Кто придумал мотоцикл харлей дэвидсон
Перейти к содержимому

Кто придумал мотоцикл харлей дэвидсон

  • автор:

Кто придумал мотоцикл харлей дэвидсон

Ранние годы «Харлея»

Евгений Константинов. Фото из архива компании Harley-Davidson.

Марке Harley-Davidson исполняется 110 лет. История её возникновения окутана мифами, что неудивительно: с одной стороны, прямых документальных свидетельств появления на свет и первых шагов этой компании не сохранилось, с другой — знаменитая американская марка сама уже давно стала живой легендой, красивой и удивительной от начала до конца.

Три первых «серийных» Harley-Davidson, больше напоминавшие велосипеды с мотором, были построены в 1903 году. Один из них воссоздан и в наши дни украшает холл штаб-квартиры компании в Милуоки.

Первая настоящая коробка передач появилась на мотоциклах H-D лишь в 1915 году. Этот трёхступенчатый редуктор со скользящими шестернями оказался настолько удачным, что практически без изменений применялся не одно десятилетие.

Первая V-образная «двойка» появилась в 1909 году на модели 5D. Сегодня этот тип двигателя — визитная карточка марки. Других моторов Harley-Davidson в наше время не выпускает.

Так на рубеже 1910—1920-х годов выглядел главный сборочный цех завода на авеню Джуно. На стапелях мотоциклы серии W.

До 1929 года на многих двигателях H-D применялась необычная в наши дни, но распространённая в начале ХХ века схема газораспределения, при которой впускной клапан располагался в головке цилиндра, а выпускной — непосредственно в самом цилиндре.

В 1917 году с расширением штата рабочих компания Harley-Davidson открыла при заводе техническое училище, ставшее вскоре одним из самых популярных учебных заведений в Милуоки.

Представленный в 1936 году литровый двигатель модели El стал первым верхнеклапанным мотором в истории марки. На нём же впервые была опробована циркуляционная система смазки с сухим картером и отдельным маслобаком.

Как минимум один из трёх первых H-D регулярно участвовал в гонках. Тогда эта марка позиционировала себя в качестве производителя спортивных мотоциклов.

В этом маленьком сарайчике «завод» Harley-Davidson располагался первые несколько лет. Позже историческое строение перенесли во двор настоящего большого завода, где оно и стояло, пока его по ошибке не снесли.

Выпускавшаяся с 1919 по 1923 год спортивная модель W отличалась необычной конфигурацией двигателя. В ней 600-кубовый оппозит устанавливался вдоль рамы. Двигатель работал невероятно тихо и ровно, но популярности на внутреннем рынке не сыскал.

Мотоциклы с коляской появились в производственной гамме фирмы в 1914 году. Один из таких аппаратов мотогонщик Альфред ЛеРой, лишившийся из-за аварии руки и ноги, переделал под управление из коляски.

Узнаваемый дизайн мотоциклов H-D сложился ещё в 1930-е годы. Непохожие на других, они были сходны между собой. На первый взгляд отличить, скажем, модель VL (на фото) от более поздних WL или UH нелегко.

Во время Второй мировой войны компания H-D разработала специальный тяжёлый армейский мотоцикл — единственный в истории марки с приводом на коляску.

Небольшие мотоциклы серии К, выпущенные в 1952 году, стали ответом на появление более дешёвых импортных конкурентов. Оказавшись весьма популярными, они привели к созданию модельной линейки Sportster, существующей в производственной гамме по сей день.

Уильям, Уолтер и Артур Дэвидсоны и Уильям Харли — отцы-основатели самой известной мотоциклетной марки.

Мне доводилось слышать разные небылицы о том, «откуда есть пошла» легендарная мотоциклетная фирма. Например, что оба её основателя — потомки русских эмигрантов, носившие фамилии Харламов и Давыдов. И пусть для национального самолюбия это было бы и лестно, увы, дело обстояло иначе, тем более что Дэвидсонов было трое. Но всё началось именно с Уильяма Харли, который действительно был сыном эмигранта, только английского. Он родился 29 декабря 1880 года в Милуоки, штат Висконсин, и, закончив школу, в 15 лет поступил на работу чертёжником на велосипедный завод в родном городе, а в это время его друг детства Артур Дэвидсон начал работать модельщиком на другом предприятии. В среде технически подкованной молодёжи, к которой эти двое, безусловно, относились, в моду тогда входили разнообразные эксперименты с двигателями внутреннего сгорания.

Юный Уильям решил приспособить мотор к велосипеду. В 1901 году задумка облеклась в чертежи и друзья занялись постройкой самобеглого агрегата. Разумеется, никакого бумажного делопроизводства они при этом не вели, а возились с железками в своё удовольствие в свободное от работы время. А раз документов не осталось, у современных историков и знатоков ранних американских мотоциклов появилось обширное поле для того, чтобы ломать на нём копья вокруг того, где, как и сколько времени Уильям с Артуром строили свой первый мотоцикл. Именно отсюда и проистекают все дальнейшие нестыковки и противоречия, приведшие некоторых исследователей даже к сомнениям в истинном возрасте компании Harley-Davidson.

Вначале был мопед

Не будем разбираться, кто именно из уважаемых и авторитетных источников, спорящих друг с другом, прав. В любом случае первый велосипед с моторчиком, построенный Уильямом Харли и Артуром Дэвидсоном в маленькой домашней мастерской, был готов не позднее лета 1903 года. При этом, чтобы закончить работу над двухколёсной машиной, Артур позвал своего старшего брата Уолтера, квалифицированного механика, работавшего к тому времени железнодорожным машинистом в Канзасе. О том, на какой стадии работ потребовалась помощь, источники опять расходятся во мнениях. Одни утверждают, что, бросив все дела и вернувшись в отчий дом, Уолтер застал Артура над чертежами Уильяма и горой разрозненных запчастей. Другие говорят, что, напротив, всё было давно готово и брат пригласил его поучаствовать в дальнейшем коммерческом развитии фирмы.

Первый блин вышел комом. Мотоцикл, а точнее, велосипед с моторчиком получился неудачным: ему попросту не хватало лошадиных сил. Водитель был вынужден помогать двигателю, крутя педали, чтобы въехать в любой мало-мальски заметный подъём. То ли одноцилиндровый мотор объёмом 116 см3 действительно был настолько слаб, то ли Харли неправильно рассчитал передаточное отношение ремённой трансмиссии, но полноценно ездить на таком мотоцикле было нельзя, и о нём быстро забыли. Опыт, приобретённый во время строительства первого прототипа, не прошёл даром. Друзья сразу же принялись за усовершенствование конструкции и начали постройку следующей модели, причём сразу в трёх экземплярах — в расчёте на их продажу!

С того момента и принято отсчитывать жизненный путь коммерческой фирмы Harley-Davidson Motor Company. Архивные находки последних лет со всей определённостью подтверждают: было это именно в 1903 году. Более того, можно аргументированно утверждать: все три первые «серийные» машины построены ещё до конца года. Об этом сообщали и основатели марки в своих интервью более позднего времени, и рекламный буклет 1912 года, утверждавший, что один из трёх первых мотоциклов 1903 года к тому моменту был жив и здоров, пробежав без капремонта 83 тысячи миль.

Точка отсчёта

Два мотоцикла первой серии сразу нашли покупателей. Один из них приобрёл Генри Мелк, школьный товарищ Уильяма и Артура. По сведениям американского историка Герберта Вагнера (Herbert Wagner, At the creation: myth, reality and the origin of Harley-Davidson Motocycle, 1901—1909. — Madison, 2003), именно в домашней мастерской Генри Мелка начинались работы над первым неудачным прототипом. Второй мотоцикл был продан через магазин торговца авто- и мототехникой Карла Ланга в Чикаго, ставшего, таким образом, первым дилером марки Harley-Davidson.

Что представлял собой первый серийный H-D? На такой вопрос сегодня ответить просто: реконструированный железный конь ныне украшает холл штаб-квартиры компании Harley-Davidson в Милуоки на авеню Джуно. Фактически это велосипед, оснащённый двигателем внутреннего сгорания и ремённым приводом на заднее колесо. По данным, опубликованным на официальном сайте компании, нетрудно высчитать рабочий объём его одноцилиндрового мотора — 440 см 3 . Велосипедная рама изящно изогнута в нижней части для размещения силового агрегата с большим картером маховика. Роль сцепления выполняет специальный подвижный ролик, натягивающий приводной ремень. Для начала ХХ века то была очень распространённая конструкция. Интересно, что на восстановленном экземпляре нет крыльев: в те годы это означало принадлежность к племени спортивных мотоциклов, предназначенных для гонок. Впрочем, никаких дополнительных специальных отличий от дорожных моделей у него не было. Однако причастность к спорту и победы в ранние годы зависели не только от специальных технических ухищрений, но во многом от надёжности техники и мастерства гонщиков. А с этим у Harley-Davidson на заре истории всё было в порядке, что совершенно не вяжется с современным имиджем марки, специализирующейся на тяжёлых вальяжных моделях для дальних поездок по шоссе. Но на заре своего существования компания активно участвовала в мотогонках. Именно они тогда служили лучшей рекламой продукции и одновременно полигоном для новых технических решений. И Харли, и братья Дэвидсоны, а позже и их сотрудники регулярно защищали честь фирмы на соревнованиях самого разного уровня и считались грозными соперниками уже после первой победы 4 июля 1905 года в 15-мильной гонке в Чикаго.

Технические эксперименты

Уильям Харли, сразу взявший на себя обязанности главного конструктора фирмы (и не слагавший их до самой смерти 18 сентября 1943 года), продолжал постепенно совершенствовать конструкцию мотоцикла. И одновременно получал инженерное образование в Висконсинском университете в Мэдисоне, куда поступил в 1903 году вскоре после неудачных тестов своего первого двухколёсного детища. Между прочим, правильно сделал! Потому что в дальнейшем его разработки всегда отличались технической грамотностью, продуманностью и потрясающей надёжностью. Первые одноцилиндровые мотоциклы без подвесок и коробок передач спустя несколько лет уступили место куда более сложным и совершенным творениям. Так, в 1914 году Уильям Харли даже запатентовал двухступенчатую коробку передач, размещённую во втулке заднего колеса. Правда, новинка не прижилась и уже через год уступила место традиционной для того времени трёхступенчатой коробке со скользящими шестернями, пристыкованной к двигателю.

На пути своей эволюции мотоциклы Harley-Davidson прошли даже через оппозитную компоновку двухцилиндрового двигателя с размещением цилиндров вдоль рамы (в отличие от классических немецких «оппозитов», установленных поперёк). Именно так выглядели моторы «спортбайков» рубежа 1910—1920-х годов, снискавших особенную популярность на зарубежных рынках. Эти мотоциклы отличались очень тихим и мягким звуком двигателя, но продержались в производственной программе недолго. А истинную славу Harley-Davidson принесли V-образные «двойки» с 45-градусным развалом цилиндров и характерным узнаваемым басовитым звуком работы. Ради этого звука страстные поклонники марки даже в наши дни готовы терпеть все минусы V-образного двигателя, включая повышенную склонность к вибрациям.

Первый подобный мотор Харли сконструировал и установил на мотоцикл ещё в 1909 году. Этот силовой агрегат развивал 7 л.с. при рабочем объёме 811 см 3 и отличался отменным крутящим моментом на низких оборотах. Низкооборотные, но тяговитые четырёхтактные V-Twin вскоре стали визитной карточкой марки, в начале 1930-х годов полностью вытеснив из производственной программы все остальные типы двигателей. На довоенных моделях в основном применялись дешёвые, простые, лёгкие и нетребовательные к качеству топлива нижнеклапанные моторы. Однако в погоне за динамическими качествами к середине 1930-х годов конструкторский отдел начал эксперименты с верхнеклапанной компоновкой двигателя, позволяющей добиться более высокой степени сжатия и соответственно большей удельной мощности. В результате в 1936 году появилась серийная модель EL. При литровом объёме мотор развивал 40 л.с. Он открыл дорогу всем послевоенным сериям моторов подобной конструкции, ставшим спустя годы американской классикой и применяемым на H-D до сих пор. А «нижнеклапанники», кстати, выпускались компанией до 1972 года.

Базис успеха

В наши дни здание штаб-квартиры Harley-Davidson Motor Company на авеню Джуно — один из архитектурных символов города Милуоки. Но так было не всегда. Самый ранний из существующих корпусов был построен в 1912 году. Более того, изначально производство находилось вовсе не здесь: первые три года главный сборочный цех компании представлял собой дощатый сарай размером всего 4,5×3 метра на заднем дворе дома Дэвидсонов. При этом отдельные детали изготавливали как там, так и в других «цехах» по всему городу. В том числе в железнодорожных мастерских, где начальником инструментального цеха работал Уильям Дэвидсон, старший из братьев. Лишь в 1906 году фирма построила себе новое производственное помещение на Честнат-стрит, позже переименованной в авеню Джуно. При размере 24×8,5 метра оно ещё шесть лет вмещало все основные производственные мощности. А когда завод в очередной раз расширился, исторический вагончик с рукописной надписью «Harley-Davidson Motor Company» на двери занял почётное место на внутреннем дворе. К сожалению, по ошибке его снесли и вывезли вместе с другим строительным мусором приглашённые мексиканские гастарбайтеры, проводившие реконструкцию и уборку внутризаводской территории в 1970 году.

Но вернёмся на несколько десятилетий назад. В 1907 году, с приходом на должность начальника производства Уильяма Дэвидсона, компания была реорганизована в акционерное общество, в котором четыре равные доли достались трём Дэвидсонам и одному Харли. При этом Артур, обладавший несомненной коммерческой жилкой, возглавил отдел продаж, а Уолтер занялся общим руководством делами фирмы. Помимо них штат сотрудников насчитывал ещё 18 человек. (Или уже 18? Ведь первого наёмного помощника основатели марки приняли на работу только в 1905 году.)

Дела шли в гору, и на протяжении первого десятилетия выпуск мотоциклов в среднем утраивался каждый год. Одновременно налаживались дилерская сеть, снабжение запчастями и фирменное обслуживание, регулярно обновлялся модельный ряд. В общем, всё шло как по учебнику. А к 1920 году компания стала крупнейшим в мире производителем мотоциклов, продавая их в 67 странах по всему миру. Впрочем, этому немало способствовал крупный военный заказ во время Первой мировой войны: американская армия закупила почти 20 тысяч мотоциклов, три четверти из которых пришлась именно на марку Harley-Davidson. Такой размах плюс внимание к качеству, доверие покупателей и правильная маркетинговая стратегия позволили компании удержаться на плаву даже в самое сложное время. Так, во время Великой депрессии в США осталось всего два мотопроизводителя: H-D и Indian — и конкурентов у них не было до 1953 года. Впрочем, не стоит думать, что всё в истории Harley-Davidson Motor Company было безоблачно. Так, в конце 1960-х, перестав должным образом следить за качеством и регулярно обновлять модельный ряд, компания едва не довела себя до банкротства. Но, к счастью для фирмы, её руководство всё-таки сделало правильные выводы из ошибок и непростых ситуаций, и потому в наши дни компания вновь в лидерах мировой мотоиндустрии.

Правда ли, что компанию Harley-Davidson основали русские эмигранты Харламов и Давыдов?

Историю о том, как двое купцов Харламов и Давыдов (часто уточняется, что они были одесситами) то ли до, то ли после революции сбежали в США, где видоизменили свои фамилии и основали одну из самых известных фирм по производству мотоциклов, можно встретить не в одном печатном издании. О ней сообщали журнал «Столица» (1992), газеты «Аргументы и факты» (1995) и «Ситуация» (1998), а также известный публицист Юрий Екишев в своей книге «Россия в неволе» (2009). Периодически этот факт упоминается на различных сервисах вопросов и ответов.

Как легко заметить, занимательный биографический факт об американских промышленниках появился в русскоязычных изданиях в первой половине 90-х, а уже в нулевые годы практически перестал упоминаться. «Независимая газета» приводит один из наиболее подробных вариантов легенды:

«На пороге нового, ХХ века двое талантливых русских парней из Одессы Харламов и Давыдов мыкались в родном отечестве в поисках лучшей доли, но так и не смогли найти достойного применения своим силам. Они предлагали разные изобретения, но бюрократии не нужны были новые Кулибины. И тогда, в сердцах плюнув на родную набережную Ришелье и Ланжероновские пляжи и махнув рукой на всю Россию, отправились друзья к новым берегам в надежде реализовать свои таланты за океаном. Америка — страна эмигрантов — приняла их с распростёртыми объятиями, как принимала и других талантливых людей со всего света. Одесситы осели в штате Милуоки, постепенно натурализовались: Харламов стал Харли, Давыдов — Дэвидсоном. Здесь им уже никто не вставлял палки в колёса, и начали они американскую жизнь с того, что изобрели… велосипед. Но — с моторчиком. Поскольку просто велосипед уже давно был известен человечеству и изобретать его ещё раз не имело смысла. Так родился один из самых знаменитых мотоциклов в мире — «Харли-Дэвидсон» (в русском языке прижилось название «Харлей-Дэвидсон»)».

С культовостью этой марки трудно поспорить. Достаточно назвать только несколько фильмов, в которых использовались мотоциклы Harley-Davidson: «Терминатор-2», «Беспечный ездок» и «Криминальное чтиво». В романе Виктора Пелевина «Generation П» главный герой читает сценарий рекламы знаменитых мотоциклов и натыкается на слоган: «Мотоцикл Харлей. Без Давидсона не обошлось». Поэтому очевидно, что биографии героев байки освещены в медиа достаточно широко. Во-первых, мотоцикл как таковой они не изобретали — это, как считается, сделал Готлиб Даймлер ещё в 1885 году. Что касается остального, то вот что сообщает нам официальный сайт компании Harley-Davidson Motor Company:

«Вы могли подумать, что компанию Harley-Davidson основали двое парней с фамилиями Харли и Дэвидсон, и отчасти вы были правы. На самом деле это был один Харли и три Дэвидсона, и все четверо работали вместе, чтобы создать бренд, который произвёл революцию в сфере транспорта и в Америке. Компания Harley-Davidson была основана в 1903 году в Милуоки, штат Висконсин, и официально зарегистрирована в 1907 году, когда Уолтер Дэвидсон стал её первым президентом, Артур Дэвидсон — первым генеральным менеджером по продажам и секретарём, а Уильям Дэвидсон — первым менеджером по производству. Тогда же Уильям Харли стал главным инженером и казначеем. Учитывая соотношение «три Дэвидсона на одного Харли», вы можете поинтересоваться, почему компания не называлась «Дэвидсон-Харли». Поскольку первоначальная идея мотоцикла исходила от Уильяма Харли, компания посчитала справедливым указать его имя первым. Кем были основатели Harley-Davidson? Уильям Харли был всего на год старше Артура Дэвидсона. Два мальчика выросли всего в паре домов друг от друга в Милуоки, штат Висконсин. Так началась их дружба на всю жизнь».

Дальше идут краткие биографии основных фигурантов истории, из которых мы узнаём, что отец Уильяма Харли в 1860 году эмигрировал в США из Англии. А посвящённый семье Дэвидсон ресурс сообщает нам, что отец троих братьев Уильям Си Дэвидсон родился в 1846 году тоже в Туманном Альбионе, в Шотландии, и ещё ребёнком переехал вместе со своей семьёй в Новый Свет. Более того, ещё в 2002 году в российском журнале «Эхо планеты» были напечатаны слова одного из современных Дэвидсонов по следам локальной легенды: «Насколько я знаю, мои предки родом из Шотландии, про русские корни я не слышал».

Как видим, никакой связи с Россией основатели (коих было четверо) знаменитой компании не имеют, а легенда стала просто очередной выдумкой из серии «Знай наших». Похожая распространённая байка называет другого автопроизводителя, Андре Ситроена, сыном одесского еврея, хотя Леви Ситроен всю жизнь прожил в Амстердаме.

Изображение на обложке: Wikipedia

Фейк

Почитать по теме:

  1. Михайло Дуда — дед Анджея Дуды? Фейк!
  2. Правда ли, что канцлер Германии Шольц — внук бывшего группенфюрера СС?

История появления и развитие компании Harley – Davidson

Harley Davidson наверное самый известный и можно сказать, культовый, производитель мотоциклов в мире. Harley Davidson это стиль жизни. Миллионы обладателей этих легендарных мотоциклов по всему миру наверняка согласятся с этим утверждением. Недаром любой владелец мотоцикла с логотипом Harley Davidson может запросто стать членом, созданного маркой сообщества H. O. G. Расшифровывается эта аббревиатура как Harley Owners Group . На данный момент сообщество насчитывает более миллиона участников и по праву является самым многочисленным клубом почитателей мотоциклов и мотодвижения в мире.

Годом рождения марки Harley – Davidson можно считать 1901 год, когда двадцати двух летний Уильям Сильвестр Харли спроектировал маленький двигатель объемом всего 115 куб. см. Два последующих года Харли с другом Артуром Дэвидсоном не покладая рук собирали моторизованный велосипед, который был закончен к 1903 году. Аппарат получился не удачным. Без педалей первый «мотоцикл» Harley — Davidson с трудом забирался даже на невысокие холмы.

dkmoto_HD_uilyam&artur2

dkmoto_HD_uilyam&artur

Осознав что получившийся проект явно не получился, Харли и Дэвидсон приступили к работе над новым аппаратом. Вскоре свет увидел первый настоящий мотоцикл марки Harley – Davidson . Он был оснащён двигателем 405 куб. см., трубчатая рама в сочетании с двигателем такого объёма действительно даёт право называть это транспортное средство мотоциклом, а не велосипедом с мотором. Весил первый Харлей 13 килограмм.

Мотоцикл был завершён 8 сентября 1904 года. В тот день проходили гонки на State Fair Park , в которых он и совершил свой первый заезд. Пилотом стал Эдуард Хилдебранд. Харлей пришёл на финиш четвертым. Этот день принято считать днём рождения компании Harley – Davidson.

К 1905 году двигатели и мотоциклы HD уже рекламировались в журнале Automobile&Cycle. Первые Харлеи собирались в небольшом сарае. Этот сарай, в качестве памятника, простоял до 70х годов во дворе фабрики на Джуно Авеню. Сама фабрика была построена в 1906 году и к следующему году на ней было произведено уже более 150 мотоциклов. Также, стремительному выходу на рынок поспособствовал контракт, по которому Харлеи начали поставлять лдя полиции штата. В 1907 году все новые мотоциклы Harley – Davidson начали оснащать двигателями 900 куб. см. Они были практически вдвое мощнее предыдущих моделей. Их скорость достигала 100 км/ч. К 1909 году общее количество проданных мотоциклов Harley — Davidson достигло уже 1150 штук. Прежнее здание фабрики в 1913 году было снесено и вместо него построено новое. Пятиэтажное здание было возведено из самых современных на тот момент материалов. А в 1914 Harley – Davidson обогнал по продажам единственного своего конкурента – компанию Indian . К этому году продажи мотоциклов Harley – Davidson составили почти 17 000 штук.

Как бы это не прозвучало, но большую роль в развитии торговой марки сыграла первая мировая война. В период до 1918 года, компания Harley – Davidson поставила для нужд Английской и Американской армии около 20 000 мотоциклов. В 20ые годы это позволило HD стать самым крупным изготовителем мотоциклов в мире! Официальные дилеры компании располагались почти в 70 странах мира. К 1925 году Harley – Davidson производил уже порядка 20 000 мотоциклов в год.

Несомненно большой вклад в популяризацию марки внесли и спортивные рекорды, установленные на этих мотоциклах. Так Отто Уолкер в 1921году установил мировой рекорд скорости – 160 км.ч. на мотоцикле Harley – Davidson с двигателем объёмом 1200 куб. см. А в 1935 году Джо Петралли победил во всех гонках Американского национального чемпионата. Во время которого поставил 4 новых мировых рекорда.

Немногие знают, но само понятие «кастомайзинг» тоже появилось благодаря компании Harley – Davidson . Именно Харлей первым предложил своим заказчикам размещать на их мотоциклах различные орнаменты и рисунки в стиле Ар-Деко.

История мотопромышленности в Японии тоже обязана своим появлением компании Harley – Davidson. Компания Sankyo в 1935 году купила лицензию на разработки HD . В результате этого в Японии появилась первая национальная марка мотоциклов Rikuo.

Несмотря на успешное развитие между двумя мировыми войнами Harley – Davidson не удается полностью избежать последствий великой депрессии 30ых годов в Соединенных Штатах. Но начавшаяся Вторая Мировая война опять даёт новый импульс к развитию компании. Модель Harley – Davidson « Liberator (Освободитель)» стала самым массовым мотоциклом из имевшихся на вооружении у союзников. Всего, за время войны, произведено более 90 000 мотоциклов Harley – Davidson, как с коляской, так и на двух колёсах. Модель зарекомендовала себя безотказной и простой в эксплуатации.

В послевоенное время компания Harley – Davidson быстро восстановила производство гражданских мотоциклов. Неутомимый дух первопроходцев Америки позволяет компании и в наше время занимать лидерские позиции, идти во главе самых современных технологических разработок и в тоже время не забывать об истоках. Поистине Harley – Davidson является самой авторитетной и легендарной маркой в мире мотоциклов с момента их появления и до наших дней.

​История Harley-Davidson: как мотобренд создал моду на кастом

Сегодня редко можно встретить человека, который никогда бы не слышал о бренде Harley-Davidson и не смог бы отличить их эмблему от других. История бренда начинается в 1903 году. На протяжении 118 лет компания выпускает не только мотоциклы, ставшие культовыми, но и одежду, обувь,, посуду и даже мебель. Как Уильям Харли и Артур Дэвидсон создали мотоимперию и ввели моду на кастомные байки читайте в нашем обзоре.

​История Harley-Davidson: как мотобренд создал моду на кастом

Фото: Евгений Поторочин

Харли и Дэвидсон

Уильям Сильвестр Харли и Артур Дэвидсон в 1901 году начали создавать велосипед с мотором в американском городке Милуоки. Местом изобретений и тест-драйвов был обычный гараж. Трудились молодые люди три года, прежде чем поняли, что велосипед без педалей не сможет покорить Америку. Поэтому было решено заняться более серьезными разработками и создать мотоцикл.

Первый мотоцикл был выпущен в 1903 году и назывался Milwaukee Merkel. Он имел двигатель объемом 405 кубических см и весил примерно 13 кг.

А вот название Харли-Дэвидсон вошло в историю в 1904 году. Тогда мотоцикл Уильяма Сильвестра Харли и Артура Дэвидсона участвовал в гонках и пришел к финишу четвертым. С этого момент друзья начали массовое производство байков в своем гараже.

Кстати, позже этот самый гараж был перенесен на завод «Харли-Дэвидсон», где стоял много лет, как память о первых годах жизни великого бренда.

Через пару лет после основания бренда фабрика выпускала 50 мотоциклов в год, в 1907 было выпущено 150 моделей, а между 1908 и 1909 продажи мотоциклов выросли с 450 штук до 1149.

Первая мировая война

Армия Великобритании в начале Первой мировой войны заказала у Harley-Davidson 500 мотоциклов. А в 1917 году уже армия США сделала крупный заказ у мотобренда. Таким образом, можно сказать, что военные Англии и Америки проехали Первую мировую войну на байках «Харли-Дэвидсон», которые в это трудное время смогли зарекомендовать себя с лучшей стороны. За весь военный период было произведено более 20 тыс мотоциклов.

Расцвет бренда

«Харли-Дэвидсон» стал крупнейшим производителем мотоциклов в мире в 20-ые годы XX века. В 1921 году «Харли-Дэвидсон», за рулем которого был гонщик Отто Уолкер, впервые выиграл гонку, пройдя дистанцию со средней скоростью свыше 100 миль в час (160 км/ч).

В это же десятилетие происходит усовершенствование мотоциклов и впервые появляется 74-дюймовый двигатель V-Twin.

В 1925 году впервые появился бензобак в виде капли. Он стал одной из отличительных характеристик бренда и до сих пор стоит на большинстве современных моделей мотоциклов.

В 1928 году на мотоциклах «Харли-Дэвидсон» появился передний тормоз.

Зарождение кастомайзинга

Кастомайзинг – это улучшение и изменение мотоцикла по индивидуальному дизайну заказчика. Зародился кастомайзинг в 30-ые годы XX века. Тогда покупатели мотоциклов «Харли-Дэвидсон» могли заказать нанесение на бензобак графического рисунка в виде орла в стиле арт-деко.

«Мотоциклы всегда были чем-то уникальным. Они никогда не были и никогда не будут массовым товаром. Мотоцикл – это продукт, который его владелец в своем стремлении к самовыражению может довести до самых крайних форм», – цитата принадлежит Уиллу Джи Дэвидсону.

Следом за Первой мировой войной последовала Вторая мировая война. В это время «Харли-Дэвидсон» продолжает выпускать мотоциклы для военных. В историю вошла модель Liberator, переводится как «освободитель». Мотоциклы поставлялись не только в американскую армию, но и в СССР, где дополнялись коляской и задним сидением.

Считается, что мода на кастомайзинг пришла после Второй мировой войны. По одной из версий, мотоциклы приобрели большую популярность среди военных и после окончания войны они продолжили ездить на любимых байках. Так как дизайн у всех мотоциклов «Харли-Дэвидсон» того периода был в стиле милитари, владельцы стали самостоятельно изменять внешний вид байков.

«Компания Harley-Davidson и по сей день продолжает поддерживать эту страсть к кастомайзингу и выпускает широкий ассортимент дополнительного оборудования и запасных частей, способных стать для вас источником вдохновения», – говорится на сайте Harley-Davidson Екатеринбург.

Все мотоциклы бренда подгоняются под клиента и его запросы. Это касается не только дизайна, но и технических характеристик: высота педалей, расстояние между сиденьем и рулем, а также средств для ухода за мотоциклом, так как многие владельцы предпочитают самостоятельно заниматься своим «харлеем».

Harley Owners Group (HOG)

За 118-летню историю в линейке бренда насчитается несколько десятков моделей. Сегодня Harley-Davidson – это не про мотоциклы, это про образ жизни и отношение к ней.

Все модели бренда имеют уникальный узнаваемый стиль и статус, будь то чоппер или крузер. Многие мечтают о «харлее», как о символе свободы и скорости, другие же ценят братство, которое создал бренд за столетнюю историю.

Сегодня «Харли-Дэвидсон» выбирают политики, рок-звезды, бизнесмены. Для единомышленников в 1983 году был создан Harley Owners Group (HOG). Он объединяет владельцев «харлеев» и является клубом по интересам. Члены клуба устраивают заезды, носят клубную атрибутику и организуют мотофестивали. Организация является всемирной и имеет свой устав и правила.

Кстати, у Harley Owners Group есть ответвление под названием – Ladies of Harley.

© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *