Как работает радиатор в машине
Перейти к содержимому

Как работает радиатор в машине

  • автор:

Принцип работы радиатора охлаждения двигателя

В процессе работы двигателя детали нагреваются слишком сильно, что приводит к поломке не только их, но и соседних узлов. Для отвода тепла был создан радиатор, который через охлаждающую жидкость забирает температуру от двигателя и выпускает в окружающую среду. На сегодняшний день есть множество моделей и производителей, но выбирать стоит проверенные варианты.

Принцип работы радиаторов и их виды

К двигателю и соседним блокам подведены трубки с охлаждающей жидкостью, при помощи помпы происходит циркуляция. Горячая жидкость охлаждается и поступает обратно к стенкам мотора. Радиаторы различаются следующими показателями:

  • Используемая жидкость – чаще всего применяется тосол или антифриз.
  • Трубки – различаются по форме: пластинчатые, трубчатые и соты.
  • Сборка – бывает паянная (цельная) и разборная.
  • Материал – применяется в изготовлении медь или алюминий, последний наиболее популярен.
  • Тип охлаждения – активный и пассивный, при активном типе жидкость охлаждается вентилятор, он работает от сети или через привод коленчатого вала.

Наиболее надежными считаются алюминиевые модели, паяные с сотами и активным охлаждением, мастера Avtopro.ua рекомендуют их в первую очередь. Вентилятор включается при достижении заданных температур или работает постоянно от коленвала.

Пассивная система охлаждается за счет естественного обдува расширительного бака при езде. Это не самый надежный тип, но им активно пользуются, так как цена на него низкая, а возможности самостоятельного обслуживания широки. Для каждой модели подбирается свой тип охлаждения.

Востребованные производители радиаторов

От выбора производителя радиатора зависит его качество, долговечность, эффективность и режим эксплуатации. На авторынке представлено множество производителей, но лишь примерно треть их заслуживает внимания:

  • Оригинал – выпускаются мировыми брендами, отличаются высоким качеством, устанавливают в новые автомобили на заводах и рекомендуют первыми при необходимости замены. Самые популярные марки: Hans Pries, Delphi, Valeo S.A., JP Group A/S и Nissens A/S.
  • Средний сегмент – золотая середина, детали по не слишком высокой цене, но при этом отличающиеся отменным качеством исполнения. Большой модельный ряд, есть возможность ремонтировать, паять и заменять комплектующее. Известные модели выпускаются такими компаниями: AVA, Magneti marelli, Termal, CSF, Denso, Hella(BEHR), Van Wezel NV, Blue Print, Spectra Premium, Ard и Proliance. Эти торговое марки занимают более половины рынка по спросу.
  • Копии – это продукция, которая внешне может быть похожа на оригиналы, но качество материалов и исполнения ниже, что делает цену доступнее. Копию не нужно путать с подделками, не дорогая копия служит гораздо дольше и эффективнее. Известные марки: BodyParts, Mv-parts, TYC, Ossca, Sat, AKS, Xt-group, KINETIC, Acme-Trump и DIRECT PARTS.

Выбор хорошего радиатора от известной фирмы – это экономия средств на регулярном ремонте ли частой замене, эффективное охлаждение, уверенность в надежности и возможность обслуживать или ремонтировать.

Как работает система охлаждения двигателя автомобиля

Аватар автора

Двигатель внутреннего сгорания не может работать без охлаждения.

С точки зрения физики двигатель внутреннего сгорания — это тепловая машина, состоящая из нагревателя, рабочего тела и холодильника. Нагреватель — источник тепла, в ДВС это процесс сгорания топлива. Рабочее тело — газ в цилиндрах, который превращает часть этого тепла в механическую работу. Оставшееся тепло обязательно нужно отдать холодильнику. Без этого двигатель работать не будет: таково фундаментальное ограничение, наложенное вторым началом термодинамики. Система охлаждения двигателя — это и есть холодильник тепловой машины, который передает тепло окружающей среде.

Если тепло от двигателя отводить недостаточно быстро, мотор перегреется и, вероятно, сломается: «поведет» детали, прокладка утратит герметичность или треснет одна из металлических частей. Переохлаждать тоже вредно: холодный двигатель больше изнашивается, да и расход топлива выше. Оптимальная рабочая температура — 90—110 °С , и система охлаждения обязана ее поддерживать.

Расскажу, как она устроена и из каких компонентов состоит.

СООБЩЕСТВО
Сколько вы тратите на машину?
Расскажите читателям, дорого ли быть владельцем вашего авто. И фото поделитесь!

Баннер

Рассказать

Виды систем охлаждения

Воздушная. Это самый простой вариант охлаждения — потоком воздуха. Внешнюю поверхность блока цилиндров двигателя с воздушной системой охлаждения делают специальной формы — с ребрами. Так увеличивают площадь поверхности, с которой отводится тепло. Двигатель охлаждается за счет естественной конвекции — потока воздуха, который нагревается при контакте с ребрами и поднимается вверх, уступая место холодному, или за счет набегающего потока воздуха при движении.

Иногда в такие системы ставят еще и вентилятор. Он создает искусственный поток воздуха, обдувающий ребра для лучшего охлаждения.

Обложка статьи

Машины с моторами воздушного охлаждения давно не выпускают. Но в середине 20 века они были популярны: это был Volkswagen Beetle — он же «Жук», Fiat 500 и некоторые модели Citroen. Последний Porsche 911 с воздушным охлаждением представили в 1993 году, хотя все автопроизводители уже использовали системы жидкостного охлаждения.

Сейчас бензиновые двигатели с воздушным охлаждением ставят на мопеды, садовую технику и электрогенераторы. Там важно, чтобы механизмы были простыми, недорогими и легкими. При этом от них не требуют максимальной отдачи.

Ребра охлаждения на двигателе старого мотоцикла обдуваются потоком воздуха при движении. Этого хватает, чтобы избежать перегрева, — в вентиляторе нет необходимости. Фото: Wong Gunkid / Shutterstock

Ребра охлаждения на двигателе старого мотоцикла обдуваются потоком воздуха при движении. Этого хватает, чтобы избежать перегрева, — в вентиляторе нет необходимости. Фото: Wong Gunkid / Shutterstock

Жидкостная система охлаждения у всех современных автомобилей с ДВС. В блоке двигателя и головке блока цилиндров есть специальные каналы для охлаждающей жидкости. Через систему патрубков жидкость из двигателя попадает в радиатор, там охлаждается и возвращается в двигатель. Она циркулирует по системе благодаря специальному насосу — в машинах его обычно называют помпой.

На радиатор ставят вентилятор: с ним жидкость охлаждается лучше, особенно на низких скоростях движения, когда набегающий поток воздуха не слишком силен. А еще через специальные патрубки жидкость отводится в отдельный радиатор для отопления салона — «печку». Она отдает тепло системе вентиляции, чтобы в салон автомобиля поступал теплый воздух. Также в системе есть термостатический клапан, или термостат, расширительный бачок и датчик температуры.

Инженеры проектируют современные двигатели под высокие рабочие температуры. Это позволяет снизить расход топлива и количество вредных выбросов. Например, средняя рабочая температура двигателя BMW 520i 1995 года выпуска — 95 °С, а у такой же BMW 2018 года — 110 °С. Поэтому у современных автомобилей система охлаждения устроена значительно сложнее: в ней может быть несколько радиаторов, разные помпы и термостат с электронным управлением.

Замена или ремонт? Рассказываем, как проверить и как снять радиатор охлаждения

Радиатор – основной элемент системы охлаждения двигателя. В этой статье разберем, как определить его неисправность, а также в каких случаях требуется ремонт или замена.

Как работает радиатор охлаждения двигателя

Радиатор охлаждения включается в работу, когда охлаждающая жидкость достигает температуры 80-90°С и начинает движение по большому кругу. Горячий антифриз поступает в радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха. Иногда его недостаточно – например, водитель стоит в пробке или автомобиль работает на сильной жаре. Тогда включается вентилятор, который дополнительно охлаждает жидкость в радиаторе и приводит температуру в норму.

LUZAR производит радиаторы двух типов:

— трубчато-пластинчатые состоят из алюминиевых пластин и трубок;

— трубчато-ленточные – из гофрированной алюминиевой или медной ленты.

04cfbf0de27a1afb8e73e662aa824e79.jpg

трубчато-пластинчатый (сборный) радиатор охлаждения LUZAR LRc 0192b

c0fd66cfbe1d6bd20bccb3f00beb7fc0.jpg

трубчато-ленточный (паяный) радиатор охлаждения LUZAR LRc 1976

Алюминий обеспечивает радиаторам высокую жесткость и небольшой вес. Вес меди немного тяжелее, однако такой радиатор отдает в атмосферу больше тепла, а значит лучше охлаждает двигатель.

Как проверить радиатор охлаждения

Иногда проблемой становится загрязнение радиатора снаружи. Из-за особенностей конструкции и расположения в соты радиатора набивается грязь, пух и прочее. В таком случае можно почистить радиатор охлаждения двигателя не снимая его: достаточно продуть соты компрессором и промыть водой. Более подробная инструкция – в нашей статье.

Сложнее обстоит дело с диагностикой, когда радиатор забит изнутри. Поводом может стать некачественная охлаждающая жидкость, а также посторонние примеси, попавшие в антифриз. Чтобы проверить, забился ли радиатор, нужно прогреть двигатель до рабочей температуры – 80-90 градусов. Затем сравнить температуру радиатора в разных зонах, если радиатор прогревается неравномерно и есть холодные зоны, значит, радиатор забит. Будьте внимательны при осмотре – элементы системы охлаждения горячие и могут оставить ожоги.

В норме при работающем двигателе радиатор становится горячим и прогревается равномерно. Если двигатель работает, а радиатор холодный – это повод проверить и остальные элементы системы. На что обратить внимание и как исправить проблему, рассказали в статье.

Как почистить радиатор охлаждения внутри

При обнаружении неисправности радиатора не спешите покупать новый. Сначала попробуйте его промыть. Для этого подготовьте жидкость для промывки – концентрированный очиститель системы охлаждения CARVILLE RACING. Объем флакона – 280 мл. Этого достаточно, чтобы промыть систему объемом от 6 до 10 литров.

3.jpg

Очиститель системы охлаждения CARVILLE RACING

Также подготовьте антифриз — он потребуется, чтобы потом заполнить систему.

1. Открутите крышку расширительного бачка или радиатора. Будьте осторожны! Горячий антифриз может выплеснуться и оставить ожоги. Для безопасности используйте перчатки и защитные очки.

2. Залейте очиститель в расширительный бачок или радиатор.

3. Прогрейте двигатель до рабочей температуры, включите печку на максимум. Дайте поработать двигателю на холостом ходу 30 минут, после чего заглушите двигатель и дайте остыть.

4. Открутите сливные пробки и слейте отработанный антифриз из системы.

5. Промойте систему, чтобы полностью вымыть остатки отработанной жидкости: залейте дистиллированную или чистую теплую воду, прогрейте двигатель и дайте ему поработать 10– 15 минут на холостом ходу, слейте воду. Повторяйте процедуру, пока вода не станет чистой.

6. Закрутите сливные пробки и залейте новую охлаждающую жидкость.

Такую процедуру рекомендуется проводить при каждой смене антифриза, это продлит срок службы не только радиатора отопителя, но и всей системы.

Как поменять радиатор охлаждения

Если промывка не помогает, возможно, радиатор пора заменить. Однозначно стоит это сделать, если:

— значительно повреждены соты;

— под радиатором образуется течь;

— уменьшается уровень охлаждающей жидкости.

У разных моделей замена радиатора имеет свои нюансы. Приведем общий порядок действий, как снять радиатор:

1. Снимите пробку с расширительного бачка, а также сливную пробку, чтобы слить охлаждающую жидкость.

2. Снимите радиатор и вентилятор охлаждения.

3. Ослабьте хомуты и открутите патрубки, ведущие к радиатору.

4. Извлеките сам радиатор.

Установка происходит в обратном порядке. После этого залейте в систему новый антифриз и проверьте работу двигателя.

Важно помнить, что менять радиатор следует на холодном двигателе. Во всех тонкостях замены радиатора разбираются мастера на станции технического обслуживания, и мы рекомендуем обращаться к профессионалам.

Если замена неизбежна, выбрать подходящий радиатор можно в нашем каталоге. LUZAR производит радиаторы для легковых автомобилей и грузового транспорта отечественного и зарубежного производства.

— Для удобства выбора у каждой модели указан OEM-номер.

— После производства 100% радиаторов проходят выходной контроль на герметичность под избыточным давлением.

— Все изделия полностью соответствуют требованиям заводов-изготовителей

— Гарантия на радиаторы 2 года.

Всё про радиатор системы охлаждения двигателя

Smiley face

Система охлаждения обеспечивает оптимальную температуру работы двигателя. Без такого «кондиционера» автомобиль далеко не уедет: мотор без охлаждения перегревается и выходит из строя. Для нормальной работы нужен адекватный тепловой режим, и инженеры продумали все мелочи, чтобы как можно эффективней решить эту задачу.

Общие понятия, назначение

В системе охлаждения радиатор двигателя выполняет роль основного теплообменника: по его трубкам проходит нагретый антифриз, остужаясь потоком воздуха. Для этой цели радиатор размещают в передней части кузова, сразу за радиаторной решеткой, где можно использовать встречный поток воздуха при движении. А для случаев, когда машина движется по пробкам (медленно), за радиатором устанавливается вентилятор, дающий принудительный обдув. Таким образом, антифриз, проходя через «соты», охлаждается до температуры 80-90°С, обеспечивающей оптимальную работу двигателя.

Smiley face

Схема системы охлаждения двигателя

В самых первых автомобилях использовалась система охлаждения с естественной конвекцией: нагретый антифриз (тогда применяли простую воду) проходил по своему пути за счет разницы температур: более горячая жидкость имеет меньшую плотность, а более холодная – большую, и за счет этой разницы антифриз свободно тек по системе. Сейчас, с развитием скоростей движения и нагрузок на мотор, увеличивается и потребность в охлаждении, поэтому антифриз циркулирует с помощью насоса, обеспечивающего скорость передвижения по системе. Изменился и радиатор охлаждения двигателя: помимо трубок, на нем появились и ребра (пластинки) для более качественного теплообмена. Но сам принцип остался прежним: горячий антифриз поступает в верхнюю часть радиатора, проходит до низа, остывая по пути, и снова поступает в систему охлаждения.

Smiley face

Схема потоков жидкости в радиаторе:
одноходовой (обычный) — слева, и трехходовой (справа)

Виды радиаторов

Радиаторы отличаются методом сборки, материалом корпуса и дополнительных компонентов.

В первых радиаторах компоненты соединялись механическим путем. Такая сборка достаточно дешева по себестоимости: для процесса не нужно ни дорогостоящее оборудование, ни особые технологические мощности. Слабым звеном таких радиаторов были стыки: требовались уплотнительные прокладки, стойкие к антифризу и перепадам температур.

В первых моделях трубки были круглыми в сечении; недорогими, но имеющими недостаточный коэффициент теплоотдачи. В дальнейшем радиаторы стали делаться из овальных (сплющенных) в сечении трубок, которые за счет большей площади намного лучше охлаждали антифриз.

Следующее поколение радиаторов – медные паяные, более дорогие по сравнению со сборными, но при этом более прочные и лучше отдающие тепло. К тому же в сварных радиаторах не нужны прокладки кроме мест соединения металлической части с пластиковым бачком. Еще одним плюсом медных конструкций является возможность их ремонтировать: повреждения можно запаять и использовать радиатор дальше.

В связи с подорожанием меди изготовители стали использовать более дешевый алюминий.

Алюминиевые сварные – цельнометаллические, с применением новейших методов сварки, очень прочные и надежные. Недостаток такого радиатора можно увидеть только по сравнению с медным: все-таки алюминий хуже отдает тепло, но за счет площади охлаждения новые радиаторы вполне справляются с возложенной на них задачей.

В настоящее время практически все выпускаемые радиаторы делаются из алюминия, поскольку цены на медь растут, делая ее нерентабельным материалом. Алюминиевые радиаторы отличаются высокой прочностью, что позволяет ставить их в автомобили с мощными двигателями, но при этом очень сложно ремонтируются: аргонная сварка, необходимая для запаивания пробоин и трещин, может оказаться неэффективной, т.к. у трубок толщина стенок меньше 1 мм.

Smiley face

Схема пластинчатого двухрядного (слева)
и ленточного трехрядного (справа) радиаторов

Конструкция радиатора

Основными элементами радиатора являются бачки и находящиеся между ними соединительные трубки. Бачки радиатора могут располагаться по бокам или сверху и снизу, в зависимости от модели. Антифриз поступает в радиатор сверху и, опускаясь вниз, охлаждается.

Бачки делаются как пластиковыми, так и металлическими. Пластик легче и дешевле, но при повреждении уже не ремонтируются. А металл, хоть имеет более высокую стоимость, при необходимости можно «реанимировать» – заварить или запаять трещину или пробитое отверстие.

Smiley face

Конструкция радиатора: 1. Бачок радиатора. 2. Охладитель жидкости АКПП.
3. Прокладка. 4. Радиатор системы охлаждения. 5. Боковая соединительная скоба.
6. Основание каркаса. 7. Бачок масляного радиатора. 8. Масляный радиатор.
9. Виско-муфта вентилятора. 10. Вентилятор.

Для улучшения теплообмена между трубками располагаются дополнительные элементы – пластины (в старых моделях) или алюминиевые гофрированные полоски-ленты (в современных радиаторах). Именно ленточная конструкция сочетает в себе прочность и хорошую теплоотдачу, так что большинство радиаторов изготавливаются по этой технологии.

Технические требования

Для нормальной работы радиатор должен соответствовать достаточно высоким требованиям:

  • Устойчивость к коррозии – антифризы содержат агрессивные вещества, которые разъедают металл, приводя радиатор в негодность (этиленгликоль со временем приобретает свойства кислоты). Чем выше качество радиатора, тем дольше он будет сопротивляться окислению;
  • Герметичность под давлением. При проведении испытаний на радиатор подается давление 15 атм., что превышает критические показатели при перегреве антифриза;
  • Вибропрочность. Вибрация – один из врагов техники, а в движущемся автомобиле избежать ее никак нельзя. Радиатор должен сохранять целостность при вибрации 5-35 Гц, которая может возникать при движении по разбитой дороге и работе двигателя в режиме высокой нагрузки;
  • Устойчивость к перепадам температур. Рабочий режим радиатора варьируется от -30 до +100°С, причем изменения температуры могут происходить достаточно быстро. И металл, и все швы должны без ущерба выдерживать такие колебания;
  • Стойкость (качество) прокладок. Все используемые прокладки, контактирующие с охлаждающей жидкостью, изготавливаются из стойких к реактивам материалов, не теряющих свои свойства под воздействием агрессивной химии;
  • Прочность на продавливание – сопротивляемость внешним воздействиям, являющимся одной из самых распространенных причин повреждения радиатора.

Smiley face

Дополнительные опции

В зависимости от конструкции, радиатор системы охлаждения может дополняться отдельным отсеком для охлаждения масла АКПП – такая система позволяет эффективно использовать обдув радиатора, выполняя две функции одновременно. В технических характеристиках обычно указано, предназначен радиатор для дополнительного охлаждения трансмиссионного масла, или на АКПП придется устанавливать отдельное охлаждение.

Для автомобилей, в которых установлен кондиционер, нужно подбирать соответствующий радиатор: он будет немного тоньше, а крепления сделаны в расчете на несколько большее расстояние до передней стенки.

От чего зависит эффективность охлаждения?

Система охлаждения сама по себе отлично продумана и не требует дополнительных манипуляций. Термостат отслеживает температуру, распределительный клапан регулирует направление потока охлаждающей жидкости, а расширительный бачок препятствует завоздушиванию системы. Но в жару, да еще и под нагрузкой, двигатель всё равно может перегреться, если охлаждение недостаточно хорошо работает. От чего зависит эффективность?

Smiley face

  • Конструкция радиатора: количество рядов, форма трубок, структура. Как правило, радиаторы делают двух- или трехрядными, в зависимости от свободного места в подкапотном пространстве. Понятно, что чем больше рядов – тем лучше охлаждение, но и вес, и толщина радиатора будет соответственно больше. Форма трубок давно уже делается овальной (сплющенной), обеспечивающей более качественный обдув воздухом, а значит, и охлаждение. И, конечно, гофра из тонкого металла, помогающая отводить тепло, тоже имеет значение: пластинчатые радиаторы постепенно уходят в прошлое, уступая место ленточным;
  • Дополнительный обдув вентилятором. «Карлсон», как его называют автолюбители, делается с электрическим приводом, оснащенным функцией включения при повышении температуры антифриза. Таким образом, дополнительное охлаждение одинаково эффективно работает и на загородной дороге, и в городских заторах;
  • Чистота. Установленный в самой передней точке, радиатор собирает на себя всю встречную грязь: пыль, мелкие камушки, выхлоп едущих впереди автомобилей, водяные брызги, мух и мотыльков, сухие листочки. Если не следить за чистотой радиатора, слой грязи на нем достигает пары сантиметров, что никак не способствует эффективному охлаждению. Специалисты рекомендуют периодически очищать решетку радиатора от мусора самостоятельно или в автосервисе.

Smiley face

Повреждения радиатора: причины, профилактика

Признаком поломки радиатора является появление протечек: лужица антифриза под машиной насторожит любого водителя и заставит обратиться за диагностикой. Второй настораживающий звоночек – перегрев двигателя, что чревато дорогостоящим капитальным ремонтом. В этих случаях виновником проблемы может быть не только радиатор, но и другие компоненты системы охлаждения.

Нарушение герметичности радиатора может произойти по нескольким причинам:

  • механическое повреждение из-за аварии;
  • попадание на радиатор камушков и веток, которые имеют достаточно большое ускорение, чтобы пробить соединительные трубки;

Smiley face

  • коррозия металлических частей, возникающая из-за использования некачественного антифриза или простой воды;
  • протечки патрубков из-за ослабления соединительных хомутов;
  • расхождение швов из-за вибрации и естественного износа;
  • трещины бачков радиатора – одна из «болезней» пластиковых деталей;
  • накипь и отложения в радиаторе, забивающие трубки;

Smiley face

  • замерзание охлаждающей жидкости внутри радиатора.

Современные алюминиевые радиаторы практически не подлежат ремонту: запайка их обойдется в ту же сумму, что и покупка нового, а значит, ремонт имеет смысл только на редких или очень дорогих моделях. В остальных случаях лучше соблюдать профилактические меры, чтобы радиатор послужил как можно дольше:

  • покупка качественных изделий от европейских производителей;
  • использование хорошего антифриза, не оставляющего наслоений на «сотах» и в других частях системы охлаждения;
  • своевременный долив антифриза и замена в случае необходимости (как и другие технические жидкости, он испаряется и деградирует со временем);
  • подбор радиатора в соответствии с техническими характеристиками автомобиля, чтобы при монтаже не было перекосов, участков напряжения и лишней вибрации;
  • установка защиты на радиаторную решетку автомобиля, что в разы снижает вероятность попадания внутрь камней и насекомых;
  • периодическое ТО радиатора и всей системы охлаждения.

Продлеваем жизнь радиатору: промывка снаружи и внутри

Самый простой способ увеличить срок нормальной эксплуатации радиатора – периодически убирать грязь с наружных «сот» и отложения на внутренних стенках полостей.

Для промывки системы охлаждения (с попутной заменой антифриза) необходимо:

  • Дождаться полного остывания двигателя и снижения давления в системе охлаждения.
  • Слить в отдельную емкость антифриз через кран в нижней части радиатора. Состояние слитой жидкости будет показателем загрязненности системы: если антифриз чистый, то и внутри нет налета и ржавчины. Если же в антифризе есть грязь, осадок или он «неправильного» цвета – систему охлаждения лучше промыть.
  • Залить дистиллированную воду (именно дистиллированную, иначе вместо промывки можно получить хорошую порцию накипи!) Для большего эффекта в воду можно добавить немного (несколько грамм) НЕкислотного средства от накипи, специализированного или бытового. Агрессивные средства от накипи могут повредить пластиковые части системы, спровоцировать появление коррозии на металлических элементах. Завести двигатель на 15-20 минут.
  • Слить воду с моющим средством, залить чистую воду и снова завести машину. Повторять промывку до тех пор, пока вода, сливаемая из радиатора, не станет совершенно прозрачной.
  • Открыть крышку радиатора и залить свежий антифриз. Завести двигатель, чтобы устранить воздушные пробки, при этом уровень антифриза слегка понизится. Долить до нужного уровня и закрутить крышку.

Smiley face

Чтобы помыть радиатор снаружи, его необходимо демонтировать. Обычно очистку проводят струей воды (не слишком сильной, чтобы не повредить соты), мягкой щеткой и неагрессивным моющим средством. Удалив «шубу», наросшую на радиаторе, можно в разы улучшить его теплоотдачу, а значит, и эффективность системы в целом.

Smiley face

Если нет уверенности в том, что своими силами удастся снять/поставить радиатор правильно, лучше доверить эту работу мастерам на СТО.

Холодная сварка, горчица и другая домашняя кулинария

Желание сэкономить может стать отличным источником дохода для продавцов всевозможных средств для самостоятельного ремонта. Истории известны случаи, когда самостоятельная починка радиатора принесла ощутимую пользу, но это скорей исключения из правил: на самом деле для ремонта нужна хорошая техника, качественные материалы и, конечно, профессиональные навыки.

При обнаружении протечек радиатора автовладельцы нередко пытаются провести ремонт собственноручно, например, купленной за 50 гривен «холодной сваркой». Есть и более экзотические рецепты: засыпать в систему охлаждения сухую горчицу или табачный порошок, вылить туда сырое яйцо. Теоретически, растительный порошок должен разбухнуть и «заклеить» течь, а яичный белок – свернуться от высокой температуры и послужить своеобразной пробкой. Судя по результатам, такие рецепты активно распространяются теми самыми мастерами, которые затем предлагают услуги по прочистке и ремонту радиаторов. Ведь яичному белку никто не объясняет, где именно ему нужно свернуться, и, помимо запайки, придется делать еще и полную чистку.

Smiley face

Сухая горчица в системе охлаждения

То же касается и покупных герметиков, которые отличаются от домашних рецептов только ценой.

Ремонт подобными средствами, помимо потраченного времени и сил, опасен непредсказуемыми последствиями: многие материалы, используемые в качестве заплаток, не выдерживают высоких температур, и при нагревании до 90-100°С становятся мягкими, после чего постепенно отслаиваются. Кроме того, в месте ремонта остается микротечь, в которой будет образовываться коррозия, а значит, размер отверстия будет постепенно увеличиваться.

Какой радиатор лучше?

Smiley face

Об этот вопрос сломана не одна сотня копий: у каждого автолюбителя свое мнение на этот счет.

В основном выбор идет из медно-латунных и алюминиевых, каждый из которых имеет свои преимущества: медь лучше отдает тепло и подлежит ремонту, а алюминий легче, долговечней и дешевле. Вопрос денег зачастую имеет решающее значение: если алюминиевый радиатор может прослужить 10-12 лет (у медного срок эксплуатации на пару лет меньше), то нет смысла переплачивать за более дорогой материал – многие на одной машине столько не ездят. С другой стороны, экономить на качестве тоже не нужно: китайские радиаторы живут 3-4 года и какому-либо ремонту не подлежат вообще.

Вес радиаторов отличается существенно: около 5 кг алюминиевый против ~15 кг медного – значительная разница, особенно для малолитражных автомобилей.

С уверенностью можно сказать: лучше ориентироваться не на материалы изготовления, а на совместимость с автомобилем, качество и репутацию производителя. Все современные радиаторы выполняют свои функции на «отлично», если соблюдать правила эксплуатации.

О том, как выбрать новый радиатор охлаждения двигателя, читайте наш «Гид покупателя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *