Хрустит шрус при повороте можно ли ездить
Перейти к содержимому

Хрустит шрус при повороте можно ли ездить

  • автор:

Хруст в колесе при повороте: хрустит «граната» и как определить

В процессе эксплуатации автомобиля с передним или полным приводом водитель может услышать хруст при повороте руля направо или налево. Часто в этом случае хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей или просто граната). Звук получается характерным и напоминает гулкий треск.

При этом важно точно определить:

  • какой ШРУС хрустит;
  • степень серьезности поломки;
  • можно ли доехать до СТО своим ходом.

Дело в том, что на каждой стороне установлен ШРУС внутренний, а также ШРУС наружный. Для диагностики необходимо отдельно учитывать некоторые особенности и нюансы. Подробнее читайте в нашей статье.

ШРУС: что это такое и как работает

Что такое ШРУС

ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) является деталью, которая осуществляет передачу крутящего момента между полуосями, при этом угол между полуосями постоянно изменяется. ШРУСы активно используются в устройстве автомобилей с передним и полным приводом.

На передней оси используются:

  • внутренний ШРУС (внутренняя граната);
  • наружный ШРУС (наружная граната).

Внутренний ШРУС отвечает за передачу вращение от коробки передач на вал, тогда как внешний шарнир передает вращение от внутреннего на колесо. Использование данных элементов позволяет передавать крутящий момент и поворачивать ведущие колеса автомобиля.

Почему хрустит «граната»

В целом, шарнир равных угловых скоростей является достаточно надежной деталью. Естественный износ наступает на больших пробегах (около 150-200 тыс. км и более). Однако в ряде случаев деталь может выйти из строя раньше по определенным причинам.

При этом основным признаком проблем с шарниром является характерный треск (зачастую при повороте хрустит ШРУС). Также хруст гранаты можно услышать при разгоне автомобиля (особенно сильно проявляется с вывернутыми колесами).

Основные причины хруста ШРУС:

  • эксплуатация автомобиля в сложных условиях (бездорожье, попадание в ямы на высоких скоростях, буксировка тяжелых прицепов, перевозка грузов и т.д.);
  • агрессивная езда, резкие разгоны и экстренное торможение (особенно с вывернутыми колесами), вхождение в крутые повороты на большой скорости и т.д.;
  • разрыв пыльника ШРУС, попадания в механизм влаги, грязи и пыли (смазка ШРУС накапливает частички и начинает работать подобно абразиву, разрушая деталь). Кстати, подавляющее большинство проблем со ШРУСом связаны именно с повреждением пыльника.

Чтобы понять, какой ШРУС издает при повороте руля хруст, нужно провести диагностику. При этом быстро определить, какой ШРУС хрустит, не особенно сложно. В рамках проверки следует обращать внимание на некоторые особенности.

  1. Хруст и скрипы обычно издает наружная граната. Проверить ШРУС можно, вывернув колеса и начав активный разгон. Как правило, не особенно сильный хруст в повороте станет более звонким. Также следует обратить внимание на руль. Если на руле ощущаются вибрации и легкие толчки, это также укажет на проблемы с наружными шарнирами.
  2. Внутренний ШРУС обычно не хрустит, а слегка постукивает при езде с ровно выставленными колесами по прямой. Кроме езды по ровной дороге, при попадании в ямы стуки усиливаются. Дело в том, что нагрузки на внутренний ШРУС сильнее в зависимости от того, какая яма по глубине окажется под колесами.

Когда нужна проверка ШРУС на автомобиле

Если хрустит ШРУС, многие водители интересуются, как долго можно эксплуатировать авто до ремонта с такой поломкой. Другими словами, сколько можно ездить, если хрустит ШРУС. Причин, по которым затягивают с ремонтом, несколько:

  • шарниры равных угловых скоростей на некоторых авто могут стоить остаточно дорого;
  • хруст и стук может быть не сильным и т.д.

Прежде всего, возможность эксплуатации авто зависит от серьезности поломки. Чем сильнее окажется изношенным ШРУС, тем быстрее его надо поменять. При этом стук и хруст являются индикатором, указывающим на необходимость замены.

Например, если хруст сильный, лучше менять шарнир безотлагательно. Дело в том, что при полной поломке узла (заклинивание, растрескивание корпуса или выпадение шариков и т.д.), можно получить серьезные проблемы с другими агрегатами, узлами и элементами.

В свою очередь, симптомы неисправности на начальной стадии можно попробовать устранить методом обслуживания (смазка ШРУС и замена пыльников). Если нет результата, тогда следует готовиться к тому, что с усилением шума, стука и хруста деталь нужно будет поменять. Произойти это может как через 500-1000 км. после появления первых симптомов, таки позже.

При этом специалисты все же не рекомендуют эксплуатировать автомобиль и подвергать машину нагрузкам при наличии подобных неисправностей. Это означает, что какое-то время с частично неисправным ШРУС можно ездить, однако, деталь следует заменить при первой такой возможности и не затягивать с ремонтом. Если же признаки поломки серьезные (сильный шум и хруст), следует отказаться от эксплуатации и заменить шарниры.

Как проверить ШРУС наружный

Выявив характерные признаки неисправности, необходима дополнительная проверка ШРУСа. Если необходимо проверить наружный ШРУС, следует учитывать некоторые особенности. Деталь с одной стороны прикреплена к внутреннему шарниру через полуось, а с другой крепится к ступице.

С учетом того, что шарнир представляет собой сепаратор с шариками, в случае повреждений шарикового механизма появляется хруст. Также корпус сверху защищен пыльником. Если пыльник порван, влага грязь и пыль попали внутрь ШРУС и вывели его из строя.

Для того, чтобы проверить внешний ШРУС, нужно поездить по ровной дороге, поворачивая колеса в одну и другую сторону до упора. В крайних положениях руля необходимо нажать на газ. Если хруст усиливается, тогда неисправна наружная граната. При этом хруст при повороте влево укажет на то, что неисправен ШРУС с правой «пассажирской» стороны. Если же звук появляется в правом повороте, в этом случае хрустит левый ШРУС (со стороны водителя).

Проверка внутреннего шарнира

Что касается внутреннего ШРУСа, данный элемент конструктивно напоминает стакан (имеется внешний корпус подшипниками, которые движутся в трех плоскостях). Вал вставлен в коробку передач, при этом трипод с подшипниками закреплен на полуоси.

Устройство внутреннего ШРУСа предельно простое, выходит из строя шарнир намного реже, чем наружный. Однако отсутствие смазки во внутреннем ШРУСе и порванный пыльник могут вывести из строя даже такой надежный механизм.

Чтобы проверить внутренние гранаты, необходимо выбрать участок дороги, где есть ямы и неровности. Основной признак неисправного внутреннего шарнира — стук при попадании колеса в яму. Обратите внимание, перед проверкой желательно выполнить диагностику ходовой, чтобы исключить другие возможные причины стука.

Есть и еще дин метод проверки – можно загрузить заднюю ось авто до такой степени, чтобы «нос» автомобиля поднялся выше, при этом произошел прогиб оси внутреннего ШРУСа. В том случае, если стук появляется при таких условиях, это значит, что внутренний ШРУС вышел из строя.

Другие способы проверки

В рамках диагностики шарниров равных угловых скоростей также нужно знать еще один способ, как определить, какой ШРУС хрустит. При этом данный способ подходить только для авто с механической коробкой передач. Из инструментов для проверки потребуется домкрат.

  • Сначала авто ставят на ровную площадку;
  • Колеса выставляются прямо и вывешиваются;
  • Затянув ручник, на нейтральной передаче заводится мотор;
  • Дальше после выжима сцепления включается первая скорость;
  • Затем в салоне нажимается педаль газа и осторожно нажимается педаль тормоза (создается нагрузка на ШРУС).

В случае поломки внутреннего ШРУСа будут слышны стуки в момент нажатия на тормоз. Если внутренние ШРУСы исправны, двигатель заглохнет и посторонних стуков не будет. Далее руль выворачивается до упора влево или вправо и нажимается тормоз. Если к стуку добавился хруст, внешняя граната также неисправна. Таким методом можно проверить ШРУСы на полуосях с обеих сторон.

Рекомендации

Как правило, основной проблемой ШРУС является повреждение пыльников шарнира. По этой причине за их состоянием нужно постоянно следить на каждом ТО. Не допускается даже наличие малейших повреждений (трещины, разрывы, дыры и другие дефекты). Если такие дефекты обнаружены, пыльник ШРУС нужно сразу менять. Обратите внимание, игнорирование данного правила приводит к поломке данного узла.

При этом если ШРУС захрустел, это указывает на критический износ. На практике, проблему можно «законсервировать» при помощи обновления смазки шарнира. Однако это не позволяет говорить о надежности и долговечности узла после такого обслуживания.

Также добавим, что максимальная нагрузка на ШРУС создается в том случае, если водитель сильно газует при вывернутых колесах. Если есть такая возможность и нужно преодолеть препятствие (например, заехать на бордюр или резко ускориться при развороте), лучше поставить колеса как можно прямее при такой возможности, чтобы снизить нагрузку на ШРУС.

�� Хрустит ШРУС

Когда при повороте хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), многие не знают, как выполнить диагностику проблемного узла, и какие действия предпринимать в дальнейшем. Самое важное в данном случае — выяснить, какой ШРУС хрустит, ведь в переднеприводных автомобилях есть аж четыре “гранаты”, как в народе называют этот узел. Также важно понимать, именно ШРУС ли является источником неприятных звуков или другая деталь подвески автомобиля.

Задача любого шарнира равных угловых скоростей заключается в передаче крутящего момента между полуосями при условии, что они находятся под разными углами в разное время. ШРУСы используются в переднеприводных и полноприводных машинах, обеспечивая возможность поворота переднего колеса и его вращения под нагрузкой. Существует несколько видов шарниров. Важно знать, что, в основном, их делят на внутренние и наружные.На любом переднеприводном автомобиле установлено всего четыре ШРУСа — два внутренних и два наружных, попарно на каждом переднем колесе. Задача внутреннего — передача крутящего момента от коробки передач на вал. Задача наружного — передача крутящего момента от внутреннего шарнира непосредственно на колесо.

Внутренний ШРУС состоит из внешнего корпуса (“стакана”) и вставленного в него трипода — набора игольчатых подшипников, работающих в трех плоскостях. Основной вал (со стороны “стакана”) вставляется в коробку передач, а в трипод вставляется другая полуось, на которую и передается крутящий момент. То есть, конструкция внутреннего ШРУСа несложная, и как правило, проблемы с ним возникают нечасто. Единственным обязательным условием нормальной работы шарнира (это касается и наружной “гранаты”) является наличие внутри него смазки и целостность пыльника.

Наружный ШРУС — более сложная и хрупкая конструкция. С одной стороны он соединяется с внутренним шарниром через полуось, а другой — непосредственно со ступицей посредством собственного вала со шлицами. В основе конструкции наружного шарнира лежит сепаратор с шариками. Он может вращаться в заданных конструкцией диапазонах углов. Именно шариковый механизм чаще всего бывает причиной того, почему хрустит ШРУС. На корпус наружной “гранаты” надевается пыльник, который надежно защищает внутренности от попадания в него пыли и грязи. От этого напрямую зависит нормальная работа устройства, и по статистике, именно порванный пыльник является первопричиной полного или частичного выхода этого механизма из строя.

Чтобы продлить срок эксплуатации наружного ШРУСа необходимо придерживаться двух несложных правил: регулярно проверять целостность пыльника и наличия достаточного количества смазки в нем, а также старайтесь не “газовать” при сильно вывернутых колесах, так как при этом шарнир испытывает максимальные нагрузки, что приводит к его чрезмерному износу.

Помните, что любой шарнир равных угловых скоростей испытывает тем большие нагрузки, чем под большим углом работают две его полуоси. Если они находятся параллельно друг другу, то нагрузка на узел минимальна, соответственно, при максимальном угле будет максимальной и нагрузка. Именно благодаря этому свойству можно определить неисправный шарнир, о чем мы и поговорим далее.

Как определить хрустящий ШРУС

Выяснить, какая “граната” хрустит, достаточно просто. Первым делом, необходимо понимать, что характерный хруст или поскрипывание на поворотах издает наружный ШРУС. Внутренний шарнир может издавать постукивание на прямой дороге.

Хруст наружного ШРУСа обычно возникает, когда автомобиль поворачивает с полностью или сильно вывернутыми колесами. Особенно это хорошо слышно, если в это время водитель еще и “поддаст газу”. В этот момент шарнир испытывает максимальные или приближенные к этому нагрузки и в случае, если он неисправен, то и возникают упомянутые звуки. Внешне это может проявляться тем, что будет чувствоваться “отдача” в руль при поворотах.

Что касается внутренних ШРУСов, то их поломку диагностировать сложнее. Обычно из них исходит аналогичный звук при движении по неровной дороге, причем чем в более глубокие ямы попадает колесо — тем большие нагрузки испытывает шарнир, соответственно, он сильнее хрустит. В некоторых случаях неисправность внутреннего ШРУСа диагностируется по вибрации и “подергивании” машины при ускорении и на высокой скорости (около 100 км/ч и более). Даже при движении по прямой и ровной дороге (симптомы напоминают ситуацию, когда не отбалансированы колеса).

Определение хруста от наружного ШРУСа

Необходимо выбрать ровную площадку, на которой можно было бы поездить на машине. Выверните колеса в одну из сторон до упора и резко тронтесь. Этим вы обеспечите большую нагрузку шарниру, и если он неисправен, то вы услышите знакомый звук. Кстати, слушать его можно самостоятельно (при открытых окнах) или с помощником, чтобы он находился во время движения машины возле колеса. Второй случай особенно хорош для диагностики правых ШРУСов, поскольку звук оттуда доходит до водителя хуже. Впрочем, подобные процедуры можно проводить и на дороге или в “полевых условиях”, чтобы не заморачиваться и не искать дополнительное место для тестов.

При повороте машины влево будет хрустеть правый наружный ШРУС, а при повороте вправо — левый. Это обусловлено тем, что в этот момент соответствующие шарниры являются самыми нагруженными, поскольку на них переносится большая часть массы машины при условии создания значительного крутящего момента. А чем больше нагрузка — тем громче звук. Однако в редких случаях бывает и наоборот. Поэтому желательно слушать, с какой стороны исходит шум, снаружи машины.

Как хрустит внутренний ШРУС

Внутренние шарниры диагностируются иначе. Чтобы определить какой ШРУС неисправен, левый или правый, нужно найти прямую дорогу со значительными выбоинами и проехаться по ней. Если шарнир поломан — он “застучит”.

Еще один интересный метод определения как хрустит внутренний ШРУС, заключающийся в том, чтобы не вывешивать колеса, а значительно утяжелить заднюю часть машины (насадить много людей, загрузить багажник), то есть, сделать так, чтобы перед машины поднялся, а ось внутреннего ШРУСа как можно больше изогнулась. Если в таком положении вы услышите хруст в движении, то это является одним из признаков неисправности упомянутого узла.

При стандартной эксплуатации машины не рекомендуется постоянно ездить с высоко поднятым передом машины, то есть, не загружайте сильно заднюю часть автомобиля. Следите за пружинами амортизатора, проставками.

Универсальный метод диагностики

Представляем вам алгоритм другого, универсального, варианта, как узнать какая “граната” хрустит. Действовать нужно в следующей последовательности:

Поставить колеса машины ровно.
Вывесить одно из передних колес с помощью домкрата.
Поставить машину на ручной тормоз и нейтральную передачу.
Запустить двигатель, выжать сцепление, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление, то есть “тронуться” (в результате вывешенное колесо начнет вращаться).
Медленно нажимать на педаль тормоза, создавая естественную нагрузку шарниру. Если неисправна одна из внутренних “гранат”, то в это время вы услышите знакомые стуки с левой или правой стороны. Если же внутренние ШРУСы в порядке, то машина начнет попросту глохнуть.
Вывернуть руль до упора влево. Медленно нажать на педаль тормоза. Если неисправна внутренняя “граната” — она продолжит свой стук. Если неисправен еще и внешний левый ШРУС, то добавится звук и от него.
Вывернуть руль до упора вправо. Провести аналогичные процедуры. Если возникнет стук при выкрученном вправо руле — значит, неисправен правый внешний шарнир.
Не забудьте установить нейтральную передачу, заглушить двигатель и дождаться полной остановки колеса до того, как опустите его на землю.
При вывешивании колес и диагностике ШРУСов соблюдайте правила безопасности, в частности, не забывайте поставить машину на ручной тормоз, а лучше воспользуйтесь противооткатным упором.

ШРУС: в чем опасность его поломки и как не допустить серьезного ДТП?

Шарнир равных угловых скоростей, то есть ШРУС или граната – одна из составляющих ходовой части автомобиля. Посредством ШРУСа происходит передача крутящего момента на колеса. Соответственно, выход этой детали из строя приведет к тому, что автомобиль не сможет продолжать движение.

Само собой разумеется, ШРУС не ломается за одну секунду. Сначала появляются признаки, свидетельствующие о том, что время «жизни» гранаты начало обратный отсчет. Остаться незамеченными они могут только если водитель крайне невнимательный и всегда ездит с громко включенной музыкой. Во всех остальных случаях внимание автовладельца непременно привлечен характерный хруст, усиливающийся при наборе скорости, проезде препятствий и на поворотах.

Другое дело, что далеко не все водители спешат в автосервис, едва только диагностируют поломку ШРУСа на слух. Кто-то делает вид, что не заметил неприятного звука и откладывает замену детали (именно замену, поскольку ремонт ШРУСа невозможен) до лучших времен, кто-то смотрит на тахометр и ждет, когда тот покажет 100 тысяч км пробега. Почему? Потому что теоретически регламент замены гранаты приходится именно на эту отметку, но по факту время замены может подойти и через полгода эксплуатации автомобиля и даже на следующий день после его покупки, ведь всегда возможен производственный брак детали или ошибка, допущенная при сборке узла.

Помимо гарантийных неисправностей, на срок службы ШРУСа влияют особенности вождения. Агрессивная езда с постоянными разгонами и экстренными торможениями, резкие вхождения в поворот и частая езда по бездорожью (как, собственно, и по российским дорогам) буквально убивают гранату на глазах. Многие водители вынуждены менять ШРУС по два-три раза в год.

Еще один фактор, от которого зависит продолжительность жизни шарнира равных угловых скоростей, – целостность его пыльников. Многие автовладельцы не считают пыльник слишком уж важной запчастью, и очень напрасно. Пыльники – это своеобразные капюшоны, закрывающие особо уязвимые механизмы, в частности, ШРУС, от пыли, грязи, реагентов и мусора, летящих с дороги. Если пыльник протирается или рвется – а это происходит довольно часто – механизм оказывается беззащитным. Мелкие частицы, попадающие в него, становятся абразивом, а влага усугубляет процесс выхода из строя. Поэтому замена пыльника – самое правильное, что можно сделать, заметив его повреждение – это обойдется гораздо дешевле замена ШРУСа.

Что же будет, если на свой страх и риск продолжать ездить с хрустящей гранатой? Могут отвалиться иголки роликовых подшипников. Это опасно тем, что они попадут в корпус коробки, а оттуда, вместе с маслом, под напором, поднимутся к шестеренкам и выведут агрегат из строя. Тогда придется менять не только ШРУС, но и коробку, что гораздо дороже, дольше и сложнее.

Еще более печальный сценарий развития событий при езде с хрустящим ШРУСом: внезапное заклинивание. Это весьма частое последствие легкомыслия водителя, которое может произойти на любой скорости и в любом месте. Представьте сами, что произойдет с автомобилей, водителем, пассажирами и другими участникам движения, если колесо машины заклинит на скорости 80, 100, 150 км/час?

Вывод может быть только один: следите за состоянием гранаты – проверяйте и своевременно меняйте пыльники, прислушивайтесь к звукам, исходящим от колес и не затягивайте с заменой ШРУСа, если таковая необходимость заявит о себе.

Хрустит ШРУС на авто, причины

ШРУС (Шарнир Равных Угловых Скоростей, гомокинетический шарнир, в просторечии «граната») — это узел, пришедший на замену кардану. Он предназначен для передачи крутящего момента на колеса. Во время поворота машины возникает ситуация, когда одно колесо вращается с большей скоростью, чем другое. Это создает нагрузку на подвеску и усложняет управление — при повороте руля возникают пробуксовки, теряется сцепление с дорожным покрытием. Благодаря «гранате» угловая скорость на разных осях остается одинаковой, что повышает управляемость автомобиля.

Разработано несколько конструкций ШРУС, предназначенных для установки в ТС разной мощности. Они отличаются друг от друга типом конструкции и уровнем прочности шарнира. Однако в нашем случае необходимо рассмотреть только два вида:

  • внутренние. Обеспечивают передачу вращения с коробки на полуось;
  • наружные. Передают крутящий момент с полуосей на колеса.

Как правило, эти элементы устанавливаются попарно. Это делается для того, чтобы уменьшить предельные нагрузки на отдельный элемент, и продлить срок службы устройства. На переднеприводном авто их 4 штуки — комплект слева и справа. Внутренний узел размещен возле коробки. Он испытывает сравнительно малые изменения угла передачи, его конструкция собрана из следующих элементов:

  • металлический корпус (внешняя часть «гранаты»);
  • трипод (тройной ролик, способный перемещаться в стакане под заданным углом);
  • резиновый пыльник, обеспечивающий защиту от песка, грязи.

Наружные «гранаты» почти не отличаются по конструкции от внутренних. Единственной их особенностью является повышенная нагрузка, требующая способности к более резкому изменению угла передачи. В конструкции наружных гомокинетических шарниров чаще всего используют сепаратор с 6 шариками. Он способен работать при максимальном угле наклона к полуоси до 70°. Однако конструкция с шариковым сепаратором хуже воспринимает нагрузки, поэтому на мощных грузовых автомобилях не используется.

конструкция шруса

Конструкция ШРУС допускает разборку, замену смазки и осмотр его деталей. Однако узел не поддается ремонту. Если обнаружены повреждения каких-либо частей, восстановить их невозможно. Основным условием нормальной работы считается наличие смазки — ей заполняют весь внутренний объем «гранаты». Появление признаков выходя из строя свидетельствует о необходимости замены проблемного узла. Как правило, это посторонние звуки — стук, похрустывание. О появлении проблем говорит повреждение резинового пыльника, обеспечивающего защиту от попадания пыли.

Как найти хрустящий ШРУС

Проблемы с гомокинетическими шарнирами выражаются в появлении постороннего призвука во время работы. Чаще всего это хруст, но может быть и постукивание. Хрустеть обычно начинают внешние элементы, а стук наблюдается на внутренних узлах. Это связано с условиями их работы — угол изгиба наружных «гранат» гораздо больше, и звук появляется при сильном повороте руля, когда нагрузка на узел наиболее велика. Постукивание внутренних элементов возникает во время движения по прямой. Со временем призвук усиливается, что говорит о необходимости срочной замены дефектного узла.

Хруст наружной «гранаты» появляется при выполнении крутых поворотов. Его можно отчетливо услышать, если в этот момент еще немного подать топлива в двигатель («газануть»). В этот момент на «гранате» возникает максимальная нагрузка, вызывающая возникновение хруста. Водитель машины с дефектным ШРУС может почувствовать отдачу в руль при выполнении резких поворотов.

Неисправность внутреннего элемента определить сложнее. Она проявляется при движении по прямой. Заметить появление проблемы легче всего при движении по неровной дороге, богатой ухабами или выбоинами. Кроме этого, дефект может проявиться при движении на высокой скорости (от 100 км/ч). По ощущениям это напоминает езду на авто с плохо отбалансированными колесами.

Определить проблемный шарнир достаточно легко, если есть опыт и практика. Проще всего обратиться в СТО, где проведут диагностику и определят состояние всех узлов подвески. Однако большинство владельцев производят поиск дефектов самостоятельно. Поиск производится разными способами — визуально и на слух. Осматривают пыльники, повреждение которых часто становится причиной выхода из строя шарниров. Кроме этого, вышедший из строя узел намеренно подвергают высокой нагрузке, добиваясь появления постороннего звука.

Для неподготовленного человека задача может оказаться непосильной, хотя решается она довольно просто. Это можно сделать в одиночку, но лучше привлечь помощника (хорошо, если это будет опытный водитель, знакомый с частыми дефектами ШРУС). Рассмотрим методы поиска дефектов наружных и внутренних «гранат».

Хруст наружного ШРУСа

Для выполнения самостоятельной диагностики надо найти ровную площадку. Ее размер должен быть достаточно велик для того, чтобы можно было поездить на машине с небольшим ускорением. Пытаться поездить по дорожкам гаражного кооператива незачем — придется часто поворачивать, что в узких проездах невозможно. Надо резко стартовать с места, поворачивая руль в разные стороны. Поэтому, надо заранее подобрать подходящую площадку, чтобы не тратить время на поиски.

Для определения дефектного элемента надо вывернуть руль на максимально большой угол поворота колес и резко тронуться с места. Это наиболее жесткие условия работы шарнира. Если он вышел из строя, посторонние звуки появятся сразу. Более опытные водители способны услышать хруст самостоятельно, открыв окна машины. Однако лучший результат можно получить, если привлечь помощника. Он находится снаружи и поочередно слушает левый и правый узел, определяя, откуда доносится звук. Этот способ хорош, если дефектный элемент расположен с противоположной от водителя стороны. Самостоятельно услышать хруст в таких условиях не всегда удается.

наружный шрус

Необходимо учесть — выполнить проверку надо несколько раз, трогаясь с места в разных направлениях. Звук издает проблемный узел, расположенный в направлении поворота руля. Например, если из строя вышел правый шарнир, он начнет хрустеть при повороте вправо. Если тронуться с места на левом повороте, звука не будет. Причиной такой ситуации является частичный перенос массы автомобиля при повороте руля в сторону неисправного узла. Иногда проблема находится в начальной стадии, и звук не отличается большой громкостью. Поэтому, надо выполнить процедуру несколько раз, чтобы убедиться в отсутствии ошибок.

Часто возникают ситуации, когда неисправны оба шарнира — правый и левый. Владелец машины уверен, что проблема касается только одного узла, и пытается определить, с какой стороны звук громче. В подобных случаях рекомендуется оставить бесплодные попытки и обратиться в СТО. Специалисты смогут точно определить состояние каждого узла. Если это необходимо, будет произведена замена пыльника или всего проблемного элемента. Визит в СТО стоит денег, но результат соответствует понесенным расходам.

Хруст внутреннего ШРУСа

Методика диагностики внутренних шарниров имеет свои специфические особенности. Дефектные узлы не проявляют себя слишком явно, посторонний звук возникает только при возникновении повышенных нагрузок. Для проверки нужна прямая дорога с неровным покрытием. Надо проехать по ней с некоторым ускорением и послушать, но возникает ли характерного постукивания. Если призвук отчетливо слышен — узел вышел из строя.

Иногда автолюбители используют простой, но эффективный метод. Они находят выбоину на дороге и проезжают по ней сначала левым, а потом правым колесом. Определяют, в каком случае звук слышится более отчетливо. Если постукивание слышится при наезде на выбоину правым колесом, значит, из строя вышел правый узел (и наоборот). Важный момент — выбоина не должна быть слишком глубокой, поскольку избыточная нагрузка может оказаться чрезмерной даже для вполне рабочей «гранаты».

внутренний шрус

Есть еще один способ диагностики внутренних ШРУС. На заднее сиденье сажают несколько человек, в багажник помещают множество тяжелых предметов. В результате баланс веса машины смещается назад, а передняя ее часть приподнимается. От этого на полуосях возникает небольшой изгиб, изменяющий условия работы внутренних ШРУС. При движении по неровной дороге характерный звук будет слышен более отчетливо.

Необходимо иметь в виду — перегрузка задней части авто является условием для проверки состояния шарниров. Она нужна только для выполнения диагностики. В обычных условиях вес пассажиров и грузов следует распределять равномерно. Это поможет выровнять нагрузку на проставки, стойки и пружины.

Универсальный метод поиска

Существует универсальный способ определить проблемный элемент. Необходимо выполнить следующие действия:

  • выставить руль прямо;
  • с помощью домкрата вывесить одно из передних колес;
  • поставить автомобиль на ручник, включить нейтральную передачу;
  • завести двигатель, выжать педаль сцепления и включить первую скорость. Плавно отпустить педаль сцепления, имитируя трогание машины с места;
  • колесо, вывешенное с помощью домкрата, начнет крутиться. В это время надо понемногу нажимать на педаль тормоза, создавая повышенную нагрузку на внутренние «гранаты». Если внутренний шарнир проблемный, появится характерный звук. Если дефектов нет, двигатель просто понемногу заглохнет;
  • повернуть руль на максимально крутой угол и снова плавно нажать на педаль тормоза. Если есть проблемы с наружной «гранатой», появится знакомый хруст. При этом, стук от внутреннего элемента (если он есть) никуда не исчезнет;
  • повторить процедуру, вывернув руль в противоположную сторону. Это даст информацию о состоянии второго наружного ШРУС. Предварительно надо вывесить второе переднее колесо.

Перед тем, как опустить машину, надо заглушить двигатель и подождать, пока колесо прекратит вращение. При выполнении такой диагностики следует соблюдать правила безопасности. домкрат надо установить на ровную и прочную площадку. Автомобиль должен быть поставлен на ручник. Рекомендуется использовать противооткатные упоры, поскольку придется садиться в машину. Это неизбежно вызовет раскачивание и некоторое смещение, способное уронить плохо установленный домкрат. В такой ситуации машина рванется с места, что может стать причиной весьма нежелательных событий.

Причины хруста

«Граната» относится к самым надежным, долговечным узлам автомобильной подвески. Срок ее службы может быть сопоставим с длительностью эксплуатации машины. Однако это возможно только при максимально бережном и аккуратном обращении с автомобилем. Езда по ровным дорогам, отсутствие экстремальных приемов вождения помогут сохранить шарниры в рабочем состоянии.

Самые частые причины хруста ШРУС вызваны сложными условиями работы подвески. чаще всего, это агрессивный стиль езды или плохие дороги. Максимальная нагрузка на ШРУС возникает при вхождении автомобиля в поворот на большой скорости, когда крутящий момент двигателя особенно велик. Наличие выбоин, неровностей на дорожном покрытии (или полное его отсутствие) также становятся причинами износа «гранат». Если прохождение сложного участка дороги случается на большой скорости, износ элементов подвески пропорционально увеличивается. Ударное воздействие на колеса и остальные детали значительно увеличивается, что вызывает преждевременный выход из строя шарниров.

Кроме этого, появление хруста часто бывает вызвано попаданием внутрь корпуса песка или грязи. Если порвался резиновый пыльник, возникает опасность проникновения воды и грязи, быстро выводящих шарнир из строя. Эта проблема характерна для наружных ШРУСов, которые расположены неподалеку от колес. Попадание на них песка и грязи, твердых частиц становится обычным делом. Если пыльник поврежден, смазка под ним впитывает их в себя и приобретает свойства абразивной пульпы. Она начинает покрывать поверхности корпуса и понемногу проникает внутрь, создавая условия для разрушения деталей «гранаты».

Есть еще одна причина хруста — использование некачественной смазки. Если состав не предназначен для работы в условиях низких температур, зимой он загустеет. Шарнир в таких условиях теряет подвижность и быстро выходит из строя. Замену смазки надо делать только качественными материалами, рассчитанными на использование в данном регионе.

Наконец, износ «гранаты» может происходить из-за низкого качества ее деталей. Многие владельцы машин стараются сэкономить, покупая дешевые запчасти. Из-за этого приходится часто менять изношенные элементы и постоянно проверять их состояние.

Последствия хруста

Многие источники утверждают, что появление хруста — еще не приговор, на таких шарнирах какое-то время еще можно ездить. Однако эти утверждения касаются только начальной стадии износа деталей. Точно определить состояние узла без его разборки невозможно, а последствия хруста ШРУС могут оказаться весьма плачевными:

  • заклинивание. Если автомобиль движется на большой скорости, такое событие может стать смертельно опасным. Можно попытаться расклинить проблемный узел, но лучше всего заменить его и не рисковать понапрасну;
  • разрушение сепаратора. Это часто случается с наружными ШРУС. Шарики рассыпаются внутри корпуса, и дальнейшее развитие событий может стать весьма печальным;
  • разрушение полуоси или вала. В таких условиях вращение колеса становится невозможным. Автомобиль можно транспортировать только на буксире, или воспользоваться услугами эвакуатора. В подобных случаях менять приходится не только шарнир, но и поврежденный вал (полуось). Если такое произойдет на ходу — предугадать последствия крайне сложно.

Перечислены только самые сложные ситуации. Однако не следует считать их редкими или невозможными — никогда нельзя знать заранее, в какой момент изношенная деталь перестанет выполнять свои задачи. Чаще всего это происходит на ходу, и большая удача, если машина в это время не двигалась с большой скоростью. Поэтому, не надо рисковать, используя явно дефектные узлы подвески. При обнаружении посторонних звуков, разрывов или пятен масла на пыльнике, надо сразу запланировать поездку в СТО, или самостоятельное решение проблемы.

Некоторые водители утверждают, что появление стука на внутренних шарнирах не столь опасно. Допускается некоторый период эксплуатации таких элементов. Однако здесь надо учитывать массу факторов — условия эксплуатации автомобиля, состояние дорог, стиль вождения и т. д. Никто не может знать, когда проблемные элементы откажут полностью. Некоторые детали служат годами, но это встречается редко. Неоправданный риск следует исключить, поскольку последствия могут быть слишком серьезными.

Как восстановить

Полное восстановление вышедшего из строя узла невозможно. Однако в большинстве случаев появление хруста предупреждает о необходимости обслуживания ШРУСа. Нередко бывает достаточно выполнить простые работы:

  • разобрать узел;
  • промыть его;
  • заменить смазку;
  • установить новый пыльник.

Естественно, сначала надо определить, какой именно шарнир требует вмешательства. Затем можно приступить к решению задачи:

  • загнать автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Осмотреть пыльники, визуально определить состояние «гранат»;
  • если на поверхности пыльников видны следы смазки, придется демонтировать ШРУС и разобрать его. Старый пыльник снять, все детали тщательно промыть. Заменить смазку и установить новый пыльник, затем поставить шарнир на место;
  • если в ходе обслуживания замечен сильный износ деталей шарнира, большие люфты иди другие повреждения, узел придется менять. Некоторые владельцы пытаются отшлифовать их, чтобы восстановить поверхности и продлить срок службы узла. Однако подобный ремонт малоэффективен и недолговечен.

Замена смазки и установка нового пыльника — простые операции, не требующие специальной подготовки. Промывку внутренней части корпуса и извлекаемых деталей делают в бензине или ацетоне. Закладку новой смазки выполняют только после полного высушивания деталей, иначе она может потерять свои рабочие качества. В первый раз рекомендуется пригласить опытного водителя, который покажет алгоритм работы и даст ценные советы. После этого процедуру можно будет выполнять самостоятельно.

Некоторые специалисты советуют руководствоваться правилом замены парных деталей. согласно ему, следует менять сразу оба шарнира. Это вполне разумная точка зрения, поскольку нагрузки на обе стороны подвески примерно равны. Выход из строя одного шарнира означает значительный износ второго. Поэтому, правильнее сразу покупать два одинаковых ШРУС и устанавливать их одновременно. Это поможет уравнять рабочие качества обеих сторон подвески и увеличить срок службы шарниров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *