Чем грозит неисправность клапана вентиляции картерных газов
Перейти к содержимому

Чем грозит неисправность клапана вентиляции картерных газов

  • автор:

Чем грозит неисправность клапана вентиляции картерных газов

Клапан вентиляции картерных газов (PCV-клапан или же КВКГ) — это важная часть системы вентиляции картера двигателя. Картер — это замкнутое пространство в двигателе, где расположены поршни, коленчатый вал и другие важные детали. При работе двигателя в картере образуются газы и пары, которые содержат вредные вещества, загрязняющие атмосферу.

Основная функция клапана вентиляции картерных газов заключается в контроле испарения картерных газов. Когда двигатель работает, он генерирует внутренние давления, которые могут привести к вытеканию газов и масла из картера. Для предупреждения этого, система вентиляции картера обеспечивает управляемый поток этих газов в засоренную систему выпуска двигателя. Таким образом, они сжигаются в оборотах и не так сильно влияют на окружающую среду.

Клапан вентиляции картерных газов играет важную роль в этой системе. Он регулирует движение картерных газов, обеспечивая оптимальное количество вентиляции, что помогает поддерживать избыточное давление и предотвращает образование вредных испарений в картере.

Важно регулярно проверять и заменять клапан вентиляции картерных газов, поскольку его неправильная работа может привести к проблемам с двигателем, потреблением топлива и загрязнением окружающей среды.

Как проверить клапан вентиляции картерных газов?

Диагностика клапана вентиляции картерных газов может быть достаточно простой и выполняться без особого оборудования:

Найдите клапан: клапан обычно расположен на верхней части картера двигателя, возле колодки маслосливного отверстия или на колодке вентиляции.

Визуальный осмотр: начните с визуального осмотра клапана. Убедитесь, что соединения трубки и шланги, идущие к клапану, не имеют трещин или повреждений.

Извлеките клапан: для некоторых автомобилей необходимо извлечь клапан, чтобы его проверить. Если это относится к вашему автомобилю, узнайте о процедуре в ремонтном руководстве для вашей марки и модели.

Проверьте пропускную способность: после смещения клапана пальцем, попробуйте извлечь его из картера. Если он легко извлекается или отскакивает, то клапан, вероятно, в хорошем состоянии. Если он застревает, трудно извлекается или не возвращается на место, то может потребоваться его замена.

Причины неисправности вентиляции картерных газов

Неисправности вентиляции картерных газов могут возникать по разным причинам, и они могут приводить к проблемам с работой двигателя и других систем автомобиля. Вот некоторые распространенные причины неисправности вентиляции картерных газов:

  • забитый или загрязненный клапан;
  • повреждение;
  • забитые или перекрытые трубки и шланги;
  • проблемы с колодкой маслосливного отверстия;
  • поврежденный картер;
  • низкий уровень масла.

Клапан вентиляции картерных газов может быть забитым или загрязненным из-за отложений коксового покрытия или масляных отходов. Это может привести к неправильной работе клапана и недостаточной вентиляции картера.

Клапан может выйти из строя из-за износа или дефекта. Например, у него могут выйти из строя уплотнительные кольца, что ведет к вытеканию газов или заблокированному клапану.

Шланги и трубки, которые соединяют картер с клапаном, также могут стать забитыми или перекрытыми, предотвращая свободное движение газов.

Колодка маслосливного отверстия или система вентиляции вокруг нее могут стать поврежденными или неплотными, что приводит к вытеканию картерных газов.

Повреждения или трещины в картере могут привести к неверному давлению в нем и неправильной вентиляции.

Недостаточный уровень масла в картере может повлиять на работу вентиляции и вызвать неправильную работу клапана.

Как почистить клапан вентиляции картерных газов?

Начните с отсоединения шлангов и трубок, которые соединяют клапан с картером и системой выпуска. Затем выньте клапан из гнезда на картере, обычно он извлекается простым выниманием или может иметь специальный зажимной механизм.

Для очистки клапана картерных газов можно использовать специальные средства для чистки карбюраторов, растворители, дизельное топливо, керосин, очистители тормозов. Проверьте инструкции на упаковке средства, чтобы убедиться, что оно подходит для очистки автомобильных компонентов.

Положите клапан в чистый растворитель или погрузите его в специальное чистящее средство. Дайте ему пропитаться в растворителе в течение нескольких минут, чтобы растворитель мог растворить загрязнения и налет на клапане.

После того, как клапан пропитался в растворителе, хорошо промойте его теплой водой. Важно удалить все остатки растворителя и загрязнений с поверхности клапана.

Дайте клапану хорошо высохнуть после промывки. Затем вытрите его мягкой тканью или полотенцем, чтобы удалить остатки влаги и остатков загрязнений.

После очистки проверьте клапан на наличие загрязнений. Убедитесь, что он теперь чистый и свободно двигается.

После очистки клапана сохраните все детали обратно на свои места. Убедитесь, что все соединения правильно подключены и зафиксированы.

После сборки проверьте работу клапана и системы вентиляции картера. Убедитесь, что нет утечек или других проблем.

Что будет если убрать клапан вентиляции картерных газов

Если убрать клапан вентиляции картерных газов, то это может привести к ряду проблем с двигателем и выпускной системой автомобиля. Клапан вентиляции картерных газов является важным компонентом, который регулирует вентиляцию картера и обеспечивает отвод вредных газов, испарений и конденсата из картера двигателя. Отсутствие или некорректная работа клапана вентиляции картерных газов может привести к следующему:

  • угрозе загрязнением двигателя;
  • повышенному потреблению горючего;
  • загрязнению выпускной системы;
  • угроза повреждения двигателя.

Без клапана картер будет отсутствовать или недостаточно вентилироваться, что может привести к накоплению вредных испарений, масла и других загрязнений в картере. Это может привести к засорению моторного масла, его распаду и ухудшению работы двигателя.

Недостаточный выброс вредных газов может создать более высокое давление в картере, что уменьшит эффективность двигателя. Это может привести к увеличенному потреблению топлива и снижению производительности двигателя.

Если вредные газы и пары не выводятся должным образом, они могут попасть в систему выпуска и загрязнить катализатор или другие компоненты выпускной системы.

Неправильная вентиляция картера может привести к перегреву и повреждению двигателя, особенно в ситуациях со значительным накоплением тепла и давления.

Просто, но не гениально: что может не работать в системе вентиляции картера?

Иногда с автомобилем случаются вещи, которые сильно расстраивают его владельца. Что-то стал жрать масло, дроссельная заслонка постоянно грязная, масло из всех щелей течёт… Даже воздушный фильтр в этом масле. Наверное, пора думать о «капиталке». Деньги, деньги, деньги. Боль, тоска, безысходность. А может, рано точить бритву и наполнять ванну тёплой водой? Может, не всё так плохо, и решение проблемы кроется в маленькой и не такой уж дорогой детальке со странным названием «клапан PCV»?

Теория газов​

Все мы прекрасно помним, что мотор работает вследствие сгорания топливо-воздушной смеси. В момент, когда в камере сгорания начинается этот очень красивый, но невидимый глазу процесс, там резко возрастает давление. Это давление толкает поршень вниз, поршень давит на свою шейку коленвала, а тот выполняет свою непосредственную работы: преобразует поступательное движение шатуна поршня во вращательное, которое передаёт на маховик двигателя. Картинка идеальная, но в жизни, как вы понимаете, что-то всегда идёт не так. В нашем случае не все газы, образующиеся во время горения, выходят потом через выпускной клапан в систему выпуска. Часть их обязательно прорывается в картер. Грубо говоря – под поршень. Происходит это по простой причине: как бы плотно ни прилегали компрессионные кольца, у них всегда есть хотя бы минимальный зазор – иначе поршень просто не смог бы ходить внутри цилиндра. А на холодном моторе этот зазор ещё больше, так что газ, который находится под очень большим давлением, лазейку в картер мотора всегда найдёт. Чем это грозит?

В этих газах есть всё то, чего не любит моторное масло. Не полностью сгоревший бензин, пары воды (они всегда есть в воздухе), частички нагара – всё это оседает в моторном масле. Ничего хорошего, конечно, после этого не происходит: масло усиленно стареет и перестаёт нормально работать. Но это не самое страшное.

Гораздо хуже, что в картере просто не должно быть высокого давления, а картерные газы его сильно увеличивают. Последствия этого процесса очень неприятные. Газы буквально распирают мотор, и он начинает выдавливать из себя всё лишнее. А когда мотор «пучит», лишним ему кажется всё: и картерные газы, и масло. Газы стараются выйти через масляный щуп, выталкивая его наружу, через маслозаливную горловину и все прочие места. В том числе – и через все уплотнения и сальники. Если ему удаются вытолкнуть сальник коленвала, то через него потечёт и масло.

Одним словом, как-то эти газы надо выводить. И для этого придумали систему вентиляции картерных газов.

Открыто и закрыто

Изначально система вентиляции была примитивной – открытого типа (или эжекционная). Помните такое потрясающее слово – сапун? Вот это и было той самой открытой системой вентиляции. Через гордо торчащий сапун в атмосферу выбрасывались картерные газы со всеми их прелестями в виде сажи, масла и прочей гадости. А иногда оттуда ничего не выбрасывалось, потому что особой эффективностью такая система не отличалась.

Не отличалась хотя бы просто потому, что на холостых оборотах давления картерных газов не хватало, чтобы они выводились из мотора. Всё прорвавшееся в картер в нём и откладывалось в масло. Кроме того, всегда была вероятность через сапун хватануть грязного воздуха, который потом оказался бы в картере. Там все примеси из этого воздуха осели бы в масло, а это существенно снизило бы ресурс цилиндро-поршневой группы. В общем, ничего хорошего в сапуне не было, и система прямо-таки требовала серьёзного пересмотра. И в результате такого пересмотра появилась современная система PCV (positive crankcase ventilation) – принудительная система вентиляции.

Системы PCV отличаются по реализации. Они могут быть проще или сложнее, с двумя контурами, с эжекторным насосом, с редукционным клапаном. Но мы рассмотрим самую простую и распространённую систему с одним клапаном PCV. Итак, как это работает?

Разработчики этой системы использовали особенность впускного коллектора: в нём создаётся разрежение. Особенно сильным оно бывает на холостых или минимальных оборотах. Если соединить тот самый воображаемый сапун открытой системы с впускным коллектором, разрежение будет вытягивать картерные газы. Кроме того, они будут поступать опять во впуск, а не в атмосферу, что люто обрадует экологов. Остаётся только решить две проблемы: как дозировать это самое «всасывание» со стороны коллектора и как не дать вместе с картерными газами попасть во впуск маслу и прочим ненужным там фракциям.

Решением первой задачи занимается как раз тот самый клапан PCV. Во время работы на минимальных оборотах он практически закрыт. А значит, в коллекторе остаётся разрежение, а так как в таком режиме выброс картерных газов минимален, даже небольшого их отвода вполне достаточно. По мере роста оборотов коленвала клапан начинает открываться. Это необходимо по двум причинам: во-первых, разрежение падает, а значит, нужно более интенсивно откачивать газы, а во-вторых, количество этих газов растёт. Открытие клапана позволяет удалять большое количество газов даже при небольшом разрежении во впускном коллекторе.

Второй вопрос – это очистка картерных газов. Тут есть несколько способов, но наиболее простой и очевидный – это установка маслоотделителя. В нём есть сложный лабиринт, по которому движутся газы. Во время прохождения лабиринта скорость движения падает, а капельки масла оседают на его стенках, откуда стекают обратно в картер. Более-менее чистый воздух после этого поступает опять во впуск. Конечно, маслоотделители бывают разных конструкций – лабиринтные или центробежные, но задачу они решают одну и ту же.

У системы PCV есть ещё одно небольшое, но важное преимущество: после пуска холодного мотора в мороз в дроссельную заслонку попадает и тёплый воздух из системы вентиляции. Прогрев проходит быстрее и теоретически – менее травматично для холодного пуска. Правда, при условии, что система исправна. А она иногда всё-таки выходит из строя.

Работает или нет?

Существуют десятки способов проверить, работает ли клапан PCV (для краткости – КВКГ, клапан вентиляции картерных газов). Почти все они порождены сумрачным народным гением и сводятся к тому, чтобы проверить, прут ли газы из мотора или нет. Наиболее простой способ – открутить крышку маслозаливной горловины и посмотреть, что произойдёт дальше. Если приложить руку и почувствовать давление валящих оттуда газов – КВКГ не работает. Отчасти правда в этом есть, но не во всём. Потому что если, например, поршневая очень устала жить, то повышенное давление тоже будет. Даже если клапан работает. А на некоторых моторах (например, BMW с Valvetronic, N42, N46 и иже с ними) даже с исправной системой вентиляции некоторое давление может быть, так что этот способ помогает мало. То же самое и насчёт всасывания воздуха. Мол, в исправном моторе крышка будет присасываться к горловине. Обычно – да, но не обязательно. Если всасывается очень сильно, то, возможно, клапан заклинил в открытом положении или у него порвалась мембрана.

Всё то же самое относится и к проверке воздушного фильтра. Масло на этом фильтре – это не обязательно признак почившей системы вентиляции. Оно там может быть из-за той же убитой поршневой группы. Однако если вы уверены, что ЦПГ исправна, а масляный щуп вылетает со своего места, это действительно может быть признаком неисправности системы ВКГ. Особенно если есть сопутствующие проблемы (например, то же масло на воздушном фильтре).

Есть ещё один способ проверки, о котором часто говорят в Интернете, – снять клапан и потрясти им. Если внутри ничего не бренчит, он заклинил. И это тоже не лучший способ диагностики.

Гораздо лучше снять патрубки вентиляции (обычно это сделать не сложно) и посмотреть, что у них там внутри. Если они забиты отложениями, то клапан, скорее всего, тоже забит и, вероятно, не работает. В этом случае патрубки стоит промыть, а клапан просто поставить новый. Заодно есть повод как минимум проверить компрессию: может оказаться, что этот шлак в системе неспроста, и пора подумать о ремонте мотора.

Не стоит забывать о том, что лабиринт маслоотделителя тоже со временем покрывается отложениями. Это приводит к похожим симптомам: в картере растёт давление, возможны течи масла через уплотнения и сальники. В этом случае всё приходится промывать. Самое печальное, что грязные картерные газы могут загадить не только дроссельную заслонку и весь впуск, но и сократить этой дрянью жизнь другой системе – системе рециркуляции отработавших газов EGR. Так что затягивать с ремонтом вентиляции не стоит.

Ну и последнее. Когда маслоотделитель забит, масло может попадать прямо во впуск. Это приводит к дымности, а если система вообще на ладан дышит, то к росту расхода масла. Всё это по симптомам похоже на износ маслоотражательных колпачков или поршневых колец. Не стоит сразу лезть в кубышку (если она вообще есть) и торопиться всё это менять. Иногда достаточно привести в порядок систему вентиляции картерных газов, и проблема решится малой кровью.

Чем грозит неисправность клапана вентиляции картерных газов

Какие конкретные функции выполняют трансмиссионные жидкости? На какие основные типы они делятся? Как они различаются? Прочитайте эту статью и получите ответы на все свои вопросы.

Потеря мощности, перебои в работе двигателя на холостом ходу или свистящий звук в автомобилях с турбонагнетателями могут указывать на неисправность в системе вентиляции картера.

Рисунок 1: Место установки клапана PVC на головке блока цилиндров

Вентиляция картера является одним из важных компонентов двигателя внутреннего сгорания. Она служит для отвода из картера газов, возникающих при сгорании топлива в цилиндре, и регулирует давление. Для этого, например, двигатели линеек 1.8 и 2.0 TFSI на автомобилях концерна Volkswagen оснащаются специальными регулирующими клапанами, т.н. клапанами PCV. Сокращение PCV обозначает «Positive Crankcase Ventilation» («клапан принудительной вентиляции картерных газов»): такой клапан обеспечивает вентиляцию картера в любых режимах нагрузки автомобиля.

1. Холостой или принудительный холостой ход Картерные газы проходят за дроссельной заслонкой, и за турбонагнетателем, т.к. в этом режиме нагрузки во впускном трубопроводе возникает разрежение. (см. рисунок 2).

Рисунок 2: Вентиляционный контур за турбонагнетателем с прямым входом во впускную трубу

2. Частичная или полная нагрузка Картерные газы проходят перед турбонагнетателем, т.к. в этом режиме работы во впускном трубопроводе возникает избыточное давление (см.рисунок 3).

Рисунок 3: Вентиляционный контур перед турбонагнетателем

Во втором случае (при частичной или полной нагрузке) давление наддува давит на мембрану, на что клапан PVC отвечает соответствующим подводом картерных газов. Если в этом случае возникнет неисправность, например, при разрыве мембраны (см. рисунок 4), то давление наддува поступит непосредственно в картер и возникнут описанные выше симптомы сбоя в работе.

Рисунок 4: Разрыв мембраны PCV

Важно: из-за своего особого положения клапан PCV при поиске неисправности можно легко не заметить. Поэтому при замене турбонагнетателя необходимо самым тщательным образом проконтролировать периферию двигателя и считать ошибки блока управления.

По материалам MAHLE

журнал «Сучасна Автомайстерня», № 4(121)2018

Замена клапана вентиляции картера

Под клапаном вентиляции картера подразумевается деталь, предназначенная для вывода газов скапливающихся в картере силового агрегата во впускной коллектор. На данное устройство возложена задача улучшения экологических показателей автомобиля в целом. В процессе эксплуатации деталь изнашивается и требуется её чистка либо полная замена. Чтобы не допустить серьёзных проблем, целесообразно не ждать поломки клапана, а каждые 50 тысяч километров пробега посещать сервисный центр с целью регулярного технического обслуживания.

Как определить необходимость замены клапана?

Проверка узла достаточно простая: мотор запускается на холостом ходу, после чего извлекается клапан совместно с соединительным шлангом. Если на устройстве нет следов разрежения — это вызвано неправильной работой клапана либо подсоединяющих шлангов, утративших герметичность в местах стыков. Если проблема не связана с герметичностью системы, то необходимо заглушить мотор и встряхнуть клапан. В исправной запчасти должен наблюдаться характерный стук, издаваемый шариком, установленным внутри детали и пропускающим газы только в одном направлении. Однако из‐за попадания внутрь масляных паров он забивается и не выполняет возложенные на него задачи.

Распространённые симптомы поломки клапана

  • чрезмерное увеличение расхода масла;
  • увеличение уровня давления под крышкой клапана;
  • сильное задымление силового агрегата;
  • сторонние звуки, доносящиеся в области впускного коллектора;
  • падение показателей мощности мотора.

Рассмотренные проблемы в работе вентиляционного клапана картера приводят к всасыванию масла из поддона силового агрегата, что вызывает образование загибов в системе. В случае повреждения соединительных шлангов внутрь проникает воздух, что значительно снижает динамику работы транспортного средства в целом. Часто из‐за сильного засорения патрубков могут выдавливаться сальники мотора, что в конечном итоге приводит к утечке масла через уплотнительную прокладку в районе коленчатого вала или крышки клапанов.

Почему за ремонтом нужно обращаться в сервис‐центр?

Если автомобилисту нужна замена клапана рециркуляции картерных газов, в соответствии с графиком регулярного технического обслуживания, стоит сразу обращаться в профессиональный сервисный центр. Только высокая квалификация специалистов, наличие узкоспециализированного инструмента и оригинальных запчастей позволяет проводить ремонт быстро, качественно и по доступной цене.

Наши мастера специализируются на определённом виде ремонта, что позволяет им накопить огромный опыт в данном вопросе. Поэтому мы предлагаем высокий уровень сервиса и гарантируем, что после замены клапана вентиляции картера, Ваш автомобиль будет работать в предусмотренном производителем режиме. После проведения ремонта мы выдаём гарантию на установленные комплектующие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *