, а дальность водяной струи составляет около 60 метров. При этом пена при тушении пожара может доставляться на расстояние до 40 метров.

Насадка для такого устройства имеет диаметр в 28 мм, при этом насадка при использовании пены в качестве основного вещества для тушения – 100 мм. Общая масса устройства составляет 20 кг, что обеспечивает высокий уровень его мобильности и удобства эксплуатации.

Пожарные автомобили: определение и классификация

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина управляемая человеком на базе автомобильного шасси, предназначенная для тушения пожара, оснащенная пожарно-техническим вооружением, оборудованием и используемое при пожарно-спасательных работах.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

На эту тему ▼
Мобильные средства пожаротушения
Основные виды транспортных средств

Пожар – это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин;
  • плавательных и летательных ап­паратов;
  • поездов.

На эту тему ▼
Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на:

  • основные;
  • специальные.

Ранее (до издания приказа № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России» (отменен – действующий: приказ МЧС России от 01.10.2020 № 737 «Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения МЧС России»)) существовал еще термин вспомогательные автомобили, которые обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Вспомогательные пожарные машины вводились на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ как в подразделениях, так и на месте тушения крупных и сложных пожаров.

Основные пожарные автомобили, в свою очередь, состоят из пожарных автомобилей общего и целевого применения.

Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – пожарная автоцистерна
АЦЛ – пожарная автоцистерна с лестницей
АЦПК – пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником
АНР – пожарный автомобиль насосно-рукавный
АПП – пожарный автомобиль первой помощи
АВД – пожарный автомобиль с насосом высокого давления
АПС – автомобиль пожарно-спасательный
АПСЛ – автомобиль пожарно-спасательный с лестницей
АА – пожарный аэродромный автомобиль
АП – пожарный автомобиль порошкового тушения
АПТ – пожарный автомобиль пенного тушения
АКТ – пожарный автомобиль комбинированного тушения
АГТ – пожарный автомобиль газового тушения
АГВТ – пожарный автомобиль газоводяного тушения
ПНС – пожарная автонасосная станция
ППП – пожарный пеноподъемник
АЛ – пожарная автолестница
АПК – пожарный коленчатый автоподъемник
ТПЛ – пожарный телескопический автоподъемник с лестницей
АЛЦ – пожарная автолестница с цистерной
АПКЦ – пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной
АР – пожарный рукавный автомобиль
АД – пожарный автомобиль дымоудаления
АГ – пожарный автомобиль газодымозащитной службы
АСА – пожарный аварийно-спасательный автомобиль
АВЗ – пожарный водозащитный автомобиль
АСО – пожарный автомобиль связи и освещения
АШ – пожарный штабной автомобиль
АЛП – пожарная автолаборатория
АПРСС – пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи
АДПТ – автомобиль диагностики пожарной техники
АБГ – пожарный автомобиль – база газодымозащитной службы
АПТС – пожарный автомобиль технической службы
АОПТ – автомобиль отогрева пожарной техники
ПКС – пожарная компрессорная станция
АТ – пожарно-технический автомобиль
АОС – пожарный оперативно-служебный автомобиль

Основные

Основные пожарные автомобили – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Основные пожарные автомобили общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

Основные пожарные машины могут быть общего (для тушения пожаров в городах и других населённых пунктах) и целевого применения (для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, лесоперерабатывающей промышленности, в аэропортах, лесах, других специальных объектах). Основные пожарные машины общего применения подразделяются на пожарные машины первой помощи водопенного тушения (автоцистерны), насосно-рукавные и другие. Основные пожарные машины целевого применения подразделяются на пожарные машины пенного, порошкового, газового, газоводяного, комбинированного тушения, насосные станции, лесопожарные, аэродромные пожарные машины и др.

К пожарным автомобилям общего применения принято относить:

  1. Пожарную автоцистерну (АЦ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
  2. Пожарную автоцистерну с лестницей (АЦЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах.
  3. Пожарную автоцистерну с коленчатым подъемником (АЦПК) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.
  4. Пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
  5. Пожарный автомобиль первой помощи (АПП) – это пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
  6. Пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
  7. Автомобиль пожарно-спасательный (АПС) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
  8. Автомобиль пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Основные пожарные автомобили целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

К пожарным автомобилям целевого применения принято относить:

  1. Пожарный аэродромный автомобиль (АА) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
  2. Пожарный автомобиль порошкового тушения (АП) – это пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
  3. Пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
  4. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
  5. Пожарный автомобиль газового тушения (АГТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

На эту тему ▼
Основные пожарные автомобили общего и целевого применения
Группы и классификация

  1. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
  2. Пожарную автонасосную станцию (ПНС) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
  3. Пожарный пеноподъемник (ППП) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Специальные

Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Специальные пожарные машины включают в себя пожарные автолестницы и автоподъёмники, пеноподъёмники, аварийно-спасательные, водозащитные, связи и освещения, ГДЗС, химической защиты, дымоудаления, рукавные, штабные, лаборатории, профилактики и ремонта средств связи, диагностики пожарной техники, базы ГДЗС, технические службы, отогрева пожарной техники, компрессорные станции, оперативно-служебные и др.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  1. Пожарную автолестницу (АЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  2. Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  3. Пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  4. Пожарную автолестницу с цистерной (АЛЦ) – это пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  5. Пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ) – это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  6. Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) – это пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
  7. Пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ) – это пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
  8. Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) – это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
  9. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) – это пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
  10. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) – это пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
  11. Пожарный рукавный автомобиль (АР) – это пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
  12. Пожарный штабной автомобиль (АШ) – это пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
  13. Пожарную автолабораторию (АЛП) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
  14. Пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
  15. Автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
  16. Пожарный автомобиль базы газодымозащитной службы (АБГ) – это пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
  17. Пожарный автомобиль технической службы (АПТС) – это пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
  18. Автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
  19. Пожарная компрессорная станция (ПКС) – это пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
  20. Пожарно-технический автомобиль (АТ) – это пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  21. Пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС) – это пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

По проходимости

В зависимости от проходимости пожарные автомобили делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

От величины допустимой полной массы

В зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомобили бывают:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

По климатическому исполнению

Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению:

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:

  1. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  2. Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  3. Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

При создании пожарных автомобилей в климатическом использовании ХЛ (для холодного климата от −60 С° до +40 С° – пожарные автомобили в северном исполнении) их буквенное обозначение дополняется символом (С), например, АЦ (С), АП (С), АСО (С).

Принятая система обозначений пожарных автомобилей достаточно информативна и дает необходимые представления о функциональных возможностях оперативного использования конкретных моделей. Система доведена до сведения практических работников пожарной охраны и используется ими при заказе новых образцов пожарных машин.

Невозможно создать универсальный пожарный автомобиль, одинаково эффективный во всех случаях оперативного использования: подобная идеология решения проблемы обречена на провал. Поэтому каждый из представленных в типаже пожарный автомобиль был рассчитан на определенную область применения, исходя из которой определялись тип базового шасси и параметры пожарного автомобиля.

По посадочной формуле

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной:

  • за двигателем (задняя кабина);
  • над двигателем (фронтальная кабина);
  • перед двигателем (передняя кабина).

Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По области применения

Условно рекомендуемые области применения пожарных автомобилей в типаже разделены на следующие:

  • Г – в городах и населенных пунктах городского типа;
  • С – в сельской местности;
  • Х – на предприятиях химической и нефтехимической промышленности;
  • А – в аэропортах;
  • Ч – при чрезвычайных ситуациях;
  • Л – на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров;
  • Э – на объектах энергетики.

Первой в типаже названа основная область применения, под которую создается пожарный автомобиль; остальные области являются возможными (допустимыми).

Из представленных в типаже пожарные автомобили могут найти применение:

  • в городах и населенных пунктах – 80 % моделей;
  • при чрезвычайных ситуациях – 80 % моделей;
  • на объектах химической и нефтехимической промышленности – 80 % моделей;
  • на объектах энергетики – 70 %;
  • в сельской местности – 40 % моделей;
  • в аэропортах – 25 % моделей;
  • на объектах лесопереработки, при тушении лесных и торфяных пожаров – 20 % моделей;
  • на транспорте – 15 % моделей.

Эти области оперативного использования явились теми ориентирами, базируясь на которые предприятия получили возможность разрабатывать стратегию продаж пожарных автомобилей, начиная с момента их создания. Характерно, что подобный методологический подход к созданию пожарных автомобилей, с учетом области их предполагаемого использования, широко применяется за рубежом.

Обозначение и расшифровка

Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX:

На эту тему ▼
Маркировка пожарных автомобилей
Структура и примеры

  • АЦ – тип пожарного автомобиля (АЦ, АНР, АЛ и т.д).
  • 3,0 – главный параметр ПА (вместимость цистерны, масса порошка и т.д.).
  • 40/4 – главный параметр основного агрегата (подача насоса нормального/высокого давления и др.).
  • 4331 – индекс модели базового шасси по классификации автомобильной промышленности (ЗиЛ-4331).
  • А – обозначение модели ПА по системе разработчика с указанием модернизации (А – первая, Б – вторая и т.д.).
  • 01 – двузначный цифровой индекс для обозначения модификаций базовой модели (01, 02, 03 и т.д.).
  • МС – две прописные буквы, указывающие название населенного пункта, в котором предприятие-изготовитель.
  • ТУ – обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).

В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

  • вместимость цистерны для воды – м 3 ;
  • вместимость бака для пенообразователя – м 3 ;
  • масса вывозимого порошка – кг;
  • масса огнетушащего газа – кг;
  • подача насоса при номинальном числе оборотов – л/с;
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов: нормального давления – м. вод. ст.;
  • высокого давления – м. вод. ст.;
  • расход лафетного порошкового ствола – кг/с;
  • мощность электрогенератора – кВт;
  • длина рукавной линии – км;
  • высота подъема стрелы – м;
  • производительность вентиляторной установки – тыс. м 3 ;
  • число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) – количество;
  • грузовой момент – тм.

Еще примеры:

На эту тему ▼
Подробные условные обозначения пожарных автомобилей

  • АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
  • АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м ), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
  • ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
  • АЛ-30 (4310) – пожарная автолестница с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
  • АСА-20 (4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и зву­ковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.

На эту тему ▼
Цветографическая схема пожарного автомобиля
Состав, цвета, эмблемы, шрифты и надписи

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2 ± 0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Источники:

  1. ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения;
  2. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. –СПб: 2006;
  3. Учебное пособие «Пожарная техника». Издание 3-е под редакцией Безбородько М.Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *