Как снять башмак с пера вилки
Перейти к содержимому

Как снять башмак с пера вилки

  • автор:

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

вилка велосипеда

Вилка на велосипеде служит не только связующим элементом между рамой и передним колесом. На моделях МТБ она еще выполняет функцию основного амортизатора, сглаживая колебания, нагрузку на руки и негативное воздействие на механизмы и раму. Как и любой механизм, она требует периодического обслуживания, регулировки и замены составляющих деталей. А все это потребует снятия и разборки. Возможно ли разобрать вилку велосипеда самостоятельно? Вполне, для этого нужно лишь немного времени, несколько простых инструментов и аккуратность.

Для чего нужно снимать велосипедную вилку

Очевидно, что просто так демонтировать ее с велосипеда не нужно. Для этого есть ряд причин – замена, переборка и обслуживание. Под заменой понимается снятие непригодной детали и установка вместо нее новой.

Ремонт – частичная замена составляющих. Это могут быть подшипники, шайбы, пружина, демпфер или сальник. В обслуживание входит настройка, очистка, смазка.

Основные симптомы, которые указывают на то, чтобы снять вилку с велосипеда и привести ее в порядок:

  • стук на ходу;
  • вилка заклинила и не регулируется;
  • износ подшипников;
  • отсутствие смазки (скрипит);
  • провороты, тяжелый ход руля;
  • трещины на ногах и штанах.

Устройство классической передней амортизационной системы – металлическая пружина и резиновый демпфер. Усадка пружины и удлинение эластомерного стержня ухудшают свойства амортизатора, из-за чего он становится жестким. Независимо от настройки, вилка будет стучать на препятствиях.

трасса с ямами и выбоинами

Стук на таких неровностях, как это было бы на жесткой вилке, «предсказывает» скорый ремонт

Люфт и тугой ход руля указывают на износ подшипников и уплотнительных колец, а также на загрязнение полости вилки. Подозрительный скрип при движении велосипеда говорит о том, что необходимо смазывать деталь, и без ее снятия не обойтись.

Любое механическое повреждение влечет за собой неожиданную поломку системы. При обнаружении трещин на корпусе и ногах вилку немедленно следует поменять на новую!

В разборке амортизатора своими руками понадобятся инструменты:

  • набор отверток;
  • плоский острый предмет;
  • гаечные ключи + раздвижной;
  • шестигранник;
  • маленький молоток.

При работе необходимо будет очистить и смазать деталь заново, поэтому понадобятся баллончик со смазкой, несколько мягких тряпок и перчатки.

И несколько рекомендаций напоследок:

  • проверять велосипедную вилку на целостность каждые 500 – 1000 км пробега;
  • очищать ножки на сальниках каждые 150 – 200 км пути;
  • несколько раз в сезон наносить немного смазки на сальниковую часть ног;
  • специально для гидравлических амортизаторов – менять масло через каждые 5000 км пробега.

Как снять и поставить вилку – пошаговая инструкция

На первом этапе нужно освободиться от переднего колеса. Для этого переворачиваем велосипед вверх ногами. Ободные тормоза разжать, откинув зажимную дугу. С дисками можно сразу приступить к снятию колеса. Тут же снимаются крылья и прочие приспособления.

Ставим байк в привычное положение. Теперь нужно вытащить руль и извлечь вилку из стакана:

1. Отжать боковые болты на выносе руля.

2. Полностью выкрутить крепеж рулевого штыря, или «якорный» болт.

выкручивание крепежа

3. Руль аккуратно вынимается с вилки. Сразу же можно протереть трубу мягкой тряпочкой.

4. Тонким острым предметом (отверткой или канцелярским ножом) поддеть фиксирующую металлическую шайбу над стаканом.

снятие фиксирующей шайбы

Этим же инструментом выпрессовать уплотнительную прокладку под шайбой. Как только кольцо отойдет от края стакана, аккуратно вытянуть его руками.

5. Приподнять раму и предельно аккуратно вытянуть вилку снизу. Почему? Чтобы не повредить и не растерять подшипники.

6. Далее нужно отделить корону от штока. Для этого необходимо выбить соединительное кольцо, на которое ложится подшипник рулевой колонки.

отделение короны от штока

Аккуратно с помощью тонкого острого предмета и молоточка отделить кольцо от края вилки. На этом процесс снятия закончен.

Как поставить вилку обратно на велосипед

Для начала осмотреть подшипниковое кольцо. На нем не должно быть повреждений и отбитых краев. В противном случае понадобится его замена (если ставится старая вилка). Последовательность сборки:

1. Надеть кольцо на стык вилки с рулевой колонкой.

2. Охватить его разводным ключом сверху.

3. С помощью молотка мягкими ударами по губкам ключа равномерно запрессовать кольцо. Забиваем «по звуку»: пока он будет глухой, продолжаем прессовать, звонкий – кольцо стало на место.

прессовка кольца

4. Смазать поверхность стопора (смазка – литол-24, буксол или специальный состав).

смазка стопора

5. Аккуратно уложить подшипник шариками наверх. На него тоже можно нанести немного смазки. Под подшипник обязательно кладется уплотнительная шайбочка.

укладка подшипника

6. Аккуратно вставить шток в стакан и повторить все работы по снятию в обратном порядке.

Разборка передней вилки на запчасти

Для замены деталь разбирать не нужно, а вот ее ремонт потребует «влезть» в механизм и тщательно покопаться в нем. Рассмотрим, как перебрать амортизационную вилку пружинно-эластомерного типа:

  1. Отвинтить нижние крепления с помощью шестигранного ключа.
  2. Выкрутить болт регулировки сжатия пружины – Preload. Он является основным регулятором хода амортизатора.
  3. Вынуть эластомер-ограничитель, или демпфер.
  4. Снять «штаны».
  5. При помощи отвертки извлечь из штанов уплотнители.

детали вилки

Любуемся на амортизационную вилку в разобранном виде: слева – ноги, справа – «штаны»

К основным причинам, почему вилка скрипит, издает стуки и не сглаживает колебания на ходу велосипеда, относится износ деталей, попадание воды и грязи, отсутствие внутренней смазки. Приводим в порядок:

  1. Удалить всю грязь с внутренней поверхности штанов.
  2. Тщательно протереть ноги вилки, пружину и уплотнители.
  3. По необходимости заменить неисправную деталь.
  4. Поставить эластомерный демпфер (залить масло через ниппель для гидравлической вилки).
  5. Смазать внутреннюю полость – впрыснуть масло из баллончика.
  6. Установить крепежный болт и Preload.

Так выглядит переборка велосипедной вилки своими руками. Нужна ли она для новой детали? Существует мнение, что перебранная сразу вилка будет лучше настроена и дольше прослужит. Здесь многое зависит от качества комплекта, а выяснится это в реальных условиях катания.

Плановый ремонт делается по необходимости, переборка раз в сезон. И конечно, не стоит забывать о профилактике. После каждой поездки удалять грязь с поверхности сальников, смазывать, проверять крепления и целостность.

Настройка и обслуживание велосипедной вилки

Для обеспечения качественной работы и долговечности вилки необходимо тщательно следить за ее состоянием, уметь правильно ее настроить и ухаживать за ней. Далее мы разберемся в самых распространенных вопросах, которые касаются эксплуатации этой детали:

  • как снять и установить вилку;
  • как правильно и чем смазывать вилку велосипеда;
  • как правильно ее отрегулировать.

Демонтаж и установка велосипедной вилки

Вначале, давайте разберемся, в каких случаях необходимо менять вилку:

  • замена ее на другую;
  • ремонт;
  • технический осмотр;
  • проведения ремонтных работ с другими деталями, например, выравнивание рулевой колонки.

Скрипы, люфт, стук, заклинивание, невозможность отрегулировать вилку, затруднительное движение руля, трещины на штанах – всё это говорит о том, что деталь нуждается в осмотре специалиста и ремонте.

Как снять и установить переднюю вилку на велосипеде

Для этого понадобятся:

  • набор отверток;
  • гаечные ключи;
  • шестигранник.

Для начала необходимо снять все, что крепится к вилке – гидролинию, датчики спидометра, крылья, тормоза. Разжимаем эксцентрик либо ось и снимаем колесо. Следующие действия:

  1. Выкручиваем якорный болт в ромашке и достаем его.
  1. Разжимаем два болта на выносе.
  2. Аккуратно снимаем руль с выносом, проставочные кольца (если они есть).
  3. Отверткой, канцелярским ножом или шилом поддеваем стопорное кольцо. Достаем подшипник с верхней части рулевого стакана.
  4. Достаем рулевую трубу из стакана и снимаем нижний подшипник.

Все манипуляции стоит производить максимально аккуратно.

Чтобы установить велосипедную вилку обратно, необходимо проделать следующие манипуляции:

  1. На вилку устанавливаем пыльник и нижний подшипник рулевой колонки. Предварительно его нужно смазать специальной густой смазкой для узлов велосипеда.
  2. Вставляем шток вилки в рулевую колонку. Одеваем пыльник и ставим верхний подшипник, также предварительно смазанный.
  3. Одеваем конус, стопорное кольцо и проставочные кольца. Устанавливаем вынос и закручиваем якорный болт с крышкой.
  4. Необходимо закрутить якорный болт до тех пор, когда весь механизм сожмется и исчезнут люфты в рулевой колонке. Для проверки нет ли люфта нужно зажать ручку переднего тормоза и покачать велосипед вперед-назад. Если нет шата, значит все сделано правильно. Можно поднять байк за раму и прокрутить руль влево-вправо, чтобы убедиться, что подшипники не сильно пережаты. В нормальном состоянии руль с колесом и вилкой должен крутиться плавно без задержки. Если подшипники рулевой колонки пережаты, повороты буду с рывками и торможениями – якорный болт необходимо разжать.
  5. Устанавливаем колесо по оси с рамой ровно, зажимаем болты выноса. В идеале это делается с помощью динамометрического ключа. Он регулирует затяжку болтов, чтобы они не лопнули.

Обратите внимание – все детали перед установкой должны быть обязательно чистыми, без пыли. Данный процесс является не сложным, но в первый раз придется немного повозиться.

Как правильно разобрать и собрать вилку

В сети много видео и статей, как разобрать и собрать вилку самостоятельно, но мы настоятельно рекомендуем обратиться в сервисный центр. Для таких манипуляций необходимы навыки, практика и специальные инструменты. Особенно это касается пружинно-масляных и воздушно-масляных моделей. Одно неверное движение и вам придется потратиться гораздо больше денег, покупая новую вилку. 90% попыток самим осуществить разбор вилки велосипеда заканчиваются походом в веломастерскую.
Если вы решились разбирать вилку или у вас нету возможности обратится за профисиональной помощью, то советуєм обратить внимание на видео, ниже

Чем смазать вилку велосипеда

Для вилок необходимо использовать только специализированные средства – тефлоновые и силиконовые смазки. Они имеют двухкомпонентный став – густое масло и растворитель. Их особенность – высокие проникающие свойства. После нанесения смазки образуется нелипкая пленка, обеспечивающая лучшую работу вилку. На ней не будет накапливаться дорожная пыль и другие мелкие частицы.

Смазки продаются в баллончиках аэрозольного типа и в обычных емкостях с дозатором. Для домашнего использования подойдет любой вариант. Можно взять объем побольше, ведь срок годности в данных средств большой, а расход маленький.

Обратите внимание на производителя. Хорошие смазки выпускают Finish Line, RockShox, STARblueBIKE.

Как часто смазывать вилку

Общие рекомендации по тому, как часто смазывать вилку:

  1. Смазывать сальники необходимо каждые 50-100 км.
  2. Делать ревизию и полную смазку вилки рекомендуется раз в год или раз в 4000 км.

Опять-таки, существуют нюансы. При эксплуатации байка в пыльных условиях, в дождь и при других неблагоприятных условия, смазывать вилку можно чаще. Также частота выполнения процедуры может зависеть от качества самой смазки.

Особенности смазки разных типов вилки

Внешняя смазка пыльников для всех типов вилок проводится одинаково. А вот для внутренней части есть особенности:

  1. Пружинные. Самый простой вариант с минимальными амортизационными свойствами. Разбирается, чистятся все детали и смазывается пружина. Процедура проводится при возникновении скрипов и снижении амортизационных показателей.
  2. Пружинно-эластомерные. Нуждаются в систематической чистке и смазке наружных и внутренних труб, пружины и демпфера.
  3. Пружинно-масляные и масляно-воздушные. В данных вилках, в среднем, при активной езде раз в год проводится замена резиновых составляющих (пыльников, сальников) и масла.

В фирменных моделях известных брендов в инструкции указывается подходящий тип масла.

Как смазывать переднюю вилку велосипеда

Полная смазка велосипедной вилки осуществляется в веломастерских, ведь нужна разборка конструкции.

В домашних условиях, чтобы поддержать хорошие эксплуатационные характеристики запчасти и продлить ее срок жизни, можно делать внешнюю смазку. Для этого необходимо на очищенную поверхность в месте вхождения ног в штаны капнуть пару капель масла. Далее надавить несколько раз на руль, выполнив движение вверх-вниз. Благодаря манипуляции масло проникнет глубоко.

Как отрегулировать вилку на велосипеде

Регулировка вилки велосипеда осуществляется в зависимости от стиля езды, типа дорожного покрытия и веса велосипедиста.

Например, мягкая вилка будет гасить накат и снижать скорость на твердых дорожных покрытиях. А жесткая абсолютно не будет гасить вибрации на бездорожье.

Для райдера весом 90 кг необходимы более жесткие настройки, чем для человека с весом 60 кг. Настройки производятся индивидуально.

Типы амортизаторов и пружин

Чтобы понять, как отрегулировать вилку на велосипеде, нужно разобраться в строении запчасти. У нее есть четыре основных составляющих:

  • шток, который вставляется в рулевой стакан;
  • корона, соединяющая шток и ноги;
  • ноги и штаны, являющиеся основой и осуществляющие амортизацию.

В пружинных вилках амортизационная часть состоит из двух элементов:

  1. Пружина. Она сжимается, принимая удар, и разжимается, отдавая его.
  2. Демпфер. Элемент, который поглощает силу удара, способствуя плавному разжиманию пружины.

В воздушных моделях вместо пружины выступает сжатый воздух.

В продаже есть варианты с негативной пружиной. В ее качестве может выступать стальная пружина либо отдельная воздушная камера. Двухкамерные модели сводят к минимуму вибрации и передачу ударов на руки. Их принцип работы – сжимание ног в противодействие разжиманию их основной пружиной. Это позволяет поглотить максимальное число даже самых мелких неровностей.

Виды регулировки вилки

Ознакомьтесь с основными параметрами, отвечающими за регулировку переднего амортизатора велосипеда:

  1. Lockout – блокировка вилки. С помощью одного движения блокируется работа вилки. Функция может понадобиться при поездках по ровному асфальту, подъемах или при разгонах – больше накат и меньше затраченных сил.
  2. Preload – регулировка жесткости. Функция, позволяющая отрегулировать жесткость вилки. В пружинных моделях она регулируется закручиванием, а в воздушных – давлением.
  3. Rebound – сила отскока. Регулировка, отвечающая за настройку демпфера. Она позволяет настроить лучшее время разжатия вилки, чтобы демпфер поглотил удар и при этом быстро разжался. Что позволит амортизационной системе быстро отработать на следующем препятствии.
  4. Компрессия – скорость сжатия пружины. Отвечает за скорость реагирования на удары. Различают низкоскоростную и высокоскоростную компрессию. В большинстве случаев они совмещены. Первый вариант позволяет точно настроить велосипедную вилку для лучшей отработки по мелким неровностям. Высокоскоростная – это настройка под агрессивную езду по камням, большим ямам.

Кнопки или рычажки регулировки могут находиться как на самой вилке, так и на руле.

Как отрегулировать вилку в домашних условиях

Чем выше класс вилки, тем больше возможностей для регулировки она представляет.

Для настройки воздушной вилки необходим насос. В инструкции к изделию или на сайте производителя есть таблица соответствия давления и веса велосипедиста. Если такой нет, постепенно накачивайте вилку и проверяйте ее на жесткость. Она не должна проседать более 30%, но и ход не должен быть тугим. Очень важно не допускать низкого давления, чтобы не было ударов об коронку.

Регулировка отскока (Rebound), как правило, размещена под левой частью вилки:

  • клапан закручиваем – вилка будет разжиматься дольше;
  • откручиваем – быстрее.

Главное не переборщить. Можно самостоятельно регулировать, полагаясь на личные ощущения при езде, или обратится в веломастерскую.

Еще существует вид регулировки СЭГ – соотношение сжимания вилки к весу велосипедиста. Чтобы правильно отрегулировать веловилку под вес райдера, необходимо опустить резиновое кольцо на ноге в самый низ. Нужно сесть на велосипед, вилка просядет. После того, как вы встанете на ноге останется метка. При правильной настройке она должна просесть на 1.7 см. Если это значение выше, необходимо добавить давления.

Практикуясь в настройка, вы научитесь лучше чувствовать и осуществлять более точную регулировку вилки велосипеда. Если в ходе настроек возникли сомнения, обращайтесь в веломастерскую.

Как отремонтировать переднюю вилку велосипеда

Велопрофи

Передняя вилка велосипеда

Компоненты

Просмотров 2.2к. Опубликовано 18 мая, 2018 Обновлено 11 ноября, 2022

Велосипедная вилка выполняет важную функцию для поддержания функциональной исправности байка. Во-первых, она связывает переднее колесо велосипеда с рамой и рулем. Во-вторых, вилка – это амортизационное средство, которое занимается сглаживанием колебаний и снижает нагрузку на руки человека.

Таким образом, данный элемент в процессе эксплуатации может терять свои характеристики, в результате чего может потребоваться ремонт передней вилки велосипеда. В данной статье мы рассмотрим процедуру приведения велосипедной вилки в исправность.

Ремонт

Разбирать велосипедную вилку не составляет особого труда. Для этого достаточно следовать изложенной инструкции. Цель данного предприятия – устранение неисправностей, очистка, смазка и замена масла.

Вилка

Вилка

Важно! Специалисты советуют смазывать отмычку велосипеда как можно чаще, чтобы транспортное средство прослужило долгие годы в пригодном состоянии

Перед тем, как приступить непосредственно к разбору байка, необходимо подготовить предметы, которые пригодятся в процессе ремонтных работ:

  • следует надеть ремонтную одежду (старую или ненужную экипировку), которая в процессе выполнения работы может изрядно запачкаться;
  • поверхность желательно застелить различными тряпками или газетами, чтобы не загрязнить пол помещения маслом;
  • нужно собрать вокруг себя все необходимые инструменты (шестигранники, отвертки и прочее);
  • необходимо приобрести масло.

Разбор вилки

вилка в разборе

Амортизационные вилки не отличаются материалом изготовления от других своих аналогов. Для производства часто используют различные сочетания материалов, так как в состав вилки входят отдельные элементы, которые могут быть выполнены по-разному. Лучший вариант, как считают специалисты, в таком случае – это применение карбоновых деталей. «Ноги» у амортизационных вилок часто выполнены из сплавов алюминия.

Виды велосипедных вилок

Выделим виды амортизационных вилок:

  1. Обычные. Простые вилки, которыми оснащены велосипеды для передвижения по холмистой местности (горный велосипед).
  2. Двухкоронные. На байки с такими вилками ставятся две «короны», что добавляет преимуществ во время скоростных спусков.
  3. Перевернутые. Зеркальное отражение обычной вилки. Такие велосипеды подвержены большим нагрузкам, поэтому хорошо используются для выполнения различных прыжковых элементов.
  4. Одноногие. Редко используется в обиходе. Установка ободного тормоза на такую вилку невозможна, однако главное преимущества – возможность замены камеры без демонтажа колеса.

Прежде чем приступать к процедуре очистки и ремонта велосипедной вилки, необходимо произвести ее разбор. Разбор происходит после ее снятия с велосипеда. Процесс снятия будет рассмотрен в пункте 3.

Рассмотрим этапы разбора амортизационной вилки:

Как отремонтировать переднюю вилку велосипеда

  1. Происходит откручивание крепежных болтов.
  2. Извлекаются штаны с «ног» и, если необходимо, снимаются сальники.
  3. Удаляется старая смазка, как с поверхности вилки, так и внутри штанов.
  4. Снимаются ограничители хода и их упоры. Для этого они стягиваются со штоков.
  5. Откручиваются регулировки на «ногах» вилки при помощи ключа.
  6. Снова происходит очищение поверхности вилки от старого смазочного материала.

Масляная

Помимо амортизационных вилок существует еще немалое количество вариантов, которые обладают определенными преимуществами. В данном разделе отметим масляные вилки для велосипедов, которые существуют двух видов – масляно-воздушные и масляно-пружинные. В таблице ниже выделены особенности обоих вышеперечисленных типов велосипедных вилок.

вилка

Тип вилки Особенности
Масляно-воздушный В рейтингах велосипед с такой вилкой считается одним из самых лучших. Воздух в данном случае выступает в качестве пружины. Масло в свою очередь – это амортизатор. После сжатия происходит плавное восстановление воздуха, благодаря чему масло перетекает из одного подразделения в другое. У таких вилок очень много различных настроек, но, что самое главное, – это оптимальность в плане веса.
Масляно-пружинный В отличие от масляно-воздушных, роль пружинного компонента в подобных вилках выполняет именно пружина. Вес подобной конструкции значительно превосходит вес других типов вилок. Основное достоинство – это прекрасный амортизационный эффект. Также в масляно-пружинной вилке происходят процессы, которые обеспечивают плавный ход велосипеда.

Отметим особенности профилактики и ухода за велосипедной вилкой. Опытные велосипедисты способны устранить любую проблему самостоятельно, если они проявляют к своему транспортному средству интерес и разбираются в его деталях. Найти причину поломки для таких людей достаточно просто, как и исправить поломку.

Важно! Неопытным велосипедистам рекомендуется обращаться за советами к специалистам, чтобы не сломать окончательно байк.

Профилактику же способны провести все без исключения велолюбители. Для этого необходимо сделать проверку:

  1. Исправности конца пера передней вилки, которая крепится к раме (задний треугольник) велосипеда («дропаута»).
  2. Проверить, нет ли различных повреждений у «ног».
  3. Проверить пыльник велосипедной вилки на предмет уронов и течей.
  4. Проанализировать показатели давления в воздушной камере.
  5. Обследовать состояние крепежей.

Более того, необходимо регулярно устраивать чистку отмычек, а также производить замену масла. Для этой процедуры можно использовать как специализированные велосипедные масла, так и жидкие масла для машин или для швейных машинок. При выборе смазочного материала следует обратить внимание на его устойчивость к различным погодным условиям.

Воздушная

Воздушные велосипедные вилки являются универсальными конструкциями, которые отличаются своим уникальным функционалом. Демпфер и пружина в таких вилках – это компетенция именно воздуха, благодаря чему и образована небольшая масса конструкции. Но такие элементы не являются идеальными, так как в морозную погоду часто происходит травление воздуха. Также здесь нет специальных настроек, а воздух накачивается в систему с помощью насоса с высоким давлением.

Специалисты советуют тщательно следить за своим транспортным средством, чтобы, в конечном счете, не потратить большое количество денег на исправление велосипеда. Постоянный уход за вилкой позволяет предупредить нежелательные поломки. В таком случае детали не будут ломаться (или будут, но в самых редких случаях) и их не нужно будет менять на новые элементы.

Так как некоторые виды вилок являются не особо популярными, найти детали для конструкции будет весьма проблематично. Примером велосипедов с воздушной передней вилкой является модель Stels Navigator 360. Видео-обзор байка можно посмотреть ниже.

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

Велопрофи

Ремонт и уход

Просмотров 1.7к. Опубликовано 3 марта, 2019 Обновлено 11 января, 2023

Многие современные велосипеды оснащены системой амортизации, которая позволяет улучшить управляемость и повысить комфорт во время езды на этом транспортном средстве. Как правило, на велосипеды устанавливается передняя амортизационная вилка, наличие которой дает возможность с легкостью преодолевать различные неровности на дороге при достаточно высокой скорости. Нагрузка на кисти рук и ладони в то же время совсем небольшая. Способствуя снижению вибрационного эффекта, хорошо отлаженная вилка продлевает срок использования и других элементов. Период эксплуатации самой вилки продлит правильный уход и постоянное техническое обслуживание.

амортизационная вилка

Виды передних вилок

Ассортимент вилок многообразен, их группируют по виду амортизации и особенностям устройства.

По типу амортизации различают:

  • жесткие;
  • пружинные;
  • пружинно-масляные;
  • воздушные;
  • воздушно-масляные;
  • пружинно-эластомерные.

Жесткие способствуют развитию максимальной скорости на ровной асфальтированной дороге. Воздушные, пружинно-эластомерные и пружинные вилки делают более мягким спуск с кромки тротуара, но не полностью устраняют толчки, случающиеся при наезде на булыжники небольшого размера. Воздушно- и пружинно-масляные узлы убирают даже незначительные толчки в результате наезда на щель в асфальтированном покрытии.

Воздушные и воздушно-масляные вилки могут настраиваться для спортсменов, чей вес отличается от привычных 70–100 кг. Для корректировки жесткости этих элементов понадобится насос высокого давления, его нужно будет возить с собой в далекие путешествия.

По особенностям устройства велосипедные вилки делятся на:

  • обычные, или однокоронные;
  • одноногие;
  • двухкоронные;
  • перевернутого типа.

Обычные (однокоронные) механизмы применяются на транспортных средствах, которые предназначаются для велосипедного туризма, езды по неровной местности. Двухкоронные необходимы для скоростных съездов за пределами подготовленных трасс. Конструкции перевернутого типа нужны для прыжков с возвышений. Одноногие элементы удерживают ось при помощи консольного крепления только с одной стороны. Благодаря этому, можно ремонтировать камеру без предварительного съема переднего колеса.

Устройство вилки

Профилактический осмотр вилки

Довольно часто именно во время профилактического осмотра выявляются дефекты, несущественные на первый взгляд, но способные в дальнейшем довести до серьезных неисправностей. При внешнем осмотре необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • наличие на ногах вилки каких-либо повреждений (царапин, вмятин);
  • состояние дропаутов, крепежных болтов под регулирующими ручками и штанами вилки;
  • уровень давления в воздушных камерах;
  • отсутствие механических повреждений сальников и пыльников;
  • состояние и присутствие люфта ног в штанах вилки.

Техобслуживание, его содержание и периодичность

Профилактический осмотр помогает предотвратить возникновение серьезных неполадок, однако его недостаточно для хорошей работы велосипеда. Требуется еще и постоянный уход, который заключается в:

  • чистке и смазке ног в сальниках (через каждые 100–150 км);
  • разборке и полной смазке сальников (после прохождения 500–1000 км);
  • смене масла в масляных вилках (не реже раза в год).

Смазывать велосипедную вилку рекомендуется хотя бы единожды за сезон, но при интенсивной эксплуатации средства передвижения это необходимо делать чаще.

Рассмотрим, как нужно смазывать:

  1. Залить масло под пыльник – использовать для этой процедуры шприц.
  2. Разработать вилку для ровного рассредоточения масла.
  3. Вытереть излишки смазки.

Кроме смазки, уход предусматривает и поддержание чистоты. Для предотвращения проникания в масло пыли после очередной поездки ноги вилки в районе пыльников следует тщательно протирать мягкой тканью.

Ремонт и процесс разборки вилки

Разбор вилки

Манипуляции по полной замене масла, уплотнителей или сальников и по ликвидации поломок требуют полной или выборочной разборки передней вилки. Выполняется эта процедура следующим образом:

  • велосипед установить вниз седлом, ослабить тормоз, снять переднее колесо, руль с выносом и трубой;
  • снять вилку, при этом необходимо не растерять шарики подшипников. Чтобы снять кольцо штока, стоит использовать какой-нибудь острый предмет.

На пружинно-эластомерной конструкции постараемся понять, в какой последовательности нужно разбирать вилку:

Отвернуть нижние крепежные болты

  1. Отвернуть нижние крепежные болты, используя для этого шестигранники.
  2. Вывернуть болт, координирующий силу пружины, запоминая его ход.
  3. Вытащить эластомер, при необходимости изменить его величину, просто отрезав лишнее.
  4. Отвинтить болты и снять «штаны», из которых отверткой достать пыльники и башинги, вращая их по часовой стрелке.

Затем все элементы следует рассмотреть на присутствие дефектов и промыть их в керосине. Детали, которые требуют смазки, необходимо обработать подходящим средством. Специалисты рекомендуют смазывать пружину густым средством – это сделает работу вилки более эффективной. Процедура сборки происходит с точностью до наоборот и не требует дополнительных объяснений. Замену амортизированной велосипедной вилки стоит поручить человеку, специализирующемуся на таких работах, или осуществлять эту процедуру в полном соответствии с его рекомендациями.

Часто бывает что на стальных ногах вилки появляется коррозия (ржавчина) металла.

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

Опытные велосипедисты могут сделать ремонт вилки своими руками, ведь в процессе пользования человек, интересующийся устройством своего средства передвижения, постепенно запоминает наименования и функции элементов, и поэтому обнаружить проблему и устранить ее ему будет несложно. Тем же, кто совсем недавно стал владельцем этого вида транспорта и еще не приобрел необходимых умений и знаний, стоит обратиться за помощью к опытному мастеру.

Для чего нужно снимать велосипедную вилку

Очевидно, что просто так демонтировать ее с велосипеда не нужно. Для этого есть ряд причин – замена, переборка и обслуживание. Под заменой понимается снятие непригодной детали и установка вместо нее новой.

Ремонт – частичная замена составляющих. Это могут быть подшипники, шайбы, пружина, демпфер или сальник. В обслуживание входит настройка, очистка, смазка.

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

Основные симптомы, которые указывают на то, чтобы снять вилку с велосипеда и привести ее в порядок:

  • стук на ходу;
  • вилка заклинила и не регулируется;
  • износ подшипников;
  • отсутствие смазки (скрипит);
  • провороты, тяжелый ход руля;
  • трещины на ногах и штанах.

Устройство классической передней амортизационной системы – металлическая пружина и резиновый демпфер. Усадка пружины и удлинение эластомерного стержня ухудшают свойства амортизатора, из-за чего он становится жестким. Независимо от настройки, вилка будет стучать на препятствиях.

Стук на таких неровностях, как это было бы на жесткой вилке, «предсказывает» скорый ремонт

Люфт и тугой ход руля указывают на износ подшипников и уплотнительных колец, а также на загрязнение полости вилки. Подозрительный скрип при движении велосипеда говорит о том, что необходимо смазывать деталь, и без ее снятия не обойтись.

Любое механическое повреждение влечет за собой неожиданную поломку системы. При обнаружении трещин на корпусе и ногах вилку немедленно следует поменять на новую!

В разборке амортизатора своими руками понадобятся инструменты:

  • набор отверток;
  • плоский острый предмет;
  • гаечные ключи + раздвижной;
  • шестигранник;
  • маленький молоток.

При работе необходимо будет очистить и смазать деталь заново, поэтому понадобятся баллончик со смазкой, несколько мягких тряпок и перчатки.

  • проверять велосипедную вилку на целостность каждые 500 – 1000 км пробега;
  • очищать ножки на сальниках каждые 150 – 200 км пути;
  • несколько раз в сезон наносить немного смазки на сальниковую часть ног;
  • специально для гидравлических амортизаторов – менять масло через каждые 5000 км пробега.

Разборка передней вилки на запчасти

Для замены деталь разбирать не нужно, а вот ее ремонт потребует «влезть» в механизм и тщательно покопаться в нем. Рассмотрим, как перебрать амортизационную вилку пружинно-эластомерного типа:

  1. Отвинтить нижние крепления с помощью шестигранного ключа.
  2. Выкрутить болт регулировки сжатия пружины – Preload. Он является основным регулятором хода амортизатора.
  3. Вынуть эластомер-ограничитель, или демпфер.
  4. Снять «штаны».
  5. При помощи отвертки извлечь из штанов уплотнители.

Любуемся на амортизационную вилку в разобранном виде: слева – ноги, справа – «штаны»

К основным причинам, почему вилка скрипит, издает стуки и не сглаживает колебания на ходу велосипеда, относится износ деталей, попадание воды и грязи, отсутствие внутренней смазки. Приводим в порядок:

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

  1. Удалить всю грязь с внутренней поверхности штанов.
  2. Тщательно протереть ноги вилки, пружину и уплотнители.
  3. По необходимости заменить неисправную деталь.
  4. Поставить эластомерный демпфер (залить масло через ниппель для гидравлической вилки).
  5. Смазать внутреннюю полость – впрыснуть масло из баллончика.
  6. Установить крепежный болт и Preload.

Так выглядит переборка велосипедной вилки своими руками. Нужна ли она для новой детали? Существует мнение, что перебранная сразу вилка будет лучше настроена и дольше прослужит. Здесь многое зависит от качества комплекта, а выяснится это в реальных условиях катания.

На этом процесс разборки вилки заканчивается и начинается процесс ухода за полученными деталями: необходим тщательный осмотр элементов на наличие повреждений, трещин и прочего, тщательно промыть керосином и смазать нуждающиеся в этом элементы. Важно смазать пружины густой смазкой для лучшей работы вилки.

Плановый ремонт делается по необходимости, переборка раз в сезон. И конечно, не стоит забывать о профилактике. После каждой поездки удалять грязь с поверхности сальников, смазывать, проверять крепления и целостность.

C появлением у вас двухколесного друга жизнь наполняется не только яркими моментами прогулок по парку или длительных поездок за город с друзьями, но и рутинным уходом за велосипедом. Можно услышать возражения: мол, ремонтом и обслуживанием должны заниматься квалифицированные специалисты, которые понимают, что и к чему в сложном устройстве велосипеда. Но кроме этого нужно понимать, что это транспортное средство будет требовать постоянного ухода и внимания. Ну не бегать же к мастеру каждую неделю за смазыванием вилки или проверкой заднего амортизатора? В есть масса мелочей, выполнять которые лучше самому: не только надежно, но и дешево.

Велосипедная вилка: снимаем, разбираем, собираем, ставим

Устройство велосипедной вилки.

Казалось бы, зачем же нужна велосипеду и велосипедисту амортизационная вилка? Но и для того, и для другого она крайне полезна: грамотно подобранная и отрегулированная вилка позволяет существенно снизить нагрузку на ладони и кисти во время езды, улучшить управляемость велосипеда, а кроме того, увеличивает срок службы рамы и рулевых подшипников благодаря уменьшению вибрационного эффекта. При грамотном уходе срок службы вилки можно продлить в несколько раз. Это, безусловно, будет приятно рачительному владельцу двухколесного друга, учитывая высокую стоимость .

Вилка в обязательном порядке требует:

  • чистки и смазки ног на сальниках – каждые 100-150 км пройденного пути;
  • осмотра на предмет появления трещин в «штанах» вилки, смазки сальников с разборкой – каждые 500-1000 км.;
  • для масляных вилок – замены масла ежегодно или после 4000—5000 км пути.

Среди необходимых для работы с велосипедной вилкой инструментов называют отвертку, пассатижи, гаечный ключ, маленький раздвижной газовый ключ; учитывая специфику работы с маслом советуют запастись ветошью или тряпками, кроме того работу можно выполнять и в перчатках для защиты рук от повреждений и загрязнения.

Как снять вилку с велосипеда?

Чтобы снять с велосипеда вилку для последующего ее обслуживания или полной замены необходимо, перевернув велосипед колесами вверх, распустить тормоз (если он ободной) и снять переднее колесо. На втором этапе – снимается руль с выносом, затем рулевая труба.

После этого снимаем вилку, крайне важно не потерять шарики из подшипников. Затем со штока вилки снимается опорное конусное кольцо (обычно с помощью острого предмера, аккуратно поджимая его со всех сторон). После этого мы имеем готовую к обслуживанию вилку.

Отдельные пользователи советуют перебирать даже новые, только что купленные вилки, поясняя это необходимостью индивидуальной отладки элемента.

Разбор вилки

Как собрать вилку велосипеда?

Сборка вилки проходит в порядке, обратном процессу разбора и дополнительно его описывать нецелесообразно. Главное – внимательно следовать порядку описанных процедур.

Как заменить вилку на велосипеде?

Неподготовленному и неопытному пользователю проводить не рекомендуется: если с простым уходом справиться можно, то такую процедуру лучше предоставить квалифицированному специалисту. В крайнем случае, выполнять замену под наблюдением мастера, выполняя его рекомендации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *