Как устроен бендикс стартера
Перейти к содержимому

Как устроен бендикс стартера

  • автор:

⚙️�� Бендикс стартера: устройство, принцип работы, признаки неисправности, замена

Электростартер двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких элементов, обеспечивающих слаженную работу всего узла. Бендикс — один из них. Без него запуск двигателя невозможен. Данная деталь отличается простотой устройства и принципа работы. Как правило, неразборная. Неисправный бендикс подлежит замене. Из этого материала вы узнаете: что такое бендикс стартера и для чего он нужен, кто его придумал, как он устроен, работает, ломается, ремонтируется. Дополнительно рассказано, как отличить неисправности обгонной муфты и втягивающего реле.

Что такое бендикс стартера?

Бендикс — это деталь электростартера автомобиля. Конструктивно является обгонной муфтой или муфтой свободного хода. Это механизм, который передаёт крутящий момент до тех пор, пока вращаемая деталь не начинает вращаться быстрее вращающей. Когда это происходит, бендикс позволяет ведущей и ведомой частям вращаться незавизимо друг от друга. Работает это за счёт центробежной силы.

Бендикс - общий вид Бендикс - вид спереди Бендикс - вид сзади

Для чего нужен бендикс?

Бендикс в автомобильном электростартере выполняет следующие функции:

  1. В момент начала запуска двигателя соединяет якорь стартера с маховиком двигателя.
  2. Обеспечивает надёжное зацепление ведущей шестерни стартера с зубчатым венцом маховика.
  3. Смягчает ударные нагрузки, которые возникают из-за резкого перемещения ведущей шестерни к зубчатому венцу маховика.
  4. До запуска двигателя передаёт вырабатываемый стартером крутящий момент на маховик.
  5. После запуска двигателя, пока водитель удерживает ключ в положении «старт», позволяет маховику и стартеру вращаться независимо друг от друга.

Конструкция бендикса нужна для выполнения последней функции. Все остальные задачи можно было бы решить за счёт более простого узла. Проблема в том, что стартер вращается сравнительно медленно, тогда как запущенный двигатель вращается гораздо быстрее. Если после запуска двигателя его сразу же не отсоединить от стартера, последний подвергнется сильным перегрузкам и может выйти из строя. Водитель обычно удерживает ключ в положении «старт» некоторое время уже после запуска, и только потом отпускает его. Именно в этот момент срабатывает обгонная муфта, защищая стартер от перегрузки.

Кто придумал бендикс для электростартера?

На некоторых автомобильных стартерах обгонная муфта не предусмотрена. Передачей крутящего момента управляет водитель, для чего есть кнопка в полу салона. Однако на большинстве серийных автомобилей бендикс есть. Его придумал и запатентовал в 1910 году американский изобретатель и промышленник Винсент Гуго Бендикс. С тех пор конструкция бендикса не претерпела кардинальных изменений. Как, впрочем, и все остальные компоненты электростартера.

До изобретения бендикса… Электрический стартер и бендикс практически ровесники. До их изобретения запуск автомобильного двигателя осуществлялся вручную при помощи «кривого стартера». Это была крайне неудобная, физически тяжёлая и травмоопасная операция. Когда двигатель запускался, а водитель не успевал вытащить ручку из маховика, он получал ею по рукам и другим частям тела.

Байрон Картер (основатель компании Cartercar) погиб в результате неудачного запуска двигателя рукояткой. Обеспокоенный этим событием Генри Лиланд (глава компании Cadillac) решил придумать автоматическое электрическое устройство для удобного и безопасного запуска мотора. Но у него ничего не получилось. В 1911 году электростартер, концепция которого кардинально не поменялась до сих пор, был изобретён Чарльзом Каттерингом.

Устройство и принцип работы бендикса

Чтобы понять, почему бендикс не крутит маховик, нужно познакомиться с устройством и принципом работы этого механизма.

В классическом исполнении этот компонент электростартера состоит из следующих деталей:

  1. Ведомая обойма с шестернёй.
  2. Ведущая обойма с червячной передачей.
  3. Ролики с прижимными пружинами.
  4. Буферная пружина.
  5. Обойма для приводного рычага.

Бендикс расположен либо на валу редуктора, либо непосредственно на якоре стартера, и перемещается по нему за счёт червячной передачи. Продольное движение механизма ограничено с обеих сторон стопорными кольцами. Для перемещения бендикса по валу служит рычаг, который приводится в действие втягивающим устройством.

Устройство бендикса

Алгоритм работы бендикса:

  1. Когда ключ зажигания поворачивается в положение «старт», с аккумуляторной батареи через сигнальный провод подаётся питание на втягивающее устройство.
  2. Срабатывает втягивающая обмотка соленоида.
  3. Якорь соленоида перемещается, воздействуя на рычаг и передвигая бендикс в сторону зубьев маховика.
  4. Стартер вводится в надёжное зацепление с маховиком.
  5. В этот же момент внутри втягивающего реле замыкается силовой контакт, и с АКБ поступает питание на электродвигатель стартера.
  6. Втягивающая обмотка обесточивается, срабатывает удерживающая обмотка.
  7. Стартер вращается, проворачивая маховик.
  8. Двигатель запускается.
  9. Скорость вращения маховика превышает скорость вращения стартера.
  10. Возникает центробежная сила, которая сдвигает ролики в бендиксе.
  11. Стартер и двигатель продолжают вращаться независимо друг от друга.
  12. Водитель отпускает ключ зажигания.
  13. Контакты внутри соленоида размыкаются, питание на стартер больше не подаётся, он останавливается.
  14. Одновременно обесточивается удерживающая обмотка втягивающего реле.
  15. Соленоид и бендикс за счёт усилия пружины возвращаются в исходное положение.

Бендикс при выключенном стартереБендикс при включённом стартере

Использование центробежной силы в обгонной муфте возможно благодаря её внутреннему устройству. Пока скорость вращения небольшая, ролики поджимаются пружинами и упираются в зубчатые выступы. Когда ведомая обойма начинает раскручиваться быстро вращающимся маховиком запущенного двигателя, на ролики воздействует центробежная сила. Она превышает усилие, создаваемое пружинами. Каждый ролик перемещается в более широкое место своего паза. В результате ведомая и ведущая обоймы бендикса начинают вращаться независимо друг от друга.

Симптомы неисправности бендикса стартера

Определить неисправность бендикса можно двумя способами — по звуку во время запуска двигателя, и после разборки стартера.

Рассмотрим, как ведёт себя стартер при неисправном бендиксе. Самая типовая поломка этой детали — это когда обгонная муфта не передаёт крутящий момент от стартера на маховик. Ведущая обойма вращается, а ведома стоит на месте. В таких случаях говорят, что бендикс не крутит маховик.

Звук неисправного бендикса бывает двух видов. Если механизм обгонной муфты сломался недавно, то при попытке запустить двигатель слышен громкий металлический звон и скрежет. Это шумят ролики внутри бендикса, которые не могут упереться в изношенные выступы.

Когда бендикс ломается окончательно, характерного металлического звука не слышно. Стартер вращается на максимальных оборотах, но маховик стоит на месте. Этот звук легко отличить от того, который слышно при нормальном запуске двигателя.

Как проверить бендикс стартера?

Чтобы убедиться в том, что бендикс неисправен, необходимо снять стартер с двигателя и частично разобрать его. Далее нужно взяться одной рукой за обойму муфты, а второй за шестерню, которая входит в зацепление с маховиком. Если бендикс сломан, то шестерня будет легко проворачиваться в обоих направлениях. На исправной детали она вращается легко в одну сторону, тогда как в обратном направлении провернуть её невозможно никакими усилиями.

Неисправный бендикс не всегда удаётся прокрутить в обе стороны руками. Иногда нужно использовать инструменты

Другие причины неработоспособности бендикса

Износ выступов, в которые упираются ролики, не единственная возможная причина, почему бендикс не крутит маховик.

Причина может быть также в следующем:

  1. Повреждены зубья на маховике. Отсутствие даже одного зуба на венце маховика делает запуск двигателя невозможным. Чтобы определить эту поломку, сразу после демонтажа стартера посмотрите на маховик. Повреждённое место должно быть на видном месте, так как именно в этом месте бендикс не смог прокрутить маховик. Если после неудачного запуска стартером машина завелась с буксира, дефектный участок может оказаться в недоступном месте. Чтобы проверить венец маховика, извлеките свечи зажигания (или форсунки дизельного двигателя), проверните коленвал вручную, одновременно осматривая венец маховика.
  2. Повреждена шестерня бендикса, которая должна вращать маховик. Поломка определяется при визуальном осмотре.
  3. Повреждена червячная передача. Чтобы увидеть неисправность, нужно снять бендикс с вала.
  4. Сломана обойма, к которой крепится рычаг. Обычно она сделана из пластика и представляет собой кольцо с двумя выступами. Находится в задней части бендикса.
  5. Сломан рычаг. Он тоже делается из пластика, хотя ломается довольно редко. Поломка определяется визуальным осмотром.

В первом случае необходима замена венца маховика. Во всех остальных случаях замене подлежит бендикс. Эта деталь не ремонтируется.

Как определить, что не работает — втягивающее реле или бендикс?

Когда двигатель не удаётся запустить при помощи стартера, может быть виноват не бендикс, а соленоид. Как определить, что не работает именно бендикс, а не втягивающее реле? Очень просто. Для этого надо понимать, как работает стартер, в целом.

Схема автомобильного стартера

В случае неисправности соленоида не происходит следующее:

  1. Бендикс не перемещается в сторону маховика.
  2. На электродвигатель стартера не поступает питание.

В результате при повороте ключа в положение «старт» возможны два варианта событий — либо слышны щелчки, но стартер не вращается, либо не слышно вообще ничего.

Если стартер вращается, но не крутит двигатель, то виноват только бендикс. При неисправностях втягивающего реле, как правило, питание на стартер не поступает, и он не вращается.

Типовые причины неисправности бендикса

Несмотря на то, что обгонная муфта является неремонтопригодной деталью, знать о её поломках будет полезно.

К таковым относятся:

  1. Критический износ или повреждение шестерни.
  2. Уменьшение диаметра роликов.
  3. Наличие на роликах плоской выработки.
  4. Стёртые или сломанные выступы, в которые упираются ролики.
  5. Сломанные пружины.

Достаточно редко причиной отказа бендикса является его заклинивание из-за грязи и ржавчины. Усилия соленоида не хватает для того, чтобы переместить обгонную муфту к маховику. Эта проблема устраняется чисткой и смазкой узла.

Сколько стоит поменять бендикс стартера?

Замена бендикса — это сравнительно недорогая процедура. Цена детали варьируется в диапазоне 5…20 долларов. Услуга по замене на СТО стоит примерно столько же. Можно сэкономить половину этих расходов, если заменить неисправный бендикс самостоятельно. Хотя эта процедура не из лёгких, так как требует наличия некоторых инструментов и правильных действий.

Ремонт бендикса стартера своими руками

Восстановить испорченный бендикс невозможно. Для ремонта деталь меняется целиком по следующему алгоритму:

  1. Отсоедините одну клемму от АКБ.
  2. Отсоедините силовой и сигнальный провода от втягивающего реле.
  3. Отверните болты, которыми стартер крепится к двигателю.
  4. Снимите втягивающее реле, отсоединив предварительно силовой провод, идущий в стартер.
  5. Отверните болты, которыми стянуты части корпуса стартера.
  6. Отсоедините рычаг привода бендикса.
  7. Чтобы снять бендикс с вала, снимите стопорное кольцо.
  8. Наденьте на вал новый бендикс.
  9. Установите на место стопорное кольцо.
  10. Соберите стартер, установите его на двигатель и подсоедините провода.

Снимаем соленоидОткручиваем болты корпуса стартераРазъединяем части корпусаТо самое стопорное кольцо с обоймой

Самое сложное в этой процедуре — снять и установить стопорное кольцо, которое ограничивает перемещение бендикса в сторону маховика. На многих стартерах оно имеет хитрую конструкцию и состоит из кольца и обоймы. Чтобы снять его, необходимо сначала сбить обойму, а затем извлечь кольцо. Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Другие статьи о стартере:

Бендикс стартера: что это такое и для чего он нужен

Чтобы запустить двигатель автомобиля, водителю сегодня достаточно просто повернуть ключ зажигания или нажать на кнопку. Этим нехитрым действием он активирует цепную реакцию, в которой, помимо самого мотора, также принимают участие стартер и аккумулятор. Немаловажная роль в этом процессе отведена и устройству под названием бендикс. Как оно работает, зачем нужно и что делать в случае его поломки мы расскажем в нашей статье.

Что такое бендикс стартера и для чего он нужен

как выглядит бендикс стартера

Как выглядит бендикс стартера.

Бендикс или обгонная муфта – это элемент стартера, конструктивно представляющий собой небольшую муфту. Состоит данное устройство из шестерни, пары металлических обойм, прижимной и буферной пружин, а также стопорного кольца. Расположено все в корпусе самого стартера и фактически является его составной частью.

В первую очередь бендикс предназначен для того, чтобы снять нагрузку со стартера и обезопасить его от повреждений при запуске двигателя. Этот механизм позволяет существенно продлить срок эксплуатации стартера. Кроме того, с его помощью процесс запуска мотора производится практически бесшумно, что положительным образом сказывается на комфортности эксплуатации авто.

Как работает бендикс стартера

Принцип работы бендикса основывается на инерционном воздействии. При помощи зубчатого вала он соединяется с маховиком ДВС и передает на него энергию вращения электродвигателя стартера. Как только произошел запуск мотора и количество оборотов существенно увеличилось, бендикс берет всю нагрузку на себя, не давая возросшему крутящему моменту перейти обратно на стартер. Для этого муфта снабжена специальными бороздками в которых располагаются цилиндры. Данный механизм позволяет обеспечивать жесткую сцепку при передаче крутящего момента от стартера к двигателю и холостое вращения муфты на собственном валу, когда мотор уже набрал высокие обороты. Все это необходимо для того, чтобы не повредить стартер, поскольку нагрузка более 80-100 оборотов в минуту значительно снижает срок его эксплуатации.

бендикс стартера в разобранном состоянии

Бендикс стартера в разобранном состоянии.

Также в конструкции бендикса есть специальная буферная пружина — именно благодаря данному механизму запуск ДВС происходит мягко и бесшумно. В случае ее отсутствия жесткий контакт шестерен муфты с маховиком не только бы давал о себе знать стуком и скрежетом из-под капота, но и очень скоро привел бы к выходу стартера из строя.

После того, как запуск двигателя выполнен, муфта начинает постепенно сползать по шлицам и отсоединяется от маховика до момента следующего запуска ДВС.

Признаки неисправности бендикса стартера

Главным признаком поломки или частичного выхода из строя данного агрегата являются нехарактерные шумы при попытке запуска двигателя. Это может быть металлический скрежет или звуки резких ударов двух тяжёлых деталей друг об друга. Очень важный момент, что происходит это именно до того, как двигатель начал выдавать крутящий момент самостоятельно, так как если шум слышен уже при работающем ДВС, источник проблемы, скорее всего, находится уже в другом узле автомобиля.

устройство стартера и расположение бендикса

Устройство стартера и расположение бендикса.

Если же разгонная муфта полностью пришла в негодность, то вместо мерного урчания мотора, Вы услышите лишь шум безрезультатно проворачивающего электродвигателя стартера. Как показывает практика, такое случается не сразу, а постепенно, в случае игнорирования водителем более незначительных симптомов неисправности.

Читайте также: Как система «старт-стоп» влияет на работу стартера.

Как проверить бендикс стартера

Проверка работоспособности бендикса возможна без разборки автомобиля. Конечно, определить по звуку наличие той или иной неисправности довольно сложно и, не имея достаточного опыта в этом вопросе, велик шанс совершить ошибку. Если при повороте ключа в замке зажигания вы помимо прокручивающегося стартера услышите лязгающие звуки из-под капота автомобиля, вероятнее всего, стерлись зубья шестерней и устройство не может зацепить маховик мотора.

В любом случае если вы выявили неисправность на слух, необходимо будет провести визуальный осмотр устройства, а также его замену в случае невозможности устранения неисправности. Сперва необходимо извлечь стартер, после этого из его корпуса аккуратно демонтируется сам бендикс. Основным моментом, на который необходимо обратить внимание при осмотре, является целостность зубьев на шестерне муфты. Если они серьезно стесаны или повреждены иным образом вам придется приобрести новую деталь. В ходе дальнейшей диагностики обязательно проверьте может ли та часть муфты, которая прилегает к маховику вращаться вхолостую в одном из направлений. Если бендикс заклинило и обе его обоймы крутятся вместе и в ту, и в другую сторону, то во избежание поломок стартера, такую разгонную муфту также придется заменить.

Помимо этого, проверьте натяжение буферной пружины, так как именно ее неисправность может быть причиной возникновения следов деформации на зубьях шестерен. Если в конструкции бендикса присутствуют люфты, то это также сказывается на его работоспособности и повышенном уровне износа деталей стартера.

В некоторых случаях появление посторонних звуков может быть связано с попаданием грязи на рабочую поверхность бендикса, а также внутрь корпуса устройства. При демонтаже стартера внимательно проверьте оборудование на наличие следов загрязнения, налета пыли и других посторонних веществ. При необходимости протрите зубья шестерен, а также доступные полости корпуса.

Читайте также: Почему стартер крутит, а двигатель не заводится . Разбор возможных причин.

Как поменять бендикс на стартере

Замена бендикса во многих случаях является оптимальным вариантом, даже при условии выхода из строя отдельных его частей. Дело в том, что в процессе эксплуатации все детали устройства изнашиваются приблизительно с одинаковой интенсивностью и замена одной из них не гарантирует длительной эксплуатации бендикса в дальнейшем.

Итак, чтобы заменить бендикс, стартер прийдется снять. Далее нужно вскрыть его корпус и извлечь реле, только после этого Вы сможете добраться до самого бендикса. Его удерживает на оси шайба и стопорное кольцо, как правило, для их снятия придется немного помучиться, особенно, чтобы извлечь кольцо.

Далее переходим к этапу установки новой детали. Предварительно лучше очистить внутреннее пространство от собравшейся грязи, а также хорошенько смазать подвижные и соприкасающиеся части конструкции. Самым сложным в процессе замены станет установка нового стопорного кольца, чтобы максимально упростить себе данную работу, воспользуйтесь специальными раздвижными пассатижами. Закрутите болты на корпусе стартера и установите устройство обратно в автомобиль. Для проверки осуществите несколько пробных запусков ДВС, если посторонних шумов/прокручивания не наблюдается, значит вы все сделали правильно.

Читайте также: Как устроен и как работает автомобильный генератор .

Видео на тему

Замена бендикса стартера

  • Замена бендикса стартера

    РЕМОНТ СТАРТЕРА БЕНДИКСА- ЛЕГКО СВОИМИ РУКАМИ.

  • РЕМОНТ СТАРТЕРА БЕНДИКСА- ЛЕГКО СВОИМИ РУКАМИ.

    БЕНДИКС СТАРТЕРА

  • БЕНДИКС СТАРТЕРА

    Что такое бендикс стартера? Устройство и принцип работы бендикса

    Знание внутренностей автомобиля может уберечь от множества нежелательных поломок, поэтому каждый обладатель собственного транспортного средства наверняка должен располагать информацией о том, что такое бендикс стартера и принцип работы бендикса. Профессионалам он известен под названием «обгонная муфта».

    Оглавление:

    • Что такое бендикс стартера?
    • Устройство бендикса стартера
    • Принцип работы бендикса стартера

    Что такое бендикс стартера?

    Бендикс(обгонная муфта) — это один из основных элементов стартера, который представляет собой обгонную муфту и позволяет осуществлять шестерне обороты параллельно с маховиком. Если говорить на простом языке, то это небольшой элемент, который не только сделает запуск мотора бесшумным, но и значительно продлит жизнь стартеру. Большинство непрофессионалов ошибочно полагают, что это всего лишь шестерня, помогающая маховику осуществлять вращения.

    Создателем детали стал американец Винсент Бендикс, в честь которого ее и назвали. В далеком 1910 году он совершил настоящее открытие в мире техники, которое в автомобилестроении используется с 1916-го. Стоит отметить, что с тех пор принцип работы указанного узла ничуть не изменился.

    Сложно переоценить значение данного элемента, ведь без него вы вряд ли далеко заедете что на автомобиле, что на двухколесном велосипеде (здесь его называют «трещеткой»). Включен такой узел и в строение вертолетных винтов, таким образом, он помогает в запуске практически каждого механизма. Что касается железного коня, то тут деталь устанавливается в самом корпусе стартера. Свое функционирование он прекращает только после полной остановки двигателя.

    Бендикс cтартера

    Ломается бендикс достаточно редко, поэтому его зачастую сложно обвинить в возникновении неполадок в стартере. Но, как и любая иная частичка механизма, обгонная муфта может износиться, в особенности это касается шестерни и роликов, которые берут на себя практически всю нагрузку при запуске мотора. Обнаружить проблему не составит труда – вал бендикса начинает «проскакивать», снижается скорость вращения шестерни, заставляя стартер работать «вхолостую». Сам по себе бендикс достаточно дешев и замена не отнимет много времени и денежных средств, кроме того, осуществить ее можно и самостоятельно. Для того, чтобы безопасно чувствовать себя в пути, необходимо проводить систематический осмотр обгонной муфты.

    Устройство бендикса стартера

    Стандартный бендикс включает в себя шестерню и особое механическое устройство, которое при раскручивании маховика защищает стартер от ударов зубьев. Если детально разобрать представленный элемент, то можно обнаружить такие детали:

    • ведомую обойму;
    • ведущую обойму;
    • кожух;
    • кольцо;
    • шайбу;
    • набор колец, в числе которых имеется и стопорное;
    • прижимную пружину, оснащенную роликами;
    • буферную пружину;
    • опорные чашки.

    На фото бендикс стартера

    Принцип работы бендикса стартера

    Ознакомившись с данным элементом и его стандартными составляющими, пора разобрать принцип работы бендикса стартера. В зависимости от того, какова конструкция обгонной муфты, меняются и принципы ее функционирования.

    Как уже было указано выше, шестерня сцепляется с маховиком мотора внутреннего сгорания. Для того, что бы двигатель запустился, его требуется раскрутить до 50-100 оборотов в минуту. С учетом того, что стартер способен переносить лишь краткие периоды интенсивной нагрузки, то большую скорость раскрутки он и не обеспечит. Следовательно, при запуске двигателя может возникнуть определенная нагрузка, провоцирующая серьезные последствия. Бендикс подстрахует водителя в том случае, если тот не отпустил зажигание сразу, как запустился ДВС. Обгонная муфта не даст перейти крутящему моменту с мотора на стартер.

    Когда крутящий момент двигателя увеличивается и становится больше чем у стартера, то муфта совершает холостые прокручивания на собственном валу. Она являет собой пару стальных плоских колец, в промежутке которых располагаются цилиндры или шарики – их подпирают пружины. Цилиндры находятся в канавках, образованных на внутреннем кольце. Специальная форма этих отверстий обеспечивает бесперебойное вращение колец в обратную сторону и их заклинивание при движении вперед.

    Если говорить о двухколесном транспорте, то здесь используется храповый бендикс. В специальной щербинке, на поверхности внутреннего кольца, располагается подпружиненный рычаг, а на внутренней стороне кольца, который находится снаружи, можно обнаружить заточенные зубья. Двигаясь в определенном направлении, рычаг не входит в сцепление с зубьями, а просто-напросто скользит по ним. Совершая движения в обратную сторону, он приостанавливает кольца, попадая в отверстия между зубьями.

    Более простой вариант бендикса стартера подразумевает наличие наточенных шлицей, которые расположены на валу. В них и заходит муфта. Когда последняя крутится в одну сторону, то шлицы входят в твердое сцепление с ней. Если происходят движения назад, то муфта совершает свободные вращения, не попадая в шлицы.

    Бендикс стартера. Поломки и признаки неисправности

    Бендикс стартера. Поломки и признаки неисправности

    Много ли водителей задумывается над тем, как происходит запуск двигателя автомобиля? И речь не про сам поворот ключа, ведь это всего лишь то, что можно наблюдать сидя в салоне.

    “К хорошему привыкаешь быстро” – это именно та фраза, которую можно отнести к стартеру. Именно стартер автомобиля по праву считается самым важным агрегатом, который позволяет запускать ДВС без малейших усилий.

    Автомобильный стартер представляет собой электродвигатель. Электродвигатель создает крутящий момент, который передается на двигатель внутреннего сгорания. Коленчатый вал начинает вращаться, поршни приводятся в действие и, благодаря работе ряда систем (топливная система, система зажигания) мотор начинает работать.

    Передача крутящего момента от стартера к ДВС осуществляется обгонной муфтой стартера, который все привыкли называть “бендикс”.

    Фото: Стартер в разобранном виде готовится к ремонту

    Бендикс состоит из двух обойм: ведомой и ведущей. Ведущая обойма установлена на шлицах вала электродвигателя. Внутри нее установлены подпружиненные ролики, которые позволяют удерживать и вращать обойму. На ведомой обойме находятся зубья, которые при срабатывании втягивающего реле входят в зацепление с венцом маховика ДВС.

    Разберемся пошагово, как происходит запуск мотора:

    1. Водитель устанавливает ключ зажигания в положение “Стартер”;
    2. Через контактную группу замка зажигания ток от аккумулятора начинает проходить через стартер: втягивающее реле вводит зубья бендикса в зацепление с венцом маховика, включается электродвигатель, ролики ведущей обоймы бендикса приводят в движение ведомую обмотку и коленчатый вал раскручивается;
    3. В цилиндры подается топливо, начинает работать система зажигания (на бензиновых ДВС) и мотор начинает работать. Скорость вращения маховика возрастает и ведомая часть бендикса тоже начинает вращаться быстрее. Благодаря отсутствию зацепления между обоймами обороты электродвигателя не меняются и он не получает повреждений.

    Поломки бендикса и признаки неисправности

    Конструкция бендикса простая и довольно надежная, поэтому почти все возможные поломки этой детали связаны с естественным износом.

    Фото: Из чего состоит бендикс стартера

    Самый явный признак поломки бендикса – звук срабатывания втягивающего реле слышно, электродвигатель работает, но маховик в движение не приводится. К такому могут привести следующие поломки:

    • Разрушение зубьев ведомой обоймы бендикса. Зубья бендикса входят в очень плотное зацепление с венцом маховика и передают большое усилие. Со временем зубья изнашиваются и деформируются. Изношенный зуб истончается и при запуске стартера происходит удар. Этот удар приводит к деформации зуба или даже его обламыванию. А бендикс без зубьев маховик вращать не может;
    • Износ роликов ведущей обоймы. Ролики предназначены для того, чтобы захватывать ведомую обойму бендикса и передавать крутящий момент. Как легко понять, что бендикс сломан? Верно, ведомая обойма свободно (или с преодолимым усилием) вращается в обе стороны, когда должна только в одну. Так случается из-за износа роликов, уменьшения их диаметра и невозможности захвата ведомой обоймы. Тогда складывается ситуация, когда электродвигатель работает, ведущая часть бендикса вращается, но ничего более не происходит;
    • Растягивание или повреждение пружин. Пружины в ведущей обойме подпирают ролики. Если пружина потеряла свои свойства или треснула, то ролик не будет захватывать ведомую обойму и произойдет то же самое, что и в предыдущем пункте – крутящий момент на маховик передан не будет;
    • Засорение бендикса. Пружинки с роликами подвижные и эта подвижность обеспечивает стабильную работу бендикса. Если пружины из-за грязи не могут преодолеть усилие и сдвинуть ролик, то снова будет иметь место холостая работа стартера. Похожая проблема может быть не только из-за мусора, а еще и в случае некачественного ремонта. Дело в том, что бендикс работает не “на сухую”, а смазка должна использоваться соответствующая. Если вдруг в бендикс поместить смазку с низкой температурой замерзания, то при низких температурах стартер не будет вращать маховик двигателя.

    Как проверить бендикс стартера

    Бендикс стартера – надежная и долговечная деталь, которая отвечает за передачу крутящего момента от стартера к двигателю автомобиля. Но, по мере эксплуатации, неизбежно будет происходить постепенный износ компонентов: зубьев ведомой обоймы, пружинок и фиксирующих роликов. На ранних этапах бендикс можно обслужить. Такое обслуживание заключается в очистке, закладывании новой смазки, замене изношенных пружин и роликов. Но, если зубья будут сильно изношены или обломаны, то целесообразнее будет осуществить замену бендикса.

    Проверить исправность бендикса проще всего на автомобиле. Если стартер работает вхолостую, запуск происходит не с первого раза и с большим трудом, то стоит скорее посетить специализированное СТО. Но мы уверены, вы и сами это понимаете. Потому что намного проще отремонтировать стартер, чем каждый раз искать помощников, которые согласятся “толкнуть” автомобиль.

    Чтобы избежать подобных ситуаций – приезжайте на СТО Master Service. Мы проверим ваш стартер, найдем неисправности и отремонтируем агрегат в минимальные сроки. Если нужна замена стартера – мы предложим новый или восстановленный агрегат за разумные деньги. На нашем складе большой ассортимент комплектующих и агрегатов. На все работы и запчасти предоставляем гарантию.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *