Какие машины шли на экспорт из ссср
Перейти к содержимому

Какие машины шли на экспорт из ссср

  • автор:

С какими названиями советские автомобили отправлялись на экспорт?

0a7fa0693b7f7acc3fe86499587061b6_w650.jpg

Комментарии: 1 21.02.2021 Даже среди молодых автолюбителей сегодня найдется немало тех, кто сможет назвать несколько популярных моделей машин, которые выпускались в СССР. При этом практика переименовывать модели, отправляемые на экспорт, осталась по сей день. Конечно, многие могут назвать знаменитые “Копейки” (ВАЗ-2101), “Тройки” (ВАЗ-2103), “Шестерки” (ВАЗ-2106) и другие. А вот, под каким названием советские автомобили шли на экспорт, знают далеко не все.

0ea3b4b023262bd22b6d1ca14ff66024_w650.jpg

Так, Москвич 408, производство которого стартовало в 1964 году, отправлялся на экспорт как “Moskvitch Elite”. Для известной модели Москвич 2141, придумали название — “Aleko 141”.

eaa3b683994e2a6303815fe42606f145_w650.jpg

Популярная до сих пор “Пятерка” (ВАЗ-2105) получила экспортное название — “Lada 1500”. А один из успешных проектов ВАЗ-2106 экспортировался под наименованием “Lada 1600”. Зарубежные автопроизводители периодически изменяют официальное название своих моделей, поставляемых в определенные страны. Довольно часто это связано с неблагозвучным звучанием названия на местном диалекте. А какие экспортные названия советских моделей авто известны вам? Поделитесь интересной информацией в комментариях.

«Победа», «Москвич», «Волга». Какие советские авто отправляли на экспорт

В 1956 году в СССР была образована компания «Автоэкспорт», она и занималась экспортом советских машин на зарубежных рынках.

Как рассказывает в своей публикации aif.ru, первыми к зарубежным покупателям отправились автомобили «Победа», спустя три года после запуска в производства этой модели. В 50-е годы на рынки разных стран уходили знаменитые «ГАЗ-М20 Победа».

Экспортировались также и «Москвичи». Эти автомобили, в частности, модель «Москвич 408/412», пользовались высоким спросом у иностранных покупателей вплоть до конца 60-х годов, а доля экспортных поставок в объеме всего производства этой модели достигла к 1969 году 64%.

Одной из самых известных экспортных моделей была «Волга». Для продажи на зарубежных рынках «Волги» делали с улучшенной отделкой и оснащали более мощным мотором. В Великобритании эту модель ценили за просторный салон, а также за плавность хода и надежность в эксплуатации. В 60-70 годах, как видно из инфографики источника, на зарубежных рынках высоким спросом пользовались «ГАЗ-21 Волга».

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

На экспорт шли также и «Запорожцы». Для удобства иностранных автомобилистов машины этой марки поставлялись под именами Jalta, Eliette и ZAZ. В год на экспорт отгружали около 4-5 тыс. таких автомобилей. Так, в 60-70 годах на внешних рынках продавались «ЗАЗ-965», а потом и «ЗАЗ-966/968», а в 70-80 годы — «ЗАЗ-1102 Таврия».

Экспортные Lada хорошо продавались на рынках Западной Европы и в Австралии. В разные годы советского периода АвтоВАЗ отправлял за границу до 100 тыс. автомобилей. Машины адаптировали под особенности экспортных рынков.

Также, например, на экспортных «Нивы» устанавливался 1,3-литровый мотор, предлагались версии модели с различными модификациями — с обвесами, со съемными задними сидениями и проч. В 80-е годы АвтоВАЗ в большом объеме экспортировал автомобили Lada Samara в полноприводном исполнении. Так, в 1988 году завод в Тольятти отправил за рубеж почти 157 тыс. машин этой модели. Кстати, продажу автомобилей Lada Samara зарубежном закрыли только в 2013 году, а поставки внедорожников Lada 2121, начавшиеся в 70-х годах, продолжаются и в настоящее время

В годы СССР автозаводы страны экспортировали ежегодно 300-400 тыс. автомобилей. Основными экспортными направлениями были страны соцлагеря, а также европейские рынки, Латинская Америка, Китай.

Советские автомобили, которые продавались за рубежом, но не доставались нашим людям

Советские автомобили, которые продавались за рубежом, но не доставались нашим людям

В СССР автомобиль был роскошью, а не средством передвижения. И советскому гражданину, несмотря на красивые лозунги и речёвки, автомобили доставались по остаточному принципу, с кучей недоработок и… по двойной цене. Однако историю принято изучать по сухим фактам, а не ностальгическим воздыханиям уходящих поколений. Какие машины в СССР шли на экспорт и чем они отличались от тех, что предлагались на внутреннем рынке? В обзоре Matador.tech – наиболее известные экспортные модели советского автопрома.

LADA 1300 ES

«Копейка» у нас являлась несбыточной мечтой абсолютного большинства граждан – и регулярно и продолжительно поставлялась в капиталистические страны включая идейно-ненавистную Англию. ВАЗ-2101 в версии для Туманного Альбиона имел расширенную цветовую гамму салона и кузова (включавшую иногда даже бортовую графику и вариативный цвет крыши), улучшенную антикоррозийную обработку и, конечно, правый руль.

LADA 1300 ES

Особо впечатлительные граждане, которые каким-либо образом узнавали про существование такой версии, даже верили, что у английских «копеек» более толстый металл. Что, конечно, было технически невозможно: машина собиралась на главном конвейере АвтоВАЗа, на тех же пресс-формах, что и для внутреннего рынка.

LADA Nova

На самом деле, под общим именем Nova в страны Европы поставлялось огромное количество модификаций ВАЗ-2105, 2104, а затем и 2107. Кроме того, почти всегда базовая поставка партии машин из СССР по месту дорабатывалась каждым локальным дилером на свой лад.

Тем не менее, характерные общие черты были почти у всех экспортных «Нов». Прежде всего, это оригинальные колёсные диски и пластиковый обвес по низу бампера и порогов. То, что для наших граждан воплощённой мечтой стало только к концу 80-х, западные покупатели давно имели как само собой разумеющееся. Помимо внешнего лоска дорабатывался и салон. Как минимум устанавливались подголовники – «у них» это стало обязательным требованием безопасности ещё с 70-х годов.

LADA Nova

Но гораздо интереснее то, что претерпевали наши «пятёрки» и «семёрки» под капотом. Это и двойные карбюраторы, и катализаторы в выпускном тракте, и доработанная подвеска, и даже трёхступенчатый «автомат»! Представить «пятёрку» с двумя педалями (вполне себе мелкосерийную и отработанную) в Стране Советов мог разве что автолюбитель с очень развитой фантазией.

Lada Niva Plein Soleil

Старая добрая «Нива» для французского рынка. Неудивительно, что и романтическое название в вольном переводе означает «Наполненный солнцем» — ведь автомобиль лишился части крыши. Причём «Нива» не стала банальным пикапом – это же Франция! Её сделали ландо!

Если кто не знает, ландо – это давно забытый тип кузова, у которого крыша над передними сиденьями жёсткая, а далее складывается как у кабриолета.

Более того, и над передними ездоками был огромный люк. В общем, с соляризацией экипажа Niva Plein Soleil проблем точно не испытывала, но внедорожная эксплуатация таких оригинальных машин очень быстро выявила характерный недостаток. И без того не отличающийся жёсткостью несущий кузов «Нивы», будучи ослабленным ещё и отсутствием части крыши, начинал и вовсе ходить ходуном.

Lada Niva Plein Soleil

Тем не менее, предприимчивые французы умудрялись усиливать его самостоятельно и продолжать эксплуатацию уникальных автомобилей, выпущенных тиражом менее 250 экземпляров. Изначально планы по выпуску этих автомобилей были амбициозные – чуть ли не несколько тысяч в год. Но то ли дороги во Франции были слишком хорошими, то ли побороть хронические хвори оригинальной конструкции так и не удалось: «пляжная Нива» должной популярности у дружественного народа не снискала.

Lada Natacha

Это имя – чуть ли не нарицательное для каждой русскоговорящей девушки в перестроечные годы, особенно у горячих южных парней. Вот и экспортному кабриолету на базе ВАЗ-2108 дали имя «Наташа». Правда, написание модели на некоторых рынках читается как «Натача», но это детали. Проект автомобиля для «красивой жизни» на базе «восьмёрки» был полностью разработан нашими соотечественниками, хотя и собирался в Бельгии на предприятии EBS.

Несмотря на годы производства (1990-1995), и этот автомобиль поддержал старую добрую советскую традицию: лучшее – за границу! В СССР, а затем и в России «Наташи» не продавались, а те редкие единичные экземпляры, что можно встретить сегодня, – это ввоз из-за рубежа. Парадоксально. Купить фактически отечественную машину без серых и сложных схем было невозможно даже в перестроечные годы.

В отличие от «Нивы»-ландо, которой просто спилили «лишнее»,к разработке и производству Lada Natasha подошли более основательно: конструкцию усилили ещё на этапе проектирования. В результате масса автомобиля по сравнению с базовой «восьмёркой» возросла на 70 кг , но для кабрио-версии на базе штатного кузова это обычное явление. Ориентируясь на искушённых западных покупателей, в штатное оснащение включили электростеклоподъёмники, магнитолу и литые диски. Хотя конечно, в 90-е годы на западном автомобильном поприще удивить этим кого-либо было решительно невозможно.

Тем не менее, машина брала ценой: все годы выпуска Natasha оставалась самым дешёвым кабриолетом на рынке. Как и в большинстве подобных мелкосерийных проектов, на протяжении всех пяти лет производства машина обросла огромным количеством модификаций: со стапеля выходили самые разные комплектации, обвесы, отделки салонов и цвета кузова.

УАЗы от Martorelli

Возможно, кто-то удивится, но в 70-90-е годы советские внедорожники из Ульяновска были весьма популярны на западе. А братья Марторелли в Италии сделали нашего «козлика» и вовсе иконой бездорожья.

Всё началось в 1972 году, когда один из братьев, Луиджи, выиграл внедорожную гонку на ГАЗ-69. Предприимчивые итальянцы прекрасно понимали, что за успехом в автоспорте неминуемо следует успех в секторе продаж: главное – правильно представить товар клиенту. И с тех пор периодические победы во всевозможных офф-роуд-соревнованиях перемежались с отличной статистикой продаж небольшой фирмы. Правда, главным фигурантом стал не совсем уж древний 69-й, а «козлик» поновее – модель 469.

УАЗы от Martorelli

Количество модификаций этой машины, которую итальянское тюнинг-ателье «Марброз» продавало с начала 80-х годов, не поддаётся какой-либо классификации. Фактически покупатель мог заказать себе автомобиль под индивидуальные нужды. Красивые диски, хромированные кенгурятники и яркий кузов без крыши? Без проблем. Суровая подготовка под реальное бездорожье и соревнования, с лебёдками и силовым обвесом? Да чтоб ещё и дизель под капотом? Не вопрос! Ну а чтобы покупатель с первой секунды понимал, что попал в лапы настоящих профессионалов, перед входом в салон братьев Марторелли находилась действующая полоса препятствий. На ней и демонстрировались все возможности подготовленных машин.

Подытоживая краткий экскурс в знаковые экспортные советские автомобили, вернусь к тому, что сказал вначале. Все перечисленные выше модели советского автопрома были доступны исключительно гражданам капиталистических стран. И тем «обиднее за державу». Поток экспорта советских автомобилей был огромным. Вдумайтесь в цифры: с 1974 по 1982 год на экспорт Советским Союзом было поставлено почти 3 миллиона легковых автомобилей. 3 миллиона машин – притом что в своей стране советский человек для покупки той же «копейки» вынужден был стоять в очереди буквально годами! И без всякой гарантии, что своей очереди он дождётся.

лада в ссср

Но чудовищный дефицит свободных для продажи автомобилей на внутреннем рынке при бесперебойных, фактически конвейерных поставках за рубеж – это ещё полбеды. Мало кто знает, что гражданин СССР, отдавая накопленные за годы кровные в магазине автомобилей, отдавал их почти… в два раза больше, чем гражданин какой-нибудь дружественной Франции, ФРГ или Италии.

Для понимания: в 1979 году ВАЗ-2101 в СССР стоил 7300 рублей, тогда как средняя экспортная цена в пересчёте составляла порядка 3000 рублей. Парадокс? Скорее, «только бизнес, и ничего личного».

На самом деле разгадка проста. Дело в том, что крупнейший в своём роде завод ВАЗ, как и огромное количество прочих предприятий, фабрик и заводов, строился в СССР фактически в долг. А когда запустился, стране ещё не одно десятилетие пришлось расплачиваться с западными инвесторами долларами. Но где взять валюту в абсолютно закрытой экономической системе? Разумеется, продавать товар за границу. Но советские машины, мягко говоря, уступали передовым западным одноклассникам в технологичности, эксплуатационных характеристиках и качестве. Стало быть, единственным козырем страны Советов в условиях свободной рыночной конкуренции была цена. Фактически это был жёсткий демпинг. Машины из Союза уходили за границу буквально эшелонами и продавались там за копейки, причём это были доведённые до ума экземпляры с более высоким качеством комплектующих и расширенной комплектацией. Нам же доставались жалкие остатки – с нестабильным качеством, по двойной цене и сроком ожидания в годы…

В этом обзоре Matador.tech не охватил даже десятую часть экспортного рынка большой страны за несколько десятилетий. Тем не менее, сегодня мы попытались немного заглянуть за ширму нашего экспортного автомобильного прошлого, выделив наиболее яркие образцы эпохи расцвета автомобилизации СССР.

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

В 1970‑е – 1980‑е советские автомобили шли на экспорт десятками тысяч в год. Конечно, в первую очередь в социалистические государства и в так называемые развивающиеся страны. Но не только: советские машины продавали и в развитые во всех, в том числе в автомобильном смысле, капиталистические страны.

ВПЕРЕД, НА ЗАПАД!

Первой западной фирмой, взявшейся за поставку советских легковых машин после Второй мировой войны стала финская Konela. Она взялась за это дело еще в 1948 году. Ведь официальных дилеров, торгующих западными машинами, в Финляндии не было до начала 1960‑х. В небогатой стране почти отсутствовали люди, способные купить новый иностранный автомобиль. Немногочисленные зажиточные граждане могли привезти машину, но остальные приобретали подержанные машины или автомобили из соцстран. В основном — из СССР.

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

Уже в 1960‑м в Финляндии продали 6500 советских машин. Для маленькой и небогатой страны — очень солидно. Помимо Финляндии, машины из СССР стали завозить в Голландию, Швецию, иные скандинавские государства. А потом сфера влияния советского «Автоэкспорта» — организации, созданной специально для продажи автомобилей за рубежом, распространилась и на другие страны.

«СПОСОБНА ПОСТРОИТЬ АВТОМОБИЛЬ»

Западные журналисты не обходили вниманием советские, экзотические на Европы автомобили. В конце 1950 года в руки британских журналистов в Бельгии попал «Москвич-400» — советская версия немецкого Opel Kadett 1938 года.

Британцы с удивлением констатировали: «Россия, по-видимому, полностью способна построить удовлетворительный автомобиль по популярной цене». Цену в переводе на фунты признали логичной — выше, чем за двухдверный Ford Anglia и ниже, чем за четырехдверный Ford Prefect. Оба британских автомобиля были, как и «Москвич-400» довоенной конструкции. Советская машина, резюмировали журналисты «ни в коем случае не заслуживает пренебрежения».

«Москвич-402» тоже оказался в руках британских журналистов случайно. В 1957‑м некий норвежский моряк, купивший машину на родине, приехал к приятелю в Англию. Про 402‑й британцы написали: «Простой и послушный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением, отличными синхронизаторами, светом и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам. Впрочем, автомобиль… неприемлем для среднего британца в плане отделки и динамики».

ИЗДАЛЕКА «ВОЛГА»

«Волга» ГАЗ-М21 пошла на экспорт с конца 1950‑х, в соцстраны, а также в Бельгию, Скандинавию, Голландию. А с 1960‑го и в Великобританию.

Журнал Autocar в 1960‑м, писал: «Динамика с максимальной скоростью 130 км/ч и прохождением четверти мили за 24 с не поражает воображение». Зато «Волгу» похвалили за экономичность — средний расход за тесте составил 13 л/100 км. ГАЗ-М21 стоил в Британии 1113 фунтов, лишь чуть дешевле одноклассника Humber Hawk за 1191 фунт.

В руки американских экспертов «Волга» попала в 1965‑м, в Бельгии. Насмешливая, но все-таки достаточно объективная статья появилась в журнале Mechanix Illustrated.

Журналисты писали: «Эта повозка сделана качественно, надежно и функционально, хотя некоторые материалы откровенно плохи. Потолок похож на коврик для душа, а обивки на оперение линяющего воробья. Волга кренится, как бумажный стаканчик в ураган. Лучший агрегат — двигатель, он сделан качественно и работает хорошо».

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

На западных рынках седанов ГАЗ-21 и универсалов ГАЗ-22 продавали совсем немного. Часть машин в Финляндии и Скандинавии работали в такси.

Западные продажи «Волги» ГАЗ-24 были еще меньше. Однако в 1971‑м автомобиль был-таки даже в западногерманском ежегодном каталоге. Указывали цену 12 000 марок — немного дешевле двухдверных Opel Commodore и Volvo 142, и значительно дешевле базового Mercedes-Benz 200.

Но ни в ФРГ, ни во Франции, ни в Британии ГАЗ-24 реально не продавали. В Скандинавии ГАЗ-24 даже с дизелем Indenor стоил меньше, чем компактный дизельный Volkswagen Golf.

«МОСКВИЧ» — ВЗЛЕТ И ПИКЕ

В 1960‑е — 1970‑е очень неплохо продавались «Москвичи». Начиная от модели 407 и вплоть до 412‑го. В Великобритании «Москвич-407» окрестили «исключительно выгодным приобретением», поскольку он стоил, как местные микролитражки. А ведь на некоторых британских автомобилях даже отопителя салона в базе не было.

«Москвич-408» тоже пользовался хорошим спросом за вполне современный дизайн и крепкую конструкцию. В 1968‑м испытатели шведского Teknikens Varld за два дня преодолели на 408‑м 1240 км по самым скверным дорогам, которые смогли найти. «Автомобиль шел не быстро, но мягко, — отметили журналисты, — но синхронизаторы в коробке не всегда срабатывали четко. Нам так и не удалось сломать машину».

В Британии журнал Motor «Москвич-408» назвали «парадоксальным автомобилем, конструкция которого хороша, но пренебрежение вибрациями и шумами коробки передач, тугая педаль тормоза и медленный разгон лишают борщ сметаны». В Англии машина стоила дешевле аналога — Ford Cortina, примерно столько же, сколько маленький Hillman Minх в максимальной комплектации. К слову, в Финляндии 408‑й обходился дешевле базового Volkswagen Kafer 1200.

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

В начале 1970‑х в Британии неплохо продавался и «Москвич-412». Но стоил автомобиль, как микролитражки. За стандартный 412‑й просили 717 фунтов, чуть дешевле — 714 фунтов стоил компакт Hillman Minx. Mini 850 был дороже — 739 фунтов. К слову, за чехословацкую четырехдверную Skoda 100 надо было уплатить целых 798 фунтов.

В западногерманском каталоге 1971 года «Москвич-412» фигурировал по цене 7500 DM. Он был дороже, чем двухдверный Ford Escort с мотором 1,1 л, но заметно дешевле двухдверного же Ford Taunus с мотором 1,6 л.

«Москвичи-2140» и даже модификация 2140 Luxe, сделанная специально для поддержания экспорта, энтузиазма западных покупателей уже совсем не вызвали.

ОТ «ЖИГУЛЕЙ» ДО LADA

Cамыми успешными на Западе советскими автомобилями были «Лады». Острословы над ними иронизировали, но покупали их, тем не менее, неплохо. Правда, как правило, после замены шин, иногда колесных дисков и элементов электрики, а порой и перекраски кузова.

Британские журналисты называли Lada «достойным автомобилем по доступной цене». Lada 1200 (ВАЗ-2101) стоила гораздо дешевле прямого аналога FIAT 124. В самом начале 1970‑х ФРГ за нашу «копейку» просили 7250 марок. Двухдверные Opel Kadett и Ford Escort с моторами 1,1 л стоили 8895 и 8595 марок, соответственно. Дешевле ВАЗ-2101 были только французские Renault 4, Citroen 2CV и Skoda 100.

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

Во второй половине 1980‑х на Западе была довольно успешна Lada Samara всех модификаций. Правда трехдверный ВАЗ-2108 с двигателем рабочим объемом 1,3 л обходился дешевле 45‑сильного FIAT Uno 45.

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

Пятидверная Samara 1.3 стоила 4925 фунтов. За трехдверный Ford Fiesta в то же время просили 5004 фунта, за пятидверный Austin Metro c мотором 1 л — 5257 евро. Lada Samara была популярна и во Франции. В 1986‑м энергичный дилер советских автомобилей Жан Поку продал больше 21 000 наших машин! Lada заняла в тот год 13 место на французском рынке, опередив Nissan, Toyota и Volvo. А в Великобритании в 1988‑м и вовсе реализовали больше 30 000 Lada.

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

NIVA МИРУ

Огромный вклад в успех марки Lada сделала полноприводная Niva. Модель продавали не только в Западной Европе, но и в Канаде и даже в Австралии. Английские журналисты честно сообщали: по проходимости Niva — на уровне Range Rover, да и а на шоссе ведет себя вполне прилично.

Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

Причем, во второй половине 1970‑х — начале 1980‑х по соотношению цена-возможности, у советского внедорожника практически не было конкурентов. Британцы называли только пару очень условных аналогов, близких к «Ниве», стоящей 4098 фунтов по цене: Subaru Leon 1600 4WD за 3990 фунтов и маленький Daihatsu F20 за 3949 фунтов.

К концу 1980‑х спрос на советские автомобили постепенно стал снижаться. Lada Niva, кстати, удерживала позиции дольше других. В небольших количествах их продавали на Западе до недавнего времени, но успех 1970‑х — начала 1980‑х уже, конечно, не повторить. Слишком сильно изменился мир и не только автомобильный.

Что еще почитать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *