Количество зис в строительстве расшифровка
Перейти к содержимому

Количество зис в строительстве расшифровка

  • автор:

Обследование технического состояния зданий и сооружений

Обследование технического состояния здания (сооружения) — это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.

Обследование включает в себя определение действительного технического состояния строительных конструкций, их способности воспринимать действующие в данный период расчетные нагрузки и обеспечение нормальной эксплуатации здания. При проведении обследования выявляются дефекты конструкций, отступления от проекта, от требований действующих норм и технических условий, а также уточняется действительная работа конструкций на реальные эксплуатационные нагрузки. В результате обследования выявляется степень физического износа отдельных конструкций, узлов и здания в целом, возможные причины нарушения нормальной эксплуатации или аварии.

В задачи обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений входит определение принципиальной схемы и состава работ, позволяющих объективно оценить их техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усиления.

Согласно п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.) .

Для уникальных зданий и сооружений (здания и сооружения с использованием конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета, либо разработки специальных методов расчета, либо требующих экспериментальной проверки на физических моделях, а также применяемых на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов. Здания и сооружения с высотой более 100 м, пролетом более 100 м, вылетом консолей более 20 м, заглублением подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров. К уникальным зданиям и сооружениям следует относить, также, зрелищные, спортивные, культовые сооружения, выставочные павильоны, многофункциональные офисные, торгово-развлекательные комплексы и т.п. с максимальным расчётным пребыванием более 1000 человек внутри объекта или более 10000 человек вблизи объекта) устанавливается постоянный режим мониторинга.

Кроме того, обследование технического состояния зданий и сооружений проводят также:

  • по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений;
  • при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения);
  • по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения);
  • по инициативе собственника объекта;
  • при изменении технологического назначения здания (сооружения);
  • по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания или сооружения заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания или сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

При обследовании технического состояния здания или сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).

В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания или сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.

Обследование технического состояния зданий и сооружений должно проводиться в три этапа:

1) подготовка к проведению обследования;

2) предварительное (визуальное) обследование;

3) детальное (инструментальное) обследование.

При сокращении Заказчиком объемов обследования, снижающем достоверность заключения о техническом состоянии объекта, Заказчик сам несет ответственность за низкую достоверность результата обследования.

Реконструкция ЗиС. Классификация

Реконструкция- особая разновидность строительства, связанного с переустройством существующих зданий и сооружений с целью полного или частичного изменения их функционального назначения, замены морально устаревшего и физически изношенного технологического и инженерного оборудования, изношенных или не соответствующих эксплуатационным требованиям конструкций и инженерных систем.

Реконструкция жилищно- гражданских объектов проводится с целью повышения потребительских качеств, комфортности, продления жизни зданий, а также увеличения площади за счет надстроек, пристроек.

Техническое перевооружение- частный случай реконструкции- отличается от реконструкции тем, что здесь основными являются работы по замене физически изношенного или морально устаревшего технологического оборудования и обеспечивающих технологических и инженерных систем.стр работы сводятся к усилению или замене фундаментов

Особенности организации строительных работ при реконструкции ЗиС

Реконструкция- особая разновидность строительства, связанного с переустройством существующих зданий и сооружений с целью полного или частичного изменения их функционального назначения, замены морально устаревшего и физически изношенного технологического и инженерного оборудования, изношенных или не соответствующих эксплуатационным требованиям конструкций и инженерных систем.

Стесненность проявляется в ограничении фронта работ и возможностей использования строительной техники, трудности в доставке и складировании необходимых ресурсов в зоне работ и, как следствие, снижение производительности труда и увеличение продолжительности строительства, что приводит к повышению стоимости СМР.

Совмещение СМР с процессом эксплуатации возможно в двух основных вариантах:

• Реконструкция с остановкой основного производства

• Реконструкция без остановки- СМР совмещаются с функционированием предприятия во времени, но разделяются пространственно- однотипные машины.

Виды реконструкции могут различаться по объему выполняемых СМР и степени сложности.

По объему работ: малая реконструкция- переустройство отдельных цехов с заменой оборудования, полная реконструкция- переустраивается весь комплекс предприятия или комплексное обновление районов застройки

По степени сложности(для характеристики проектных решений и условий производства СМР): несложные-типовые здания с типовыми конструкциями в условиях обычной стесненности, в зданиях, освобожденных на период производства СМР. Средней сложности- несколько типовых или одно индивидуальное здание. Особо сложные- большое здание с нетиповыми объемно- планировочными решениями или большое число различных зданий с индивидуальными конструкциями и необходимостью работ по усилению оснований.

Организация строительного производства при реставрации ЗиС

Реставрация зданий и сооружений представляет собой весьма сложный, комплексный вид строительных работ. Она включает следующие действия: ремонт, консервацию, консолидацию и реновацию памятников архитектуры. Эти процессы основа всех инженерно-технических проблем защиты исторических памятников. Восстановление и усиление наземных и подземных конструкций зданий в наибольшей степени служат сохранения памятников и продлению их жизни.

Реставрация зданий может включать в себя выполнение следующих строительных работ:

Капитальное строительство всего здания, если архитектурный объект был разрушен (выполняющееся по сохранившимся материалам – фотографии, чертежи, видеосъемки), строительство отдельных утраченных элементов сооружения — пристройки, надстройки, колоны, башенки.

Надстройка утраченных этажей.

Разборка и усиление несущих конструкций объекта.

Ремонт и реставрация фасада здания.

Реставрация или воссоздание кирпичных кладок.

Реконструкция инженерных систем и коммуникаций объектов.

Таблица степени огнестойкости зданий и сооружений

Уровень огнестойкости относится к самым главным параметрам, влияющим на пожаробезопасность зданий и сооружений.

Уровень огнестойкости относится к самым главным параметрам, влияющим на пожаробезопасность зданий и сооружений. Проектирование новых строительных объектов обязательно должно учитывать весь комплекс мероприятий по эвакуации людей при возникновении пожара. Высокая степень огнестойкости объектов продлевает наступление критического момента после возгорания, когда еще сохраняется физическая возможность для людей покинуть здание с минимальными последствиями для здоровья. Уровень стойкости к огню определяется назначением объекта и четко регламентируется нормативами. Если строение не соответствует нормативам по степени огнестойкости, то ввод объекта в эксплуатацию невозможен, так как безопасность людей не может быть обеспечена.

Мы готовы помочь обеспечить четкое соответствие нормам пожарной безопасности любых объектов.

Определение степени огнестойкости зданий и сооружений

Определение степени огнестойкости

Степень огнестойкости строительных объектов и их класс пожарной опасности оценивается при проектировании системы противопожарных мероприятий, как этого требуют статьи 13 и 14 ФЗ-123, которые необходимо жестко выполнить архитектору и конструктору при проектировании и реконструкции сооружений.

Огнестойкость характеризуется временем сопротивления здания или сооружения к воздействию огня. Ее рассчитывают, применяя ст. 30 ФЗ 123. Пожароопасность для каждого объекта определяют с учетом пожароопасности строительных материалов, применяемых при его строительстве. Степень огнестойкости и класс пожароопасности дает возможность оценить скорость распространения огня по объекту во время пожара.

Предел стойкости зданий определяется временем, в пределах которого пожар воздействует на объект до его полного разрушения.

Огнестойкость строительных объектов

Каждый строящийся объект должен соответствовать требованиям пожаробезопасности с учетом его назначения и применяемых материалов. Степень огнестойкости сооружений определяется в соответствии с Федеральным Законом ФЗ-123 — ст 30:

здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций (І, ІІ, ІІІ, ІV, V).

Показателем огнестойкости является предел огнестойкости конструкции, который в соответствии с ГОСТ 30247 устанавливается в минутах до наступления одного из предельных состояний:

  • R — потеря несущей способности;
  • E — потеря целостности;
  • I — потеря теплоизолирующей способности.

Класс конструктивной пожарной опасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов (С0, С1, С2, С3).

Класс конструктивной опасности С устанавливается в зависимости от этажности , площади отсеков, функциональной опасности.

Класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5).

Класс пожарной опасности строительных конструкций К0, К1 К2 К3 должен соответствовать принятому классу конструктивной опасности зданий:

  • КО — непожароопасные;
  • К1— малопожароопасные;
  • К2 — умеренно пожароопасные;
  • К3— пожароопасные.

Если показатель огнестойкости и класса пожароопасности вновь проектируемого объекта строительства ниже требуемого, необходимо выполнить комплекс мер по улучшению огнестойкости, чтобы была возможность оперативно эвакуировать людей из сооружения и сделать несущие балки максимально устойчивыми к огню. т.е выполнить их защиту от огня. Эти меры должны выполняться с применением сертифицированных материалов, одними из которых являются производимые нами материалы для огнезащиты ФЕРУМ.

Как влияют технологии на огнестойкость сооружений

Анализ строительной документации дает возможность изучить наличие (отсутствие) технологий, повышающих огнестойкость строительных конструкций. Сначала нужно осмотреть визуально все конструкции здания. Потом изучить все внутренние помещения, лестницы, подсобки и т.д.

Часто для снижения расходов недальновидные заказчики для лестниц и подсобок применяют самые дешевые материалы с низким уровнем огнестойкости. Поэтому при пожаре огонь распространяется по этим самым слабым участкам конструкции. Все это надо обязательно изучать и учитывать при разработке методов огнезащиты и расчетах огнестойкости.

Как определить степень огнестойкости зданий и сооружений

5 степеней огнестойкости

Всего имеется пять степеней огнестойкости. У каждой из них есть свои особенности и свой критический предел.

Первая степень

К ней относятся самые стойкие к огню конструкции — здания и сооружения с применением железобетона, камня, огнеупорных плит и листовых материалов. У них самая высокая стойкость к воздействию огня и высокой температуры.

Вторая степень

Фактически первая степень огнестойкости, но с небольшими отличиями, слегка менее жесткие требования. Сооружения для этой категории могут строиться с применением стальных конструкций.

Первая степень огнестойкости

Третья степень

Существует три подвида огнестойкости в 3-й категории:

Третья. Сооружения с бетонными, железобетонными, каменными несущими конструкциями, в которых применяются ограждения с деревянными перекрытиями. Для огнестойкого покрытия применяют трудногорючие плиты и листовые материалы, штукатурку.

Третья «а». Каркасные здания, при строительстве которых используется незащищенная сталь. Ограждения делают из профилированного стального листа. Другие материалы тоже не боятся огня.

Третья «б». Одноэтажные деревянные каркасные конструкции, обработанные огнезащитным составом. Панельные ограждения также изготовлены из дерева, предварительно пропитанного составами.

Четвертая степень

Включает два разных норматива по огнестойкости:

Четвертая. Сооружения с несущими конструкциями и ограждениями из легко воспламеняемых материалов, например, древесины. Защита от высоких температур обеспечивается покрытием из плитки или штукатурки. К перекрытиям нет высоких требований по огнестойкости. Чердак из дерева обязательно обрабатывают огнезащитными спецсоставами.

Четвертая «а». Одноуровневые здания с каркасной схемой. Каркас — стальной, а ограждения делают из профильных листов с утеплителем из горючего материала.

Пятая степень

Самый низкий порог к огнестойкости и скорости распространения огня. Такие сооружения не предполагают постоянного наличия людей, они не предназначены для хранения горючих и взрывоопасных материалов и для использования в них электроприборов.

Предел огнестойкости строительных конструкций

Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков

Несущие стены, колонны и другие несущие элементы

Наружные ненесущие стены

Перекрытия междуэтажные (в том числе чердачные и над подвалами)

Строительные конструкции бесчердачных покрытий

Строительные конструкции лестничных клеток

настилы (в том числе с утеплителем)

фермы, балки, прогоны

марши и площадки лестниц

Экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций, зданий и сооружений

Проведем экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений надежно и в срок:

  • Собственная аккредитованная лаборатория неразрушающего контроля.
  • Профессиональное сопровождение ведущих специалистов рынка на всех этапах оформления заключения экспертизы.
  • Гибкие условия оплаты — внесение финального взноса только после получения заключения экспертизы.
  • Надежный договор, который предусматривает все детали сотрудничества. Никаких подводных камней и скрытых платежей — все условия зафиксированы.

Стоимость зависит от объема выполняемых работ и рассчитывается индивидуально.

Каким зданиям требуется экспертиза промышленной безопасности?

  • Предназначены для осуществления технологических процессов.
  • Предназначены для хранения сырья или продукции.
  • Предназначены для перемещения людей и грузов.
  • Предназначены для локализации и ликвидации последствий аварий.

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

В каких случаях необходима экспертиза промышленной безопасности, а том числе экспертиза несущих конструкций зданий и сооружений?

  • истечение срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • авария на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
  • по предъявляемому в установленном порядке предписанию Ростехнадзора.

Согласно п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

ООО «Протос Экспертиза» +7 (495) 151-94-59

Ваша заявка принята
Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время

Техническая экспертиза зданий и сооружений включает оценку:

  • полноты и достоверности документации на здания и сооружения;
  • фактического состояния зданий и сооружений на ОПО.

ЭПБ зданий и сооружений должна включать следующие этапы:

  • изучение комплекта технической документации;
  • визуальное обследование;
  • инструментальное обследование;
  • оценка технического состояния здания (сооружения);
  • выводы и рекомендации по дальнейшей безопасной эксплуатации

Программа экспертного обследования состояния несущих конструкций здания (сооружения)

1. Цель экспертного обследования

Оценка соответствия строительных конструкций здания (сооружения) предъявляемым к ним эксплуатационным требованиям и определение возможности продления срока дальнейшей безопасной эксплуатации

2.1. Подготовительные работы

— ознакомление с объектом обследования, его объемно-планировочным и конструктивным решением, материалами инженерно-геологических изысканий;

— подбор и анализ проектно-технической документации

2.2. Рассмотрение воздействия фактических условий воздействий на конструкции здания (сооружения)

2.3. Проверка состояния конструкций

а) предварительное (визуальное) обследование:

сплошное визуальное обследование конструкций здания (сооружения) и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксацией;

б) детальное (инструментальное) обследование:

работы по обмеру необходимых геометрических параметров здания (сооружения), конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов; проверка соответствия строительных конструкций здания (сооружения) проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций с составлением ведомостей дефектов и повреждений (с указанием их месторасположения); инструментальное определение параметров дефектов и повреждений; определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов; измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании (сооружении); определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом возможного влияния деформаций грунтового основания; определение реальной расчетной схемы здания (сооружения) и его отдельных конструкций; уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок; определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки; оценка соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта; анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях; составление итогового документа (акта, заключения, технического отчета) с выводами по результатам обследования; разработка рекомендаций по обеспечению требуемых величин прочности и деформативности конструкций с рекомендуемой, при необходимости, последовательностью выполнения работ

2.4. Оценка соответствия рабочего процесса технологическому регламенту на производство продукции в обследуемом здании (сооружении)

2.5. Выполнение поверочного расчета конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций

2.6. Составление заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам экспертного обследования

3. На период проведения экспертных обследований предприятие (заказчик) обеспечивает экспертной организации свободный доступ на объект экспертизы

4. Специальные мероприятия

в случае обнаружения аварийных мест — представители экспертной организации принимают решение об эвакуации рабочего персонала и оборудования, немедленной разгрузке конструкций, а при необходимости — их частичной или полной разборке

5. Заключение экспертизы представляется предприятию (заказчику)

6. Внесение технических данных в паспорт обследуемого объекта производится службой предприятия (заказчика)

1. КАКОВА ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПБ ЗДАНИЙ, И КАКИМ НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТОМ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ?

Прошу дать разъяснения по экспертизе промышленной безопасности зданий. Какова периодичность проведения обследования и экспертизы ПБ зданий, и каким нормативным документом данная периодичность регламентируется?

Согласно ПБ 03-517-02 экспертиза ПБ зданий проводилась каждые 5 лет. После отмены этих правил заменяющего их документа нет.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (п.3 ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

В настоящее время периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте нормативно не установлена. При этом в п.7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности предусмотрены случаи, когда необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА НЕФТЕХИМИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Просим Вас уточнить необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности следующих зданий и сооружений, находящихся на нефтехимическом предприятии:

1. Операторные (помещения управления) опасных производственных объектов, в которых происходят только операции, связанные с управлением технологическим процессом;

2. Здания трансформаторных подстанций, закрытых распределительных устройств , находящиеся на территории опасных производственных объектов;

3. Свечи рассеивания, предназначенные для аварийного сброса и рассеивания горючих газов, находящиеся на территории опасных производственных объектов;

4. Межцеховые кабельные эстакады и эстакады тепломатериалопроводов.

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат «здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий».

Как видим, экспертизе промышленной безопасности подлежат не все здания и сооружения, а только те из них, которые отвечает одному или нескольким признакам:

— предназначены для осуществления технологических процессов;

— предназначены для хранения сырья или продукции;

— предназначены для перемещения людей и грузов;

— предназначены для локализации и ликвидации последствий аварий.

Основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий определены в п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

— при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Следует признать, что на сегодняшний день присутствует неопределенность в вопросе проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений.

Неоднозначность толкования указанных выше требований позволяет приходить к следующим выводам.

Во-первых, можно предположить, что требование о проведении экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия указания в соответствующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности необходимости и порядка проведения экспертизы промышленной безопасности таких объектов;

Во-вторых, можно также предположить, что требование о проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружения

Считаем целесообразным и обоснованным применение второго подхода к толкованию требований последнего абзаца п.7 Правил. Прежде всего, по тому, что проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия соответствующих требований. Принимая во внимание, что ни в одних из действующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности не устанавливаются особенности проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, можно прийти к ошибочным выводам о том, что экспертиза зданий и сооружений проводиться не должна, следовательно, нормы ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п.7 Правил оставались бы декларативными («мертвыми»). В то же время, в действующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности содержатся требования к проектированию и эксплуатации отдельных зданий и сооружений. В связи с чем, считаем, что по смыслу последнего абзаца п.7 Правил, речь идет именно об этих требованиях.

Кроме того, вопросы возникают и в части определения объема требований, предъявляемых к соответствующим объектам экспертизы: должны ли экспертизой промышленной безопасности охватываться помимо требований промышленной безопасности и соответствующие требования технических регламентов (например, требования Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений», а также документов по стандартизации, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521)? Если исходить из определения «экспертизы промышленной безопасности», раскрытого в статье 1 Закона, то предметом соответствующей экспертизы являются исключительно требования промышленной безопасности. Однако, указанный подход значительно сужает оценку в определении степени соответствия объекта установленным требованиям: за рамками экспертизы останутся иные не менее важные требования: требования пожарной безопасности, требования технических регламентов и т.д. И может сложиться ситуация, что при положительном заключении экспертизы промышленной безопасности, объект не будет соответствовать иным требованиям законодательства.

На основании вышеизложенного считаем необходимым за соответствующим разъяснением в части определения объема требований, предъявляемых к объектам экспертизы промышленной безопасности, обратиться в Ростехнадзор.

3. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ, В СОСТАВЕ КОТОРОГО ЭКСПЛУАТИРУЕТСЯ ЛИТЕЙНАЯ ЭЛЕКТРОПЕЧЬ

Опасные производственные объекты, эксплуатируемые нашим объединением, в установленном порядке зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.

Все здания на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями главы 6.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» в процессе их эксплуатации проходят эксплуатационный контроль.

Согласно п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (утв. приказом от 14.11.2013 N 538 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) здания на опасном производственном объекте должны проходить экспертизу промышленной безопасности при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям.

Необходимо ли в каких-либо случаях в обязательном порядке проводить экспертизу промышленной безопасности зданий, в составе которых эксплуатируется оборудование (литейная электропечь), рассчитанное на максимальное количество расплава свыше 500 килограммов, если на предприятии здания проходят эксплуатационный контроль?

Обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, закрепляется в ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При этом экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (п.3 ст.13 указанного Федерального закона).

Так, в частности, приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила), которые в п.7 конкретизировали основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

— при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Согласно последнему абзацу п.7 Правил экспертиза зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Считаем, что требование о проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружения (а не от наличия указания в соответствующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности необходимости и порядка проведения экспертизы промышленной безопасности таких объектов).

Также считаем, что эксплуатационный контроль является одной из форм оценки соответствия на предмет соблюдения требований законодательства о техническом регулировании и градостроительного законодательства.

Во избежание неправильного толкования требований п.7 Правил считаем необходимым за соответствующим разъяснением обратиться в Ростехнадзор.

4. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ КРЕМНИЕВО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДСТАНЦИИ

Нашей организацией была проведена экспертиза промышленной безопасности здания кремниево-преобразовательной подстанции в соответствии с приказом 538 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности». Признаком опасности данного объекта, в соответствии с картой учета в государственном реестре ОПО, является 2.3. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.

При проведении экспертизы промышленной безопасности выполнена оценка соответствия экспертизы требованиям положений следующих нормативных правовых актов:

Направив данное заключение в территориальный орган Ростехнадзора для внесения сведений в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, нам было прислано письмо (прикрепленный файл), в котором информируется о том, что в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности от 12.11.2013 N 533 соответствующих требований к зданиям и сооружениям не содержится.

Правомерно ли данное суждение?

Имеет ли место данный факт быть достаточным для отказа внесения сведений в Реестр заключение экспертизы промышленной безопасности?

В каких правовых актах содержатся требования к зданиям и сооружениям, в которых установлены подъемные сооружения?

К сожалению, в письме Северо-Западного управления Ростехнадзора четко не сформулирован вывод, по которому можно было бы понять позицию государственного органа:

— то ли речь идет об отсутствии необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении зданий и сооружений на ОПО, на которых установлены подъемные сооружения, поскольку на сегодняшний день отсутствуют соответствующие требования промышленной безопасности к таким зданиям,

— то ли речь идет о проведенной экспертизе промышленной безопасности, которая вышла за рамки требований промышленной безопасности, поскольку оценивалось соответствие построенного здания требованиям технического регламента, документов в области стандартизации и строительным нормам и правилам, т.е. предметом соответствия явились не требования в области промышленной безопасности, а требования законодательства о техническом регулировании и градостроительного законодательства. В последних двух случаях оценка соответствия должна проводиться в других формах, а не в форме экспертизы промышленной безопасности.

Обратим внимание на следующие требования действующего законодательства в области промышленной безопасности.

Так, в силу требований п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

При этом экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (п.3 ст.13 указанного Федерального закона).

Так, в частности, приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», которые в п.7 конкретизировали основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:

-в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

-в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

-после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

-по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

-при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Согласно последнему абзацу п.7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности экспертиза зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

На сегодняшний день отсутствуют отдельные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, которые бы устанавливали требования к зданиям и сооружениям на ОПО, на которых используются подъемные сооружения. В то же время, приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», которые, в том числе в отдельных пунктах, предусматривают требования к указанным зданиям и сооружениям.

Возникает вопрос о возможности определения в рамках экспертизы промышленной безопасности соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, предъявляемым к ним требованиям не только законодательства в области промышленной безопасности, но и иного отраслевого законодательства (градостроительного законодательства, законодательства о техническом регулировании). Исходя из определения «экспертизы промышленной безопасности», раскрытого в ст.1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» такая экспертиза ограничивается требованиями в области промышленной безопасности.

Ввиду неоднозначности понимания указанного вопроса считаем необходимы за соответствующим официальным разъяснением обратиться в центральный аппарат Ростехнадзора.

5. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ КОТЕЛЬНОЙ

По результатам проведенной экспертизы промышленной безопасности здания котельной, экспертом промышленной безопасности сделан вывод о несоответствии объекта экспертизы — здания котельной требованиям промышленной безопасности, с чем Заказчик работ категорически не согласен.

Прошу Вас оценить правомерность и корректность сделанных выводов.

В ходе проведения экспертизы промышленной безопасности было выполнено определение (замеры) величины относительного прогиба железобетонных плит площадки установки котлов.

Полученное значение вертикального прогиба ═u = 27 мм превышает предельно допустимый конструктивный вертикальный прогиб для данного типа конструкций (предельно-допустимый ═u= 8 мм., согласно СП 20.13330.2011 (Таблица Е1), ГОСТ 31937-2011 (Приложение Е)).

Также были обнаружены дефекты и повреждения площадки установки котлов (антресоли), существенно снижающие несущую способность здания, а именно:

1. Отслоение защитного слоя бетона, коррозионное разрушение бетона (корбонизация, новообразования, структурные нарушения), коррозия стержней рабочей арматуры;

2. Отслоение защитного слоя бетона, коррозионное разрушение бетона (корбонизация, новообразования, структурные нарушения, выпучивание сжатой арматуры);

3. Относительный прогиб и смещение железобетонных плит;

4. Разрушение (шелушение бетона сжатой зоны) уменьшение площади опирания колонн;

5. Наклонные разветвлённые трещины полов со смещением участков бетона относительно друг друга;

На основании результатов обследования, состояние элементов площадки установки котлов (антресоли) здания котельной на момент проведения обследования оценивается как — аварийное.

Служба отдела капитального строительства Заказчика считает то, что данные антресоли нельзя относить к строительным конструкциям здания, следовательно, они не подлежат обследованию при проведении экспертизы промышленной безопасности здания котельной, а учитывая сказанное заключение ЭПБ подлежит переработке.

6) здание — результат строительства, представляющий собой объёмную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземные части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

23) сооружение — результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящие из несущих, а в отдельных случаях из ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

24) строительная конструкция — часть здания или сооружения, выполняющая определённые несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

п.2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счёт средств её заказчика.

1. В договоре на проведение экспертизы промышленной безопасности должно быть чётко определено — что должно подвергаться экспертизе промышленной безопасности и в соответствии с этим должна быть представлена рабочая документация на здание, сооружение, строительную конструкцию.

2. Площадки установки котлов, если они опираются на здание или входят в состав сооружения или строительной конструкции, будут относиться к зданию, если это внесено в рабочие чертежи, согласно которым и должна проводиться экспертиза промышленной безопасности.

3. Если антресоль не входит в состав здания (согласно рабочим чертежам), то в любом случае экспертиза промышленной безопасности должна проводиться комплексно в целях обеспечения Федерального закона N 384-ФЗ (Статья 7. Требования механической безопасности), что должно быть оговорено в договоре по проведению экспертизы промышленной безопасности.

6. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ

Когда нужно делать экспертизу промышленной безопасности зданий?

В статье 13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) определены объекты экспертизы промышленной безопасности (далее — ЭПБ). Так, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ, ЭПБ подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. Порядок проведения ЭПБ установлен в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — ФНП). Таким образом, ЭПБ проводится в порядке, установленном в ФНП и статье 13 Федерального закона N 116-ФЗ. В пункте 7 ФНП определены случаи проведения ЭПБ зданий и сооружений, это такие случаи, как истечение срока эксплуатации, установленного в проектной документации, отсутствие проектной документации, проводится ЭПБ также после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Обратите внимание, что ЭПБ проводится тем зданиям, которые предназначены для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, то есть те здания, которые идентифицированы в составе ОПО.

7. ЭКСПЕРТИЗА ПБ ЗДАНИЯ С РАЗМЕЩЕННЫМ В НЕМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ПУНКТОМ

Каким пунктом какого нормативного документа требуется проведение экспертизы промышленной безопасности здания с размещенными в нем газораспределительным пунктом и узлом учета газа?

В соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями) (далее — N 116-ФЗ), экспертизе промышленной безопасности (далее — ЭПБ) подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте (далее — ОПО), предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

В пункте 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — ФНП) перечислены случаи, при наступлении которых, здания на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат ЭПБ.

В понятиях N 116-ФЗ, ОПО является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, здание или сооружение, есть обращение опасного вещества, горючей пыли и др. (см. Приложение 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ).

Если в сведениях, характеризующих ОПО указано здание, с размещенными в нем газораспределительным пунктом и узлом учета газа, при этом, его можно подвести под определение здания на ОПО, данное в статье 13 N 116-ФЗ, то в случаях, перечисленных в п.7 ФНП, зданию ЭПБ проводить нужно, в противном случае, проведение ЭПБ не требуется.

8. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ НА ОПО, ГДЕ УСТАНОВЛЕНЫ ПС, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ И ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Согласно п.264 «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»: Экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. ПС, перечисленные в пункте 148 настоящих ФНП и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.

Прошу пояснить необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности здания и сооружений на опасном производственном объекте, где установлены ПС, не подлежащие учету и экспертизе промышленной безопасности (ОПО в реестре не зарегистрирован).

Были ли разъяснения Ростехнадзора по этому поводу.

В пункте 148 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 указаны подъемные сооружения, не подлежащие учету в реестре ОПО и в соответствии с п.264 «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ) не подлежат.

То есть, в пункте совершенно четко указано, что для перечисленных ПС, ЭПБ не требуется.

По данному вопросу существует разъяснение Ростехнадзора (ответ на обращение) — Письмо Ростехнадзора от 04.08.2016 N 02-00-14/13905.

9. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ОПО

Какова периодичность проведения обследования и экспертизы промышленной безопасности зданий, каким нормативным документом данная периодичность регламентируется?

В соответствии с пунктом 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (зарегистрированным Минюстом России 26.12.2013, рег. N 30855), здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

  • в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
  • в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
  • после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений опасных производственных объектов нормативными правовыми документами не определена.

10. ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРОХОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ ГЭС В СВЕТЕ N 116-ФЗ?

Вопрос:

В составе ООО БГК есть Павловская гидроэлектростанция, здание Павловской ГЭС находится в эксплуатации с 1961 года (55 лет) и подлежит периодическому декларированию безопасности гидротехнических сооружений, требования по декларированию безопасности гидротехнических сооружений собственниками сооружений и эксплуатирующими организациями вытекает из требований федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» N 117-ФЗ (1997). Комплекс гидротехнических сооружений ПГЭС имеет 2 класс опасности.

Есть ли необходимость дополнительно проходить экспертизу промышленной безопасности здания ГЭС в свете федерального закона 116-ФЗ от 21.07.97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», или декларирования в рамках закона N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» достаточно? Ответ прошу сопроводить ссылками на нормативные документы.

Если объекты (гидротехническое сооружение, объекты в составе гидротехнических сооружений) соответствуют признакам отнесения их к опасным производственным объектам согласно приложению 1 и 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то на них требования в области промышленной безопасности распространяются, в том числе в части проведения экспертизы промышленной безопасности. Отметим, что приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов

11. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ ГЭС, ПРИ НАЛИЧИИ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГТС И РАЗРЕШЕНИЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ГТС?

Организация эксплуатирует ГТС, в состав которой входит, в том числе здание ГЭС. Разработана декларация безопасности ГТС, выдано разрешение Ростехнадзора на эксплуатацию ГТС. Площадка главного корпуса ГЭС (здание ГЭС) зарегистрирована в государственном реестре ОПО 3 класса опасности (используется оборудование, работающее под избыточным давлением и стационарно установленные грузоподъемные механизмы). Существует ли необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности здания ГЭС, при наличии декларации безопасности ГТС и разрешения на эксплуатацию ГТС? Эксплуатационный срок службы здания ГЭС в проектной документации (40 годов) не указан.

Обязательность проведения экспертизы промышленной безопасности (далее — ЭПБ) и случаи, в которых ЭПБ проводится, установлены в ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями) (далее — N 116-ФЗ), в частности, содержится требование по проведению ЭПБ зданиям и сооружениям на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. ЭПБ проводится на основании Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения ЭПБ» (далее — ФНП). Согласно п.7 ФНП, здание и сооружение подлежат экспертизе в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы, проведенными ранее. Так как у вас площадка главного корпуса ГЭС (здание ГЭС) зарегистрирована в государственном реестре ОПО, следовательно, и требования законодательства в области промышленной безопасности (N 116-ФЗ) к ней применимы в полной мере. Таким образом, если в проектной документации на здание ГЭС отсутствуют данные о сроке его эксплуатации, согласно требованиям ст.13 N 116-ФЗ и п.7 ФНП ЭПБ зданию проводить нужно.

12. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧАСТИ ЗДАНИЙ НА ОПО

В соответствии со статьей 13 ч.1 ФЗ N116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности (далее ЭПБ) подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов. В таком случае есть ли необходимость проведения ЭПБ всего здания в целом, если только в двух помещениях этого здания располагаются объекты относящиеся к опасным производственным объектам, т.е. правильно ли будет проводить ЭПБ только для помещений в которых есть ОПО, а по остальной части здания проводить комплексное обследование (требование п.2.2.1 абз.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей)?

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями) (далее — N 116-ФЗ), опасными производственными объектами (далее — ОПО) в соответствии с N 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к N 116-ФЗ. Идентификация объекта осуществляется эксплуатирующей организацией. При идентификации осуществляется выявление и отнесение или не отнесения объекта к категории ОПО, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями N 116-ФЗ. При рассмотрении спецификации установленного на объекте оборудования необходимо учитывать все оборудование (технические устройства, сооружения), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в Приложении 1 N 116-ФЗ.

В сведениях, характеризующих ОПО, необходимо отразить данные о зданиях, в которых располагаются объекты относящиеся к ОПО.

В таком случае, ЭПБ можно будет проводить для определенной части здания, которая предназначена для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, показав, что остальная часть здания для этих моментов не предназначена.

13. ЭКСПЕРТИЗА ПБ ВСТРОЕННОЙ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРНОЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ЗДАНИИ

Требуется ли экспертиза промышленной безопасности в случае установки встроенной теплогенераторной в административном здании до 3-х этажей мощностью до 360 кВт при наличии в составе объекта газопровода среднего давления и ПРГ при первичной газификации здания?

Во-первых, необходимо определиться с объектом экспертизы промышленной безопасности — будет ли это документация, техническое устройство или здание (сооружение), во-вторых, необходимо отталкиваться от оснований проведения соответствующей экспертизы.

Так, согласно ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежит документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, а также документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности только тогда, когда иная форма оценки не установлена техническими регламентами и только в случаях, установленных п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

— до начала применения на опасном производственном объекте;

— по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

— при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

— после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий определены в п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростезнадзора от 14.11.2013 N 538:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

— при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

14. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА 1986 ГОДА ПОСТРОЙКИ

Здание основного производственного корпуса построено примерно в 1986 году. В основном это железобетонные конструкции. В генеральном плане не указан срок эксплуатации здания. Когда нам следует провести экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений? Здание не относится к опасному производственному объекту. В каком это документе прописано?

Если речь идет о здании, которое находится на опасном производственном объекте, предназначенное для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, то оно подлежит экспертизе промышленной безопасности в силу требований ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При этом в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

— в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

— в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

— после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

— по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

15. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЫМОВЫХ ТРУБ

ПБ 03-445-02 отменено, но остается еще РД 03-610-03, в которых в п.1.3 сказано об экспертизе промышленной безопасности дымовых труб, это РД -действующее.

Нужно ли проводить ЭПБ дымовых труб и на какие нормативные документы опираться, если эта экспертиза нужна?

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.97 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 02.07.2013) экспертизе промышленной безопасности (далее — экспертиза) подлежат в том числе здания и сооружения на опасных производственных объектах (далее Здания и сооружения), предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей или грузов, ликвидации последствий аварий.

Экспертиза Зданий и сооружений осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 года N 538) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией или других случаях.

Обследование технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкции осуществляется в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» введенного в действие приказом агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 N 1984-ст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *