Цоканье в двигателе на холодную
Перейти к содержимому

Цоканье в двигателе на холодную

  • автор:

Металлический стук в двигателе на холодную

Двигатель конструктивно состоит из множества деталей, которые подвержены серьезным нагрузкам в процессе эксплуатации ДВС. Также любой мотор оснащается рядом систем, что предполагает установку дополнительных навесных агрегатов. Появление стуков в двигателе как на холодную, так и на горячую зачастую указывает на неисправность. В ряде случаев стук мотора требует немедленного определения и устранения. Проблема стука на холодном двигателе может проявиться как в теплое время года, так и в зимний период. Далее мы поговорим об основных причинах стуков двигателя на холодную, параллельно затрагивая возможные причины стука прогретого двигателя.

Почему стучит двигатель

Металлический стук в двигателе

Возможных причин стука двигателя может быть достаточно много. В списке основных специалисты отмечают износ деталей внутри ДВС, а также детонационные стуки. От степени износа и ряда других факторов будет зависеть характер стука, который может быть от тихого и приглушенного до отчетливых металлических ударов внутри двигателя. После того как мотор заводится на холодную, становится слышен стук в двигателе, который с прогревом может:

  • полностью исчезнуть;
  • стать менее заметным;
  • остаться на том же уровне;
  • усиливаться с ростом температуры и нагрузки.

Износ мотора

Металлический стук в двигателе

Холодный двигатель, который не демонстрирует никаких других признаков неисправности, зачастую может начать стучать в том случае, если тепловые зазоры не соответствуют норме. Другими словами, стук мотора может указывать на необходимость регулировки клапанов.

Причиной стука на холодную также могут быть гидрокомпенсаторы, которые потеряли работоспособность в результате износа, использования неподходящего типа моторного масла или несвоевременной его замены в процессе эксплуатации автомобиля. Для устранения стука гидрокомпенсаторов на холодную зачастую может быть достаточно обычной промывки двигателя, после чего осуществляется замена масла и масляного фильтра.

Еще одной причиной стука двигателя может быть увеличение зазора коренных вкладышей. Характерной особенностью является отчетливый звук на холодную в первые секунды после пуска, который пропадает с ростом давления в системе смазки. Также стучать вкладыши и другие элементы могут в результате снижения производительности масляного насоса.

Металлический стук в двигателе

Отдельно стоит выделить стук шатунов. Появление такого стука сопровождается глухими ударами металла об металл, изношенный шатун ударяется о шейку коленвала. Шатунный и поршневой стук на дизельном двигателе может быть более отчетливым и звонким, так как конструктивно поршни в дизеле приближаются очень близко к головке блока. Эксплуатация двигателя независимо от его типа с таким стуком категорически запрещена, так как мотор может неожиданно заклинить.

Стучать на холодную может и сам ГРМ. Причиной снова выступают увеличенные зазоры в постели распредвала. С прогревом стук становится менее интенсивным или полностью уходит. Одной из не менее серьезных поломок является стук поршня. Поршень может стучать в результате разрушения или критического износа. Изношенные поршни «гуляют» в цилиндре, создавая металлические удары юбкой поршня. Также к подобному стуку в отдельных случаях приводит поломка поршневых колец.

Детонационные стуки

Детонация возможна как на холодном двигателе, так и на прогретой силовой установке. Детонационные стуки после запуска двигателя или при езде характеризуется достаточно звонким стуком, частота которого увеличивается с ростом оборотов. Причиной выступает неравномерность и несвоевременное воспламенение топливно-воздушной смеси, что приводит к возникновению взрывов внутри цилиндров. Нагрузка на ЦПГ и КШМ сильно возрастает, приобретая ударный разрушительный характер.

Металлический стук в двигателе

Детонация может привести к дефектам поршня и механическим повреждениям стенок цилиндров, вызывает ускоренный износ других деталей двигателя. Для компенсации рисков на большинстве автомобилей сегодня устанавливается специальный датчик детонации, задачей которого является отслеживание колебаний в цилиндрах мотора. Сигналы от датчика поступают в ЭБУ, который корректирует состав топливно-воздушной смеси и зажигание. Необходимо отметить, что возможность такой подстройки при помощи блока управления находится в узких рамках, что не позволяет полностью исключить возможность появления детонационных стуков. При детонации двигатель может стучать:

  • на холостом ходу после запуска;
  • в момент ускорения при резком нажатии на газ;
  • во время движения под нагрузкой;
  • в случае выбора передачи, которая не соответствует нагрузке и т.д.

Что касается холодного мотора, тогда частой причиной детонационных стуков выступает заправка топливом низкого качества с октановым числом, которое ниже рекомендованного производителем для конкретного типа двигателя. Второй причиной детонации на холодную может быть повышение степени сжатия. Это происходит при установке более тонкой прокладки ГБЦ, а также в результате неудачного ремонта или вмешательств в конструкцию ДВС в целях повышения его мощности.

Детонация на прогретом двигателе возможна во всех случаях, описанных выше, а также если поршень или цилиндр перегревается. Причиной может быть степень сжатия, которая самостоятельно увеличилась по причине образования обильного слоя нагара на днище поршня.

Еще нагар может тлеть, самопроизвольно воспламеняя топливную смесь в цилиндре. Детонация проявляется при сильной нагрузке на ДВС в тот момент, когда обороты не высокие (коленчатый вал вращается с низкой частотой). Дополнительной причиной детонационных стуков может оказаться установка свечей зажигания, которые не подходят для данного типа ДВС. Как известно, свечи бывают «холодными» или «горячими», то есть подбираются в соответствии с определенными тепловыми режимами работы того или иного двигателя.

Почему еще может стучать мотор

Стуки в подкапотном пространстве могут проявляться вследствие поломок навесного оборудования: привода ГРМ, помпы, генератора, гидроусилителя рулевого управления, других шкивов и т.п. В дизелях можно столкнуться со стуком плунжерных пар ТНВД.

Очень часто холодный пуск может сопровождаться металлическим стуком, который возникает в результате проблем с натяжителем цепи ГРМ. Не стоит исключать и то, что стучать может какая-либо наружная деталь, которая слабо затянута или крепление элемента ослабло.

Самостоятельное определение причины стуков двигателя

Металлический стук в двигателе

  1. Для проведения диагностики необходимо убедиться в том, что стук появился в двигателе, а не в других узлах и агрегатах. Первым делом нужно оценить характер звука и его тональность. Звонкие удары, нарастающие при повышении оборотов и локализованные в верхней части ГБЦ, укажут на проблемы с зазорами клапанов.
  2. Стук гидрокомпенсатора напоминает удары небольшого металлического шарика по клапанной крышке, который увеличивается по частоте вместе с повышением оборотов двигателя. Шелестящие, свистящие и скрипящие звуки могут быть признаком проблем с цепью, ремнем ГРМ или ремнем генератора. Такие звуки могут быть постоянными и не зависеть от оборотов.
  3. Стуки ЦПГ обычно приглушенные, не имеют явного оттенка стучащего металла. Частота таких стуков обычно увеличивается с ростом оборотов. Детонационные стуки проявляются в виде высокочастотного звонкого постукивания. Опытные автолюбители характеризуют это явление как «пальцы звенят». Для быстрой проверки можно воспользоваться следующими рекомендациями:
  4. На автомобилях с МКПП нужно выжать сцепление, что означает разъединение трансмиссии и ДВС. Так можно определить, что стучит именно в моторе или других узлах, а не в коробке передач.

Следующим шагом станет проверка опор двигателя (так называемых подушек) и ходовой части автомобиля. Для точной диагностики нужно воспользоваться подъемником или смотровой ямой. В полевых условиях можно воспользоваться описанным ниже методом.

  • капот нужно открыть, после чего двигатель запускают;
  • далее необходимо пригласить помощника, который становится сбоку автомобиля;
  • затем машину раскачивают легкими «рывками» вперед и назад на первой и задней передаче;
  • во время таких раскачиваний помощник определяет тот факт, не являются ли подушки двигателя причиной стука.

Стук в двигателе: как обнаружить причину

Если при работающем двигателе из-под капота доносится стук, вашему автомобилю нужна «скорая помощь». Эти характерные шумы чаще всего возникают по причине образования люфта между деталями. Если цокот в двигателе слышен очень отчетливо — значит, допустимый зазор превышен вдвое или даже больше, а элементы агрегата быстро изнашиваются.

Понять, что неполадки возникли именно в двигателе, можно не только по слышимым шумам, но и по снижению давления масла, о чем сигнализирует индикатор на приборной панели.

Не стоит откладывать устранение неисправностей в моторе на потом, ведь ему могут угрожать такие опасности:

  • большие нагрузки и сильная детонация;
  • перманентный перегрев горючей смеси и ухудшение ее свойств и характеристик, что влечет быстрое изнашивание комплектующих агрегата.

Шумы в двигателе: распространенные причины

Нередко цокот может появляться в таких узлах мотора:

  • впускные и выпускные клапаны;
  • коренные шейки;
  • поршневая группа;
  • распределительный вал;
  • кривошипно-шатунный механизм.

Если в вашем авто стучит двигатель во время запуска при минусовой температуре, на холостом ходу, на горячую и при увеличении оборотов, это может свидетельствовать о неполадках в вышеперечисленных узлах. Проанализируем эти случаи и определимся с дальнейшим алгоритмом действий.

Шумы двигателя во время запуска в холода

Если цокот в моторе появляется при его пуске в минусовую температуру, значит «виноваты» клапана.

Эксплуатацию автомобиля можно продолжать, если шум в агрегате слышен при снижении оборотов. Но это «первый звоночек», говорящий о том, что скоро нужно будет заняться решением проблемы. Возникновение шума может свидетельствовать об изношенности рокеров клапанов. Обычно в таких случаях появляются звонкие щелчки. Другая возможная причина — забились отверстия на распределительном вале, по которым в рокер поступает масло. И тогда шумы будут усиливаться при нагрузке.

Еще одна причина шумов, раздающихся из клапанов, — вибрация двигателя, которая может возникнуть из-за детонации. При этом мощность силового агрегата снижается, появляется черный дым и металлический цокот. Тревожный симптом — шум в двигателе на холостом ходу, который сигнализирует об увеличении люфта между толкателями и кулачками распределительного вала. Такую неполадку нужно решать безотлагательно, в противном случае существует угроза выхода мотора из строя. Следует регулировать клапаны каждые 10–15 тыс. км пробега автомобиля — и такой проблемы не возникнет.

Для выяснения причины цокота нужно проверить давление масла и зазор клапанов. Самая распространенная причина стука в двигателе на холодную — перебои в подаче смазочного материала из-за накопившейся влаги или изнашивание толкателей. Если давление моторного масла находится в пределах нормы, то проблема, скорее всего, кроется в люфте клапанов.

Появились посторонние звуки при высокой нагрузке? Значит, не хватает смазки. Долейте масло — и стук должен исчезнуть. Если же ничего не изменилось, и стук в двигателе при увеличении оборотов становится еще сильнее, это может свидетельствовать об износе подшипников коленчатого вала. Такая ситуация требует уже экстренного вмешательства. Чтобы избежать серьезного ремонта авто, стоит прекратить эксплуатацию авто до устранения неисправности.

Шум в двигателе от распредвала

Если причина кроется в распредвале, возникает стук в двигателе на определенных оборотах, например, без нагрузки его не слышно. Обычно шумы возникают при запуске мотора в холодную погоду, при этом они более глухие по сравнению с теми, которые выдают клапана. Это связано с тем, что при простое агрегата весь смазочный материал с поверхности деталей стекает, и первые обороты двигатель делает в сухом состоянии. Когда мотор заводится, — стук появляется, но как только поверхности узлов агрегата снова покрываются смазкой, он пропадает. Даже за такой короткий промежуток времени опытный водитель может понять, что вызывает проблему.

Если звук усиливается при повышении оборотов, автомобилю требуется неотложная диагностика в автосервисе. Иначе возможны серьезные последствия для распределительного вала, гидрокомпенсаторов и подшипников. Дистанция, которую может преодолеть машина с шумами в распредвале и с неисправными гидрокомпенсаторами, составляет не более 50 тыс. км. Дальнейшая эксплуатация авто может быть небезопасной.

Шумы в двигателе из-за поршневой группы

Это довольно распространенная ситуация, поскольку цилиндрическая форма поршня далека от идеальной. Шумы могут быть спровоцированы:

  • ударами о стенки цилиндра во время работы;
  • кольцами, которые при движении бьются о палец;
  • искривлением штока поршня;
  • смещением оси;
  • соприкосновением рабочей поверхности с прокладкой головки;
  • тяжелым ходом опоры пальца.

Шумы в двигателе: звонкие и глухие

При работе автомобиля свойства моторного масла ухудшаются, а его вязкость увеличивается. В результате трение между комплектующими усиливается, что приводит к повреждению поверхностей и ускоренному износу. Когда стук в двигателе на горячую слышен отчетливо — значит, выработка деталей достигла критических показателей. Если же есть нехватка масла, при запуске мотора появляется глухой звук.

Следовательно, смазочные материалы очень важны: чтобы избежать появления шумов при работающем моторе, нужно вовремя осуществлять замену масла. Если стук глухой — причина кроется в нехватке смазки. Если же слышны звонкие звуки — нужно отрегулировать или заменить клапаны.

Звук в КПП или в двигателе: как выяснить

Бывает так, что нелегко установить, откуда раздается шум: из коробки передач или из мотора. Чтобы разобраться, при работающем агрегате нужно нажать на педаль сцепления. Звук исчез? Значит, «виновата» коробка переключения передач. Выжатая педаль сцепления прерывает связь КПП с приводом, позволяя диагностировать проблему. Возможные причины появления шума — износ подшипников или нехватка масла.

Советы по ремонту двигателя

При ремонте двигателя рекомендуется следовать определенному алгоритму:

  1. Проверьте уровень масла. Его дефицит способен привести к нарушению работы всего агрегата.
  2. Найдите источник звука. Если уровень масла в норме, рекомендуется проверить состояние:
    • топливной системы;
    • приводов;
    • шкивов навесного оборудования.
  3. Обратите внимание на особенности шумов. При оборотах стук в двигателе усиливается? Значит, неполадки возникли, скорее всего, в цилиндро-поршневой группе или кривошипно-шатунном механизме (КШМ).

Периодичность стука может не совпадать с частотой вращения коленвала (отличается приблизительно в два раза). В таком случае проблема, вероятно, заключается в системе газораспределительного механизма (ГРМ). По частоте вращения коленчатый вал вдвое превосходит распределительный. При нагреве мотора звук обычно усиливается, поскольку увеличиваются зазоры клапанного механизма. В виде исключения вспомните случаи шумов, возникающих в гидрокомпенсаторах под нагрузкой.

Усиление звука также может быть связано с нагреванием и последующим расширением моторного масла, что говорит о проблемах в работе подшипников КШМ.

Стук при работе двигателя может сигнализировать о наличии серьезных неполадок, которые со временем могут только усугубляться. Если вы слышите шумы, но не уверены, что можете самостоятельно устранить неисправность, обратитесь в Бош Авто Сервис СТО «Универсальная» также у нас можно купить запчасти для иномарок в Запорожье для ремонта двигателя. Наши сотрудники проведут диагностику и оперативно решат проблему, что сделает поездки на вашем авто более комфортными и безопасными.

  • Дата публикации: 2023-03-29

Мотор стучит на холодную: основные причины стука в двигателе

Стук в холодном двигателе может появиться в любое время года и при любой температуре воздуха. У этой проблемы есть много причин, но всего одно проявление — посторонний шум в моторе сразу после запуска. Стук слышен в течение 1-2 минуты, и по мере прогрева он исчезает.

Сегодня мы расскажем, откуда берется звук, и что с этим делать.

Основные причины стука в двигателе

Износ двигателя

Проблема характерна для автомобилей с пробегом. Стук появляется при износе отдельных элементов мотора:

  • Гидрокомпенсаторы.
    Детали утрачивают функции в результате естественного истирания, несвоевременной замены масла или применения неподходящей СОЖ.
  • Клапаны.
    В процессе эксплуатации в двигателе меняются тепловые зазоры. Когда они перестают соответствовать норме, появляется стук.
  • Коренные вкладыши.
    Посторонние звуки появляются при износе подшипников, когда зазор увеличивается сверх нормативных значений. Стук металлический, приглушенный, прослушивается в области картера на низких оборотах и при резком нажатии на педаль газа. Можно заметить шумы сразу после запуска двигателя. Они пропадают, когда давление в смазочной системе повышается.
  • Вкладыши шатунов.
    Стук шатунных вкладышей слышен отчетливо, громко. Интенсивность звука повышается в момент набора оборотов. Если продолжать эксплуатировать машину, двигатель может заклинить.
  • Поршни.
    Стук раздается в блоке цилиндров. Причина — появление зазора. Обычно это негромкий глухой звук, который может сопровождаться щелчками. Стук появляется в холодном двигателе и исчезает после прогрева, но может снова появиться при резком снижении оборотов во время движения. Первые звуки можно услышать при величине зазора 0,3-0,4 мм, когда машине требуется минимальный ремонт.
  • Поршневые пальцы.
    Стук также локализуется в блоке цилиндров, но он звонкий, высокий, металлический. Звук усиливается при перегазовке и во время сброса газа. Двигатель начинает стучать при зазоре в поршневых пальцах от 0,1 мм.

Со временем любая поломка усугубится и может привести к отказу агрегата.

Ослабление ремня ГРМ

Слабый ремень ГРМ сбивает такт, появляется стук. Если смещение произошло на 1-2 зуба, шум будет проявляться постепенно. На первых порах это может быть едва заметное постукивание клапанов, которое почти не слышно на работающем двигателе. Со временем звук усиливается.

Если не обратить на проблему внимания, ремень ГРМ порвется. Последствия хорошо знакомы большинству автовладельцев — можно попасть на капитальный ремонт двигателя.

Стук при детонации топлива

Особенность стука в том, что он может проявляться и на холодном, и на прогретом двигателе. Частота постукиваний увеличивается или уменьшается в соответствии с оборотами. Причина детонационных шумов — несвоевременное возгорание топливной смеси, которое приводит к взрывам. Стук при этом может проявляться на разных этапах работы мотора:

  • сразу после запуска на холостых оборотах;
  • при резком ускорении;
  • во время езды под повышенной нагрузкой;
  • при неправильном выборе передачи.

Детонационные стуки возникают в результате заправки некачественным топливом или бензином неподходящей марки. Причиной шума также может быть повышение степени сжатия, образование нагара на дне цилиндра, неправильный выбор свечей зажигания.

Отсутствие моторного масла

Стук может появиться сразу после замены СОЖ. В момент пуска двигателя масло прокачивается по системе, заполняет маслопровод, поэтому некоторое время агрегат работает на сухую — слышен характерный шум. Стуки быстро исчезают и повторно не появляются.

При снижении уровня масла в двигателе также слышен посторонний шум. По мере прогрева и при повышении оборотов стук усиливается — это признак масляного голодания узлов трения.

Что делать, если двигатель стучит на холодную

В первую очередь проверьте уровень масла. Стук может появиться из-за снижения давления в системе. Если с маслом все в порядке, требуется тщательная диагностика автомобиля. По результатам проверки специалист даст рекомендации по ремонту или обслуживанию авто. Вид работ зависит от причины стука.

Если стучат клапаны, нужна регулировка. Это рекомендуется делать на плановых ТО через 20-30 тыс. км пробега.

Если неисправны гидрокомпенсаторы, проводится диагностика. Иногда достаточно поменять масло и фильтр. В сложных случаях требуется ремонт или замена компенсаторов.

Проблема с детонацией решается регулировкой системы зажигания. Также мы рекомендуем заправляться на проверенных АЗС с качественным топливом.

Мы описали основные причины возникновения стуков в двигателе на холодную. Если вы замечаете хотя бы один из них в вашем автомобиле, приезжайте на диагностику в наш автосервис. Наши специалисты с большим опытом, всегда готовы предоставить вам свои услуги в нашем сервисном центре ЭКСПЕРТ САМАРА на Ново-Урицкой 22. Предварительная запись по номеру телефона 8(846)9 7777 11

Цоканье на холодном двигателе

Я конечно понимаю, что сделать «аборт по телефону» не выйдет. Но может есть какие идеи или кто с этим сталкивался.
Имеем двигатель Дюратек 1,6. Масло синтетика форд 5w40, Формула (не помню букву), пробег 38тык
На холодную что-то цокает. Звук не ритмичный. Пропадает при прогреве. Летом примерно секунд через 20-40 (если на улице примерно 15 градусов), зимой так же в зависимости от уличной температуры 1,5-3 минуты.
Был на сревисе зимой на ТО, выстудить полностью времени не было, но немного мастер услышал. Сказал, что возможно форсунки. Хотя есть варианта, что гидрокомпенсаторы — но это не критично, как он сказал.

Буду рад услышать мнения конфы.
Спасибо.

Buster
5 июня 2007
Цоканье на холодном двигателе
14,7K
просмотров
20
участников
28
сообщений
Игорище
5 июня 2007

Да-да, это интересно. У меня на холодную тоже что-то цокает. Все симптомы одинаковы. Двигатель Zetec 1.8.

ввв111
5 июня 2007
это какойто из компенсаторов, у меня цокает уже тыщ 30.
майкл-5301
5 июня 2007

на 1.8 толкатели без гидрокомпенсаторов, цокают или шайбы регулировочные в толкателях, или сами толкатели в головке , на холодном моторе зазор больше, при прогреве уменьшается, толкатели вращаются поэтому и звук то есть ,то нет

5 июня 2007
майкл-5301:

Ну вращаться то они начинают после 3000 об/мин, кто ж на таких оборотах движок греет?
У моего Фокуса тоже цоканье есть, не знаю такое же или нет, но по чёткому звуку явно не из глубин мотора. Причем Фокус цокает/щелкает также и после выключения двигателя, постойте рядышком минут 5.
ИМХО тепловое расширение/сжатие приводит к такому эффекту, особенно на стыке деталей из разных материалов.

Buster
5 июня 2007
майкл-5301:

При остывании щелкает катализатор — это понятно.
А при прогреве именно не щелчок, а цокание.

Я вообще сильно подозреванию, что проблема выявилась после того, как я сменил масло на синтетику. Вязкость пониже, вот и стало слышно тепловые зазоры. Ясное дело, что пока на горячую звуков нет, можно не дергаться (один знакомый мастер говорил «Плохой стук вылезет » — т.е. будет прогрессировать). Пока не прогрессирует.
Но все таки интересно, что это именно цокает: форсунки, гидрокомпенсаторы или еще что?

15 июня 2007

Причины возникновения цокающего звука могут быть разные.
Начиная с использования моторного масла не соответствующего требованиям производителя и заканчивая увеличенным зазором между цилиндром и поршнем.
При определенных сомнениях, целесообразно показать авто специалисту. Возможно, придется записаться на утро, а пригнать авто, заранее, с вечера, чтобы обеспечить необходимые условия для диагностики звуков на холодном двигателе.
ИМХО, в подобных случаях, часто встречается незначительное нарушение теплового зазора клапана/нов ГРМ.
Регулировка зазора на Zetec, при наличии спец. инструмента, не вызывает больших сложностей.

С уважением, Алексей.

16 июня 2007

Имею возможность успокоить сразу всех.
Скажу, что это в порядке вещей и обсуждалось уже.

Это гидрокомпенсаторы имеют такую особенность постукивать на холодную,
такая уж у них особенность. В этом нет ничего страшного, а бороться с этим бесполезно, к этому надо привыкнуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *