Какой износ тормозных дисков допускается
Перейти к содержимому

Какой износ тормозных дисков допускается

  • автор:

Как определить допустимый износ тормозных дисков

iznos tormoznyh discow

Любой здравомыслящий водитель стремится поддерживать свой автомобиль в исправном состоянии, уделяя внимание не только его ходовым характеристикам, но и тормозной системе. Тормоза должны моментально откликаться на нажатие педали и срабатывать именно с той интенсивностью, которая предусмотрена при разработке автомобиля.

Скорость торможения автомобиля напрямую зависит от исправности тормозных колодок и дисков. В результате силы трения, возникающей между деталями, машина останавливается. Чтобы максимально продлить срок службы колодок и дисков, они изготавливаются из прочных материалов. Несмотря на это, детали остаются подвержены износу. Водитель обязан следить за состоянием тормозных дисков и тормозных колодок, а также уметь определять, когда требуется их замена.

Как узнать минимальную толщину тормозных дисков

При покупке новых тормозных дисков для автомобиля, водитель должен ориентироваться на рекомендации по выбору делали, выданные производителем. Приобретая качественные тормозные диски, можно быть уверенным, что они не разлетятся при торможении без видимых причин.

Согласно международным правилам производства тормозных дисков легковых автомобилей, компании, выпускающие их, обязаны гравировать на них информацию о максимально допустимом износе. Чтобы определить максимальный износ тормозного диска, необходимо внимательно изучить его торцевую часть. На ней указывается информация об исходной толщине детали, а также о минимальной толщине, при достижении которой производитель рекомендует отказаться от эксплуатации диска, и он больше не отвечает за качество торможения.

kak uznat minimalnuyu tolshinu disca

Обратите внимание: Когда тормозные диски изготовляются без соблюдения международных правил, на них можно не обнаружить информацию о толщине и максимально допустимом износе. Эксплуатация таких дисков запрещена из соображений безопасности. Крайне рекомендуется приобретать тормозные диски у сертифицированных продавцов и от проверенных брендов.

Как определить износ тормозных дисков

Однозначно сказать, сколько километров пробега прослужат водителю тормозные диски невозможно. Связано это не только с качеством изготовления самих дисков, но и с другими факторами – стилем вождения машины, состоянием тормозных колодок и тормозной системы в целом, климата, в котором эксплуатируется автомобиль, состояния дорог и прочих. Именно поэтому водитель должен самостоятельно время от времени диагностировать износ тормозных колодок.

Чтобы провести диагностику тормозного диска на предмет повышенного износа, необходимо снять колесо. Далее диагностика выполняется в два этапа:

    izmerenie-tolshhiny-diska-shtangencirkulem

Важно: Не забывайте, что замена тормозных дисков производится попарно для одной оси.

Проверить состояние тормозных дисков можно и в процессе движения автомобиля. Если деталь сильно изношена, возникнут следующие симптомы, указывающие на необходимость ее замены:

  • Торможение автомобиля происходит рывками;
  • Слышен скрежет, скрип и другие посторонние шумы в процессе торможения машины;
  • При торможении наблюдается биение руля и педали тормоза;
  • Во время нажатия на педаль происходит блокировка тормозов.

kak-opredelit-iznos-tormoznyx-diskov

Лучше не дожидаться симптомов, описанных выше, а регулярно производить в гараже диагностику тормозного диска – измерительную и визуальную. Производители автомобилей советуют это делать через каждые 10-15 тысяч пробега, при отсутствии явных симптомов неисправности.

Какой допустимый износ тормозных дисков? Советы и рекомендации автолюбителям

Когда менять тормозные диски?

Каждый тормозной диск имеет свой ограниченный ресурс. Он задан производителем с завода, и на износ ресурса влияет пробег, интенсивность торможения, состояние всей тормозной системы, характерные особенности самого транспортного средства и пр. Покупая новый комплект тормозных дисков для своей машины, водитель должен обязательно отталкиваться от рекомендаций автопроизводителя. Потому сначала смотрим в руководство по эксплуатации, либо же по удобным каталогам, отталкиваясь от характеристик именно своей машины, подбираем деталь через Интернет. Если взять качественный комплект от проверенного изготовителя, можно быть уверенным в том, что износ не наступит очень быстро, а при резком торможении автомобиль точно остановится, как вы и рассчитывали. Это же касается и покупки новых колодок. Существуют международные нормы и стандарты по производству таких компонентов для легковых авто. Они обязывают всех изготовителей обязательно делать соответствующую гравировку или маркировку на изделиях.

Какой допустимый износ тормозных дисков? Советы и рекомендации автолюбителям, изображение №2

Суть гравировки заключается в том, чтобы обозначить информацию, которая касается максимально допустимой степени износа. Есть такое понятие как толщина тормозного диска. А для него предусмотрен определенный максимальный износ.

Для получения соответствующей информации следует взглянуть на торцевую часть изделия. Именно там, согласно международным стандартам, все изготовители сертифицированных деталей обязаны наносить данные, касающиеся износа тормозной детали. Здесь должна располагаться информация про исходную толщину, а также о том, какая толщина считается минимальной. Как только диск достигает этого значения, он подлежит обязательной замене. Фактически производитель тем самым снимает с себя ответственность. Если водитель стер диск ниже нормы, из-за чего угодил в аварию, обвинить в этом производителя тормозов или автокомпанию он не сможет. Тут есть интересная особенность. При возникновении вопроса о том, когда менять диски торможения, многие заглядывают на торцевую сторону старого изделия, но ничего там не обнаруживают. Подобное встречается, но только на изделиях, которые не прошли сертификацию или являются подделкой. Покупать подобные детали без информации об износе категорически не рекомендуется.

Какой допустимый износ тормозных дисков? Советы и рекомендации автолюбителям, изображение №3

Как понять, что толщина тормозного диска приблизилась к критической отметке?

Тормозные диски, как детали, работающие в повышенном диапазоне механического воздействия, изготавливаются из достаточно прочных материалов. Но, несмотря на это, тормозные диски являются уязвимой частью тормозной системы. Важной, но уязвимой. Подверженной механическому воздействию, например, со стороны неисправных тормозных колодок. Кроме того, на увеличение износа тормозного диска влияет малая площадь при соприкосновении с тормозной колодкой. Это требует достаточно большого давления на площадь контакта, и, естественно, как результат, довольно быстрый износ тормозных дисков.

На резонный вопрос о том, как определить износ тормозных дисков, ответ вам сможет дать сам тормозной диск. Срок службы тормозных дисков не имеет точной цифры в километрах пробега или в годах эксплуатации. Поэтому, часто задаваемый вопрос о том, сколько ходят тормозные диски, является некорректным. Эту цифру просто невозможно определить, так как у каждого водителя сугубо индивидуальный стиль вождения и, соответственно, торможения. Но, производители тормозных дисков предусмотрели такой вариант развития событий. Доустимая толщина тормозного диска указана на торце тормозного диска, при условии, что диск выполнен с соблюдением требований международных стандартов.

Водителя интересуют две цифры, указанные на диске: исходная толщина тормозного диска и минимальная толщина, по достижении которой, производитель снимает с себя ответственность при дальнейшей эксплуатации диска.

Почему так важно следить за состоянием тормозных дисков?

Диски и колодки подвергаются высокой нагрузке в процессе езды. Как и любая другая деталь автомобиля, они имеют свойство изнашиваться. Это в свою очередь может сказаться на общей безопасности и надежности транспортного средства. Следовательно, каждый автолюбитель должен вычислить важнейший параметр для того, чтоб на дороге не приключилось ничего серьезного.

Какой допустимый износ тормозных дисков? Советы и рекомендации автолюбителям, изображение №4

Когда нужно менять задние тормозные диски?

Задние тормозные диски необходимо заменить, если вы заметили, что тормозной путь увеличен, транспортное средство уходит в сторону при торможении, снизился уровень тормозной жидкости, стала мягкой педаль тормоза, а также, если они изношены до допустимого минимума, деформированы или повреждены.

Какой допустимый износ тормозных дисков? Советы и рекомендации автолюбителям, изображение №5

Зачем менять тормозные диски

Тормозные диски могут быть заменены по разным причинам. Во-первых, замена обязательна, если оригинальные роторы изношены. Почти каждый ротор имеет минимальную толщину или характеристики отбрасывания, отлитые или штампованные где-то в центральной секции ротора. При замене тормозных колодок роторы всегда должны измеряться микрометром для определения их толщины. Если роторы изношены слишком сильно и имеют минимальную толщину или меньше ее (или их нельзя выровнять без превышения предела), необходимо заменить диск (рекомендуется — сразу все).

Какой допустимый износ тормозных дисков? Советы и рекомендации автолюбителям, изображение №6

Изношенные роторы опасны по двум причинам: тонкие роторы не могут поглощать и рассеивать тепло так же, как новые роторы, что увеличивает риск того, что колодки станут слишком горячими и выцветут при длительном или сильном торможении. Кроме того, тонкие роторы с большей вероятностью трескаются и ломаются, что может привести к поломке тормоза. Другое условие, которое обычно требует замены данной детали — это когда роторы «деформированы» и вызывают вибрацию или пульсацию при использовании тормозов — так называемое, биение тормозного диска. Когда толщина диска составляет более пары сотых сантиметра, он толкает колодки при торможении. Сила передается обратно через поршни суппорта, тормозные магистрали и главный цилиндр вплоть до педали тормоза, создавая вибрацию или пульсацию, которую может почувствовать водитель. Чем больше изменение толщины ротора, тем сильнее вибрация или пульсация. Это действительно раздражающее состояние, хотя и не обязательно небезопасное. Владелец транспортного средства может принять эти вибрации за проблему с антиблокировочной системой.

А купить качественные тормозные диски и колодки вы можете в нашем интернет магазине!

Износ тормозных дисков

Что это такое? Состояние тормозов напрямую связано с безопасностью вождения, водителя и пассажиров. Износ тормозных дисков происходит быстрее, если машина эксплуатируется в жестких условиях или при агрессивном стиле езды. На что обратить внимание? Необходимо регулярно проверять степень износа и стараться содержать диски в чистоте. Своевременная диагностика и замена деталей снизят вероятность возникновения аварийной ситуации на дороге.

  • Признаки износа тормозных дисков
  • Допустимый износ тормозных дисков
  • Определение степени износа тормозных дисков
  • Предельный износ тормозных дисков
  • Факторы, влияющие на износ
  • Причины неравномерного износа тормозных дисков
  • Мнение автовладельцев об износе тормозных дисков

Признаки износа тормозных дисков

Когда тормозные колодки давят на диск, он неизбежно изнашивается. Степень износа диска от воздействия на него фрикционного материала зависит от множества факторов: от местности и условий эксплуатации автомобиля, от стиля вождения, от исправности тормозной системы, от пробега, а также от многого другого.

На эффективность работы тормозных дисков оказывают воздействие количество грязи на дорогах, химические реагенты, которыми обрабатываются автотрассы, и даже температура окружающего воздуха.

При проектировании тормозных систем инженеры закладывают в конструкцию дисков максимально допустимый процент износа, после которого эти детали надо будет ремонтировать или менять. Данная информация обычно указывается на поверхностях изделий.

Признаки износа тормозных дисков

Степень износа тормозных дисков крайне сложно определить на глаз, обычно для этого применяются специальные инструменты. Бывает непросто выявить дефекты дисков в том числе и по поведению транспортного средства во время торможения. Но есть некоторые эффекты, наличие которых указывает на то, что толщину дисков стоит измерить незамедлительно.

К таковым относятся следующие признаки:

  • Изменилась реакция педали тормоза. Например, для того чтобы колодки схватили диск, ее теперь нужно утапливать почти что в пол. Правда, стоит оговориться, что такой же эффект наблюдается и в случае, если сильно изношены колодки, сломан тормозной цилиндр или же упал уровень тормозной жидкости. Но начать проверку рекомендуется именно с замера толщины износа тормозных дисков.
  • Рывки и вибрации при торможении. Обычно данное явление возникает, если диск изнашивается неравномерно. Но проверить следует и состояние колодок тоже.
  • На руле ощущается биение при торможении. Самыми распространенными причинами здесь являются деформация диска или его перекос. Но также могут быть виноваты и тормозные колодки в случае их повреждения.
  • Процесс торможения сопровождается свистящим звуком. Как правило, этот эффект возникает, когда слишком сильно изношенными оказываются тормозные колодки. Но если пропустить момент наибольшего их истирания, то на диск начинает давить уже их стальная основа. Она гораздо тверже фрикционного материала колодок, поэтому способна с легкостью повредить диск. Так что при появлении свиста при торможении нужно и диски проверять, и колодки менять.

Тормозная система ответственна за сохранение жизней людей (как находящихся внутри машины, так и других участников движения на дороге). Поэтому проводить проверку дисков, колодок и смежных деталей нужно сразу же, как только появится один или несколько из перечисленных в таблице неприятных эффектов.

table

Допустимый износ тормозных дисков

Всегда нужно помнить, какой максимальный износ тормозных дисков является допустимым для безопасной эксплуатации той или иной модели автомобиля. И никогда не нужно превышать эти сроки – меняйте диски не задумываясь.

Допустимый износ тормозных дисков

Если превышать допустимый уровень истирания дисков, то вероятность аварии возрастает нелинейно и существенно. Например, в некоторых вариантах конструкции тормозных систем при избыточном износе диска поршень может заклиниться или даже вывалиться из своего посадочного места. Если такое произойдет во время движения на скорости, то это чревато опасными поломками и возникновением аварийной ситуации.

Любой автопроизводитель указывает предельно допустимую норму износа тормозных дисков и колодок. Эти показатели зависят от мощности силового агрегата, массы автомобиля, разновидности тормозных дисков. Кроме того, предельный износ отличается для разных типов дисков.

К примеру, у модели «Шевроле-Авео» новый диск имеет толщину 26 мм. А минимально допустимая толщина диска для безопасной езды составляет 23 мм. Информация о предельном износе указывается на рабочей поверхности тормозного диска.

Надпись может быть размещена также и на ободке (к примеру, MIN. TH. 4 мм). Есть и другой способ – выемка с внутренней стороны торца диска, чтобы за нее не задевала колодка, так как при росте истирания станет меняться и плавность торможения – оно все больше будет осуществляться рывками. И это весьма чувствительно для водителя.

Как правило, допустимое истирание не превышает 1-1,5 мм. А если толщина износа тормозного диска составит 2-3 мм, то такой дефект уже считается критическим, и эксплуатировать автомобиль в этом случае уже нельзя.

Барабанные тормозные диски тоже изнашиваются

Только у них увеличивается внутренний диаметр. И допустимые нормы здесь приводятся именно по его увеличению. Наибольший износ тормозного барабана указывается на его внутренней стороне, и это значение, как правило, находится в диапазоне от 1 мм до 1,8 мм.

Часто в Интернете можно встретить утверждение, что допустимым является 25%-ный износ тормозного диска. Это не верно! Дело в том, что износ всегда измеряется абсолютными значениями, то есть в миллиметрах и их десятых долях. Вот таблица примерных номинальных значений.

Название параметра

Значение, мм

Номинальная толщина тормозного диска

Минимальная толщина диска при максимальном износе

Максимально допустимая толщина износа одной из плоскостей тормозного диска

Максимальное значение биения диска

Минимально допустимая толщина фрикционной накладки тормозной колодки

Определение степени износа тормозных дисков

Для того чтобы проверить износ тормозных дисков, потребуется микрометр или же штангенциркуль, но иногда достаточно бывает простой линейки и монетки. Замер толщины недопустимо производить только в одной произвольно взятой точке. Мерить нужно в 5-8 точках в разных секторах одного диска.

Также после осуществления замеров необходимо сравнить полученные значения между собой – в случае если показатели будут разниться, значит, налицо кривизна, то есть истирание диска происходит неравномерно. И здесь нужно обязательно проводить диагностику, выявить причины такого искривления.

Определение степени износа тормозных дисков

На сервисах и станциях технического обслуживания для измерения толщин износа тормозных дисков пользуются специальными штангенциркулями, которые имеют меньшие размеры и при этом оснащены специальными бортиками, дающими возможность щупам инструмента достигнуть поверхностей диска и при этом не упереться в борт диска с краю.

Вообще, удобнее всего производить проверку толщины диска переднего колеса, если снять его. Более того, в большинстве случаев по-другому его и не измерить вовсе. А что касается измерения барабанов задних колес, то тут демонтировать придется всю тормозную систему. Также следует помнить, что износ диска происходит с обеих сторон, а потому и обследовать нужно две плоскости, так как изнашиваться они могут по-разному и далеко не всегда равномерно.

Начинать измерения нужно, имея на руках сведения о толщине нового тормозного диска. Эти данные указываются на самом диске либо же в технической документации автомобиля.

Предельный износ тормозных дисков

Предельно допустимый износ тормозного диска в абсолютном своем значении зависит от изначальных параметров самой детали (прежде всего, ее размеров), а также от мощности силового агрегата машины. Совокупный износ одного диска в двух сторон редко когда может превышать 3-4 мм, то есть по 1,5-2 мм на каждую плоскость.

Читайте также!

Тот же самый расчет применим и для задних тормозных барабанов, и хоть изнашивается там только одна плоскость, потерю ее толщины там нужно просто удвоить (ведь колодки распирают барабан в двух противоположных местах). И если полученное значение близко к 3-4 мм, то это значит, что барабанные диски свое уже отслужили и их пора менять.

Предельный износ тормозных дисков

Итак, проверять нужно обе плоскости тормозного диска – с обеих сторон. Также нужно промерить величину буртика и сравнить его с аналогичным значением у нового диска. При обследовании обычно оцениваются не только количественные показатели истирания, но и его качественные характеристики: наличие задиров, борозд, трещин, равномерность расходования материала диска. Например, трещины не должны по глубине превышать 0,01 мм).

Осмотр предполагает исследование размерности канавок, которые формируются колодками на диске. Интересует их структура: канавки должны иметь регулярный характер и быть примерно одинаковыми по глубине. Это показатель нормального износа. Если же на диске образуются необычные рисунки и «сатурнианские кольца», то менять диск нужно вместе с тормозными колодками.

Если диск обрел различимую невооруженным глазом коническую форму, то это значит, что колодки давят на него неравномерно. Возможно, виновником здесь является суппорт, который надо обязательно проверить.

На диске также могут образоваться цветовые аномалии или даже коррозия. Происходит это обычно из-за сильных температурных перепадов, в результате которых металл меняет свою структуру. Такой диск все еще можно эксплуатировать, но, как правило, именно из-за подобных эффектов при торможении образуется шум, да и эффективность схватывания колодками диска снижается.

Диск с данным дефектом лучше заменить на тот, в котором предусмотрено более эффективное отведение тепла.

Плоскости дисков истираются неравномерно

Например, по краю образуется буртик, который не зацепляется колодками. Очевидно, что при исследовании плоскости диска измерять его толщину требуется именно на так называемом рабочем пространстве, но никак не с краю. Наиболее удобным инструментом здесь является микрометр, впрочем, сгодится и специальный штангенциркуль, щупы которого позволяют проводить измерения в глубине протертой борозды.

Нужно соблюдать золотое правило: если хоть одно измерение толщины износа тормозного диска дает значение ниже предельно допустимого, то даже если результаты промеров в остальных точках окажутся в норме, такой диск подлежит обязательной замене.

Также недопустимо использовать поношенные колодки вместе с новым диском. Это категорически запрещается!

Вполне полезной при измерении износа тормозного диска может оказаться обычная монета достоинством в 50 копеек или же в 1 рубль. Толщина гурта такой монеты составляет 1,5 мм.

Прикладываем две такие монеты к поверхностям изношенного тормозного диска, добиваясь того, чтобы пластина монеты немножко выпирала над буртами. А дальше производим замер толщины с использованием обычного штангенциркуля так, чтобы его щупы касались только монет. Из полученного значения вычитаем 3 мм (1,5 мм х 2 монеты) – это и будет корректное значение имеющейся толщины тормозного диска.

Факторы, влияющие на износ

На изнашиваемость тормозных дисков влияет множество факторов.

Факторы, влияющие на износ

Перечислим некоторые из них

  • Агрессивный стиль вождения. Чем с большей скоростью привык ездить водитель, тем сильнее, при прочих равных условиях будут истираться колодки и диски на его авто. Потому что давить на тормоз придется с большим усилием и чаще.
  • Эксплуатационные условия. Разумеется, на дорогах, где много склонов и круч, на тормозную систему ложится повышенная ответственность. Приходится удерживать машину на склоне, например, или же обеспечивать резкое и эффективное торможение перед закрытым поворотом. Диски и колодки здесь истираются намного быстрее.
  • Трансмиссия. Удивительно, но на авто с механической КПП диски и тормозные колодки истираются медленнее, чем у машин с «автоматикой» или же с вариатором. Причиной является возможность для водителей «механики» притормозить двигателем, выставив пониженную скорость на КПП. В итоге за счет более интенсивного расходования ресурса двигателя экономится ресурс тормозной системы.
  • Модель тормозного диска. Сейчас на машинах монтируются вентилируемые, перфорированные, сплошные тормозные диски, а также диски с насечками. Быстрее всего истираются сплошные диски, а дольше всех служат перфорированные и вентилируемые.
Читайте также!

Вполне естественным является тот факт, что истирание тормозных дисков передних колес происходит быстрее, чем истирание барабанов на колесах задних. Так происходит потому, что на переднюю ось оказывается существенно большее усилие при торможении. Отсюда и различия в допусках износа для разных осей.

Для любой стандартной «легковушки», которая эксплуатируется в условиях города, тормозные диски нужно проверять приблизительно каждые 50-60 тыс. км пробега. Однако с развитием технологий срок службы тормозных расходников растет, и сейчас уже есть модели автомобилей, которые не нуждаются в замене тормозных дисков даже после пробега в 100-120 тыс. км.

Причины неравномерного износа тормозных дисков

Если при обследовании диска невооруженным взглядом заметна неравномерность его истирания, то, прежде чем поставить новый диск и заменить колодки, требуется выявить причину такого дефекта и устранить ее. Иначе новый диск придется снова очень быстро менять.

износ

Неравномерность истирания может объясняться следующими причинами:

  • Некачественный материал диска. Иногда имеют место дефекты материала, а иногда и нарушение технологии его изготовления. Обычно все это присуще относительно дешевым моделям дисков.
  • Некорректный монтаж дисков. Скорей всего, имеет место образование перекоса, когда диск выставлен не идеально перпендикулярно оси. В результате происходит конический износ тормозного диска и столь же неравномерный износ колодок. Если дефект обнаруживается в начале эксплуатации, то диск можно проточить и необходимости в его замене не будет. Но диски «со стажем» уже требуют обязательной замены.
  • Некорректный монтаж колодок. Здесь все очевидно: установка колодок с перекосом приведет к неравномерному истиранию тормозного диска, а также к образованию борозд и конического профиля. Быстро истираться при этом будут не только колодки, но и диск.
  • Загрязнение суппорта. Данный дефект наблюдается в том случае, если повреждается пыльник тормозного суппорта. Туда мгновенно попадает абразив (пыль) и вездесущая вода – происходит закисание и, как следствие, затруднение хода колодок, нарушается равномерность их нажатия со всеми вытекающими последствиями.
  • Искривление направляющей. Такой дефект может возникнуть либо в связи с несоблюдением технологии установки новых колодок, либо по причине аварии.
  • Коррозия. Если машина долго простаивает, особенно под открытым небом, то тормозные диски очень быстро покрываются ржавчиной. Если автомобиль после этого начинают интенсивно эксплуатировать, то нет ничего удивительного в том, что диски будут истираться неравномерно.

Проточка дисков является вполне распространенной операцией по продлению их ресурса, однако производители настоятельно не рекомендуют делать это. Весьма трудно на глаз оценить степень износа тормозного диска, а также рассчитать рентабельность этой процедуры.

Дело в том, что перед стачиванием борозд необходимо точно измерить его износ и биение, а это требует дорогостоящего и редкого оборудования, которое присутствует далеко не во всех автосервисных центрах.

Читайте также!

Допустимым искривлением является 0,05 мм, но следует иметь в виду, что биение начинается уже с 0,025 мм. Впрочем, если на сервисе есть соответствующие расточные станки, то проточку можно будет осуществить с допуском 0,005 мм.

Мнение автовладельцев об износе тормозных дисков

  • Продление сроков эксплуатации дисков при помощи смазки.

«Надо производить смазку направляющих суппортов при замене колодок. Только пользоваться нужно качественной смазкой: ATE, Toyota или же TRW. Это заметно увеличит ресурс как колодок, так и дисков».

«Фаска на поверхности тормозного диска прирастает не только из-за истирания его основного поля, но также и из-за нарастания ржавчины. В принципе, ее совершенно нетрудно снять при помощи обычной болгарки. Что же касается износа, то тут нужно отталкиваться от заводских параметров. Если новый диск имеет толщину в 24 мм, то наименьшая допустимая толщина составляет, как правило, 22 мм. Но такие параметры производитель обычно устанавливает с немалым запасом, так что реально ездить можно аж до 20 мм (если, конечно, вы не участвуете в гонках по серпантинам).

А еще нужно внимательно приглядеться и оценить коррозионные повреждения перегородок на вентилируемых дисках. Наряду с биениями и трещинами коррозионные повреждения – это увесистая причина для замены диска».

«Диски, как правило, эксплуатируются «в течение» двух пар колодок. Маловато, конечно, но тут главное, чтобы ресурс диска вдруг не исчерпался раньше ресурса колодок. Произойти такое в теории не может, так как фрикционный материал колодок мягче металла диска, но на практике все-таки такое иногда случается. Не нужно дожидаться полного износа колодок. Возьмите себе за правило менять их после 70-80%-го истирания. Это гарантированно избавит вас от проблем с суппортами».

Исправность тормозной системы автомобиля формирует безопасность дорожного движения. Поэтому заменять колодки, обследовать и устанавливать новые тормозные диски нужно регулярно, с рекомендованной периодичностью. Ведь езда – это не только разгон и движение, но и торможение, причем иногда довольно резкое.

Износ колодок и тормозного диска зависит от стиля езды, то есть буквально от того, насколько сильно водитель давит на тормоза. И чтобы предотвратить любые проблемы с эксплуатацией транспортного средства, сидящий за рулем человек всегда должен быть уверен в безотказном функционировании тормозной системы.

Износ тормозных дисков: допустимые значения, как определить

В чем проблема? Износ тормозных дисков – естественное явление, рано или поздно каждому автовладельцу их придется менять. Однако есть факторы, ускоряющие или, наоборот, замедляющие этот процесс. Например, агрессивный стиль вождения и наличие АКПП приблизят замену, а ABS, напротив, слегка ее отодвинет.

Что делать? Определить износ можно несколькими способами. Обратить внимание на контрольные метки, измерить остаточную толщину, осмотреть диск на наличие царапин и сколов, понять, есть ли вибрации при торможении.

В этой статье:

  1. Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков
  2. Признаки износа тормозных дисков
  3. Определение степени износа тормозных дисков
  4. Допустимый износ тормозных дисков
  5. Часто задаваемые вопросы об износе тормозных дисков

Факторы, влияющие на скорость износа тормозных дисков

Что влияет на ресурс тормозных дисков:

Место установки

Диски, размещенные на передней оси, имеют средний пробег в 80 тыс. км, в то время как задние диски пройдут 120 тыс. км. Ускоренный износ передних тормозных дисков обусловлен тем, что спереди тормозные механизмы подвергаются более значительной нагрузке.

Тип коробки передач

В машинах с АКПП и вариаторами диски теряют ресурс в 1,5–2 раза быстрее по сравнению с моделями, оснащенными роботизированной или механической трансмиссией. Это происходит потому, что в последних случаях двигатель активно участвует в замедлении автомобиля, что снижает нагрузку на тормозную систему и увеличивает срок службы ее компонентов.

Антиблокировочная система

ABS оптимизирует силу нажатия тормозных колодок, что позволяет примерно на 20 % снизить износ как колодок, так и тормозного диска.

Вес автомобиля

Машины, которые перевозят тяжелые грузы или часто буксируют прицеп, более подвержены риску поломки тормозов. Износ передних и задних тормозных дисков возрастает пропорционально увеличению нагрузки из-за повышенного механического воздействия при значительном весе и трении.

Условия эксплуатации

Поездки по холмистому рельефу с крутыми спусками и извилистыми дорогами сильно влияют на состояние тормозной системы. В таких условиях диски часто требуется заменять после 30–50 тыс. км пути из-за повышенной механической нагрузки.

Манера вождения

Агрессивное вождение с частыми резкими торможениями сокращает срок службы дисков и колодок, повышая вероятность деформации из-за перегрева. В таких случаях может потребоваться замена, даже если толщина деталей остается в пределах нормы.

Качество колодок и дисков

Правильный выбор запчастей предполагает, что тормозные диски подлежат замене после 2–3 смен колодок. Важно отметить, что применение слишком жестких тормозных накладок или монтаж запчастей низкого качества может привести к досрочному выходу дисков из строя уже после единичного цикла эксплуатации.

Продолжительность службы дисков тесно связана с состоянием остальных компонентов системы тормозов. Заклинивание направляющих, окисление цилиндров и промедление в замене тормозных колодок может привести к преждевременному и неравномерному износу тормозного диска.

Резкое изменение температуры, например, происходящее при интенсивном торможении на мокрой дороге, когда на нагретый диск попадает холодная вода, вносит существенные изменения в геометрию данной детали. Этот процесс может привести к образованию трещин в структуре диска. Такие дефекты, возникающие под воздействием термических напряжений, в конечном итоге могут привести к снижению эффективности тормозной системы.

Признаки износа тормозных дисков

Диски изнашиваются по естественной причине — вследствие трения колодок по рабочей поверхности. Насколько быстро это произойдет, зависит от множества обстоятельств: от того, как часто водитель нажимает на педаль тормоза, как ездит, сколько проехал на машине, какие диски использует, и даже от времени года. Пыль, вода и химические вещества на дороге вредят работе тормозов. Изготовители предоставляют информацию о предельной степени износа тормозных дисков, располагая соответствующую маркировку на рабочей поверхности изделия.

Как проверить износ тормозных дисков по косвенным признакам — вопрос, требующий внимательного анализа поведения авто. Потребуется измерить толщину изделий в следующих ситуациях:

  • Изменения в поведении педали. Выраженный провал педали тормоза может свидетельствовать о различных неисправностях в тормозной системе, таких как значительная изношенность колодок, неисправность цилиндра или уменьшение уровня тормозной жидкости. Не лишним будет проверить состояние дисков.
  • Рывки, дерганье при снижении скорости движения. Если диск наклонен или искривлен, при торможении можно ощутить вибрацию. В таком случае стоит проверить и колодки.
  • Биение руля. Распространенное явление, часто вызванное глубокими бороздами износа, перекосом или деформацией тормозного диска. Похожие проблемы периодически наблюдаются из-за изношенности или выхода колодок из строя.
  • Громкий скрип при торможении. Посторонние звуки обычно свидетельствуют о дефектах или изношенности колодок, из-за чего, в свою очередь, появляется вероятность повреждения металлической основы и самого тормозного диска. Необходимо провести общую диагностику тормозной системы.

При выявлении любого из упомянутых выше дефектов настоятельно рекомендуется провести полную проверку всех компонентов системы тормозов, уделив особенное внимание износу тормозных колодок и дисков.

Неисправности Залипание дисков Занос автомобиля при торможении Свист тормозов Вибрация руля в процессе торможения Рывки в процессе торможения
Что может помочь
Замена колодок
Диагностика суппорта. Проверка поршней и направляющих на предмет коррозии и достаточный уровень смазки
Проверка толщины и общего состояния диска, отметить наличие рывков при торможении
Диагностика фрикционных накладок на тормозных колодках
Проверка ступичных подшипников. Диагностика рулевых механизмов и подвески
Проверка покрышек и дисков колес

Определение степени износа тормозных дисков

Когда снимают колесо, убирают колодки и опускают суппорт, тормозной диск становится полностью видимым и доступным для проверки. Существует несколько методов, как определить износ тормозных дисков:

  • Контрольные метки. Такие метки являются своеобразными индикаторами изношенности тормозов. Исчезновение проточки в зоне контакта с колодками сигнализирует о необходимости замены диска. Запрещено использовать авто, если тормозные диски изношены больше, чем допустимо.
  • Определение толщины диска при помощи штангенциркуля. В настоящее время большинство автопроизводителей в руководстве по эксплуатации машины предоставляют информацию о минимально допустимой толщине рабочей кромки диска.
  • Трещины, сколы, глубокие борозды и другие заметные деформации на дисках. Пытаться чинить диски с серьезными повреждениями очень опасно, поскольку появляется риск внезапного разрушения при торможении. Однако, если на новых дисках есть только поверхностные бороздки глубиной до 1 мм, их можно проточить без опасности значительного уменьшения толщины рабочей поверхности.
  • Биение диска. Обнаружить подобную проблему можно с использованием роликового микрометра, закрепленного относительно диска. Если при вращении диска амплитуда биения превышает 100 микрон, это вызывает вибрации при торможении, снижает эффективность тормозов и ускоряет износ колодок.

Чтобы определить, насколько изношены диски, и поставить взамен новые, лучше всего будет обратиться к профессионалам. Даже в простых вопросах могут быть тонкости, которые водитель-новичок наверняка упустит. Кроме того, при этом требуется не только замена дисков, но и смазка суппорта, а также установка свежего комплекта колодок.

Допустимый износ тормозных дисков

Каждому водителю важно осознавать разницу между допустимым уровнем износа передних и задних тормозных дисков, не влияющим на безопасность движения, и предельным уровнем, когда необходимо произвести замену дисков.

Читайте также!

При достижении максимальной степени износа тормозных дисков появляется риск попасть в аварию. От того, как устроена тормозная система, зависят возможные проблемы с поршнем – он или застревает, или, наоборот, выпадает из суппорта. Если подобное случится при движении на высокой скорости, то может стать серьезной угрозой для водителя и авто.

Каждый изготовитель запчастей тормозной системы устанавливает свои собственные критерии для определения степени изношенности. Эти характеристики зависят от того, насколько мощный двигатель, от размеров и типа дисков. Следовательно, предельные значения могут различаться в зависимости от параметров тормозных систем конкретного производителя.

Давайте рассмотрим пример для тормозов Chevrolet Aveo. Исходная толщина диска равна 26 мм, и предполагается, что критическая ситуация наступает, когда толщина уменьшается до 23 мм. Следовательно, предельная степень износа равна 24 мм, учитывая уменьшение на один миллиметр с каждой стороны.

На рабочей поверхности диска есть указания от изготовителя о том, какой износ считается допустимым. Это можно узнать двумя способами. Во-первых, на ободе находится простая маркировка, например MIN THK 20.0 mm. А, во-вторых, на торцевой части (изнутри, чтобы не мешали колодки) может быть предусмотрена специальная выемка. По опыту водителей выяснилось, что этот способ является более удобным. Когда диск уже достиг критичного состояния, торможение начинает сопровождаться рывками, ощутимыми водителем.

Минимальныйизнос тормозных дисков определяется как не превышающий 1–1,5 мм. Уменьшение толщины изделия на 2–3 мм от номинальной уже считается довольно опасным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *