Купить мотоцикл без категории а
Перейти к содержимому

Купить мотоцикл без категории а

  • автор:

Основные сведения о водительских правах категории А

Что такое водительская категория А, чем она отличается от остальных, что в неё входит? Какими видами транспорта можно управлять её обладателю? Какие отметки делались в старых и делаются в новых правах? Сколько продолжается и стоит обучение? Кто допускается к управлению?

Ответы на все вопросы в предлагаемой статье.

Что такое категория А

Водительские удостоверения – документы, удостоверяющие право физического лица управлять автотранспортными средствами – подразделяются на несколько групп или категорий. В зависимости от величины, мощности, грузоподъёмности и пассажировместимости возрастают требования к водителю, его подготовке и квалификации, а в некоторых случаях – возрасту и стажу.

Среди всех типов транспорта выделяются мотоциклы. Они отличаются наличием двух колёс

Мотоцикл

(или трёх, при наличии бокового прицепа-коляски)

Мотоцикл с прицепом

и специфических особенностей посадки и рулевого управления.

Сидят на мотоциклах верхом, а руль имеет вид не круглой автомобильной «баранки», а горизонтальной перекладины. Он жёстко связан с управляемым (передним) колесом, углы поворота у них абсолютно идентичны. Никаких 2-3-4 автомобильных оборотов от упора до упора нет и в помине. На какой угол повернут руль, на такой же и колесо. Впрочем, выполнение манёвра, особенно на высокой скорости, обеспечивается не только вращением рулевой колонки, но и наклоном корпуса.

Эти характерные черты послужили основанием для выделения мотоциклов в отдельную транспортную группу, требующую особых навыков управления. Для их подтверждения и получения разрешения на управление нужны права категории А.

Отличия старого удостоверения от нового

Бланки водительских прав со временем меняли внешний вид и наполнение. До 2014 года в них присутствовала просто категория А, открывавшая доступ ко всему, что имело мотор, возможность двигаться и хоть как-то подходило под определение мотоцикла – от тинеджерского «тырчика» (велосипеда с моторчиком) до мощного гоночного байка (сокращение от английского bicycle – двухколёсный).

Права с категорией А до 2014 года

Для обеспечения безопасности на дорогах в 2014 году была введена дифференциация. В рамках категории прав А появилась подкатегория А1. Кроме неё была введена совершенно новая – М.

Права с категориями А, А1, М 2014 года

Тем, у кого на момент введения изменений был документ старого образца, срочно бежать в ГИБДД и обменивать его на новый не надо. Имеющийся остаётся действительным до окончания срока, обозначенного на тыльной стороне в столбце 11.

При оформлении в установленное время нового в него будет внесено разрешение в соответствии с данными медицинского заключения. Если нежелательно себя ограничивать, следует проследить (попросить, настоять), чтобы в нём было разрешение просто на получение категории А без дополнительных уточнений.

Каким транспортом разрешено управлять, имея права категории А

Чтобы получить развёрнутый и всесторонний ответ на вопрос, надо для начала детально познакомиться с содержанием одного из основных первоисточников – российским законом № 196, регламентирующем безопасность езды по дорогам, конкретнее к его 25 статье.
В ней интересующие категории подразделяются следующим образом:

Квадрицикл

  • А – мотоциклы (вообще, т. е. без конкретизации по типоразмерам)
  • А1 – тоже мотоциклы, но с ограничением технических параметров:
    • Объём мотора – до 125 кубиков
    • Мощность – до 11 киловатт (14,6 л. с.)
  • М — Лёгкие квадрициклы (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 куб. см, масса – до 350 кг, скорость – до 45 км/ч) и мопеды. Максимальные характеристики приведены в соответствии с информацией, взятой из стандарта 51815
  • В1 – квадрициклы и трициклы

Далее, в пункте 7 25-й статьи говорится, что открытие категории А разрешает ездить за рулём автомототранспорта, относящегося к категориям А1 и В1. При этом делается оговорка, что трициклы и квадрициклы (В1) в отличие от ВС должны иметь мотоциклетную посадку или (!) руль, т. е. хотя бы что-то одно.

Примечание! К управлению лёгкими квадрициклами и мопедами (М) допускаются все имеющие российские права с любой открытой категорией. Специальной отметки АМ не требуется.

Кто может водить мотоцикл

Чтобы получить категорию А будущие водители должны соответствовать установленным возрастным и медицинским критериям.

Часть условий, которым необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность получить категорию А, изложены в 26 статье 196 закона. При этом учитываются технические различия мототранспорта входящих подкатегорий.

Для сдачи на категорию А будущему водителю должно быть не меньше 18 лет. Чтобы оседлать менее мощный мотоцикл, относящийся к А1, достаточно преодолеть 16-летний рубеж.

Медицинские критерии для мотоциклистов установлены правительственным постановлением 1604. Ограничения по состоянию здоровья выделены в разделе I специального «Перечня». Они перечислены в 11 пунктах. Среди них наиболее часто встречаются и потому наиболее интересны следующие:

Медицинские ограничения

  • Показатель зрения по таблице: не меньше 0,6 у лучшего глаза и 0,2 у худшего.
  • Если один глаз совсем не видит, у другого зрение должно быть не хуже 0,8
  • Нет 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой или 2 на большом пальце любой руки
  • Нога укорочена на 6 см, при этом её длина не меньше 75 см

Прочие отклонения, перечисленные в разделе, встречаются реже, поэтому в этой статье они не перечисляются.

Приведённые критерии относятся к управлению транспортными средствами именно с мотоциклетными посадкой или рулём.

Необходимые документы

Для того чтобы сдать на категорию А необходимо представить в ГИБДД, а до этого в автошколу, предусмотренный законодательством комплект документов. В него входят:

  • Заявление
  • Паспорт или его равноценная замена
  • Медицинское заключение с отметкой об отсутствии запрета водить мототранспорт категории А
  • Свидетельство о прохождении предусмотренного обучения
  • Квитанции об оплате госпошлины
  • 2 фотографии 3*4, если фотографирование не производится при выдаче прав.

При поступлении на подготовительные курсы можно не предоставлять весь требуемый набор, но лучше запастись всем необходимым – особенно медсправкой, официально именуемой медицинским заключением – заранее. Это позволит не тратить понапрасну время и деньги, если найдутся серьёзные обстоятельства, препятствующие достижению желаемого результата. Лучше вместо подразделения ГИБДД обратиться к профильному врачу, привести себя в порядок, чтобы потом снова вернуться к отложенному вопросу.

Внимание! Категорически не рекомендуется решать вопрос с медицинским заключением договорным путём. Дорога не прощает незамеченных деталей или неспособности своевременно нажать нужный рычаг. Купленная справка может привести к потере здоровья, свободы и даже жизни. Не надо рисковать!

Обучение в автошколе

На основании 1-го пункта 26 статьи российского закона 196 для того, что бы быть допущенным к сдаче экзаменов на категорию А (как и на любую другую) необходимо предварительно пройти курс обучения в лицензированной автошколе.

Внимание! Сдача на права экстерном не разрешена.

Программа – объём и содержание – учебного процесса должна соответствовать «Примерному учебному плану», утверждённому Приказом Минобрнауки № 1408 в качестве основы подготовки водителей для сдачи на категорию А.

В рекомендуемую программу входит изучение:

  • Законодательных основ в области дорожного движения
  • Начал водительской психофизиологии – времени реакции, изменения дорожной ситуации и т. д.
  • Основных приёмов вождения транспорта применительно к двухколёсным экипажам
  • Основы медицинской помощи участникам дорожного движения
  • Устройство мототранспорта, основы технического обслуживания, устранения простейших неисправностей
  • Практические занятия

Ограниченность приёмов ремонта связана со сложностью современного транспорта и невозможностью проведения значительной части операций вне специализированных станций техобслуживания с квалифицированным персоналом, оснащённых необходимым оборудованием.

Примерный учебный план

Сроки и стоимость обучения

Продолжительность учебного процесса, обозначенная в «Примерном плане», показывает лишь непосредственное нахождение в лекционной аудитории и на автодроме. Сколько учиться на категорию А в реальности зависит от структуры и организации автошколы, количества одновременно принятых групп курсантов, наличия преподавательского состава, технической оснащённости и других факторов.

Некоторые школы предлагают особо привлекательные на первый взгляд условия. У них на видном месте лозунг «Быстро и дёшево!» Суммы ниже средних почти вдвое, а срок достигает 2 недель.

Важно! Полноценное обучение не может быть быстрым.

Кроме занятий с преподавателем нужно ещё и самостоятельное изучение и закрепление материала. Это требует изрядного времени – не просто зазубрить ответы на экзаменационные билеты, но выучиться понимать ситуацию на дороге, быстро и адекватно на неё реагировать. Не обладающие достаточными знаниями и навыками, когда требуется просто их официальное подтверждение, не должны клевать на такие «выгодные предложения». Эта экономия не оправдана и впоследствии обойдётся гораздо дороже.

Сколько стоит открыть категорию А?

Средняя стоимость прав категории А составляет 10000 рублей. Возможны небольшие колебания в большую и меньшую стороны. Отучиться индивидуально обойдётся существенно дороже.

Стоимость обучения

Внимание! 1. В некоторых автошколах в цену не входит специальное оборудование – шлем, наколенники и налокотники, так называемая «черепаха» — панцирь, защищающий корпус. Эти моменты требуется уточнять по месту учёбы. 2. В стоимость, как правило, не входит пошлина за получение прав категории А. Это надо иметь в виду, планируя свой бюджет.

Продолжительность учебного курса

Обычный срок обучения составляет от 2 до 4 месяцев. Конкретные цифры зависят от интенсивности процесса. Ежедневные занятия проходят быстрее. Учёба в режиме выходного дня, когда курсанты посещают уроки только в субботу и/или воскресенье, длится существенно дольше.

Продолжительность обучения

Регламент экзамена в ГИБДД по категории «А»

После окончания обучения курсанты, успешно овладевшие программой и справившиеся с внутренними испытаниями, допускаются к сдаче экзаменов в РЭО ГИБДД.

Экзаменационный процесс разделён на две части – теоретическую и практическую, причём ко второму этапу бывают допущены только успешно преодолевшие первый.

Теория

Теоретическая проверка знаний заключается в ответах на вопросы экзаменационных билетов. Каждому экзаменующемуся предлагается задание из 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых 1 верный. Тематика охватывает весь спектр учебной программы – от разбора дорожных ситуаций до приёмов оказания первой помощи.

На обдумывание даётся 20 минут. Разрешается допустить 2 ошибки. При таком результате теоретическая часть экзамена считается успешно сданной, и курсант переходит к практике.

Практический экзамен

Мотоцикл по сравнению с автомобилем имеет особенность – у него нет возможности установить дублирующие органы управления. В истории зафиксированы попытки создать подобную конструкцию. Были даже изготовлены отдельные образцы, но они так и остались мотоциклетной экзотикой.

Мотоцикл с двойным управлением

В связи с этим вся экзаменационная процедура проводится на автодроме без выезда на городские дороги.

В программу входит:

  • Упражнения на маневрирование:
    • Езда восьмёркой
    • Змейкой
    • В ограниченном коридоре

    При успешном выполнении всех элементов экзамен считается сданным.

    Получать права приглашают в этот же день или спустя некоторое время.

    Выводы

    1. Категория А позволяет управлять мотоциклами, мопедами, квадрициклами с мотоцикленой посадкой (верхом) или рулём.
    2. В старом удостоверении была общая отметка – А. В новом кроме неё введены подкатегории А1, В1, М.
    3. Для права управления категорией А водитель должен быть не моложе 18 лет, А1 – 16 лет.
    4. Для управления мототранспортом категории А водитель должен иметь зрение не хуже 0,6 одного глаза и 0,2 другого. Если видит только 1 глаз, острота зрения должна быть не хуже 0,8.
    5. Не допускается отсутствие больше 2 фаланг на пальцах правой руки и 3 на левой; укорочения ноги больше 6 см и длина меньше 75 см.
    6. Стоимость обучения в среднем составляет 10000 рублей, продолжительность 2-4 месяца.
    7. Экзамены состоят из 2 частей – теоретической и практической. Практическая часть сдаётся на автодроме без выезда в город.

    Автобус, мотоцикл, прицеп: что грозит водителю за езду без требуемой категории прав

    Водительская жизнь регулярно подкидывает новые условия и ситуации. Купили вы, например, новый большой пикап или внедорожник – а он, оказывается, попадает в категорию С. Или появилась необходимость перегнать Газель – вроде бы она категории В, но в ней вдруг обнаруживается 13 пассажирских мест. Или захотелось вам спонтанно купить мотоцикл – сезон уже начался, а на получение категории А надо еще несколько месяцев… Может, можно «перекантоваться» до получения новых прав на пикап, проехать пустым на пассажирской Газели или «аккуратно» открыть мотосезон, попутно обучаясь в автошколе? И есть ли еще ситуации, когда может «не хватить» категории?

    Что будет за езду на машине или мотоцикле без категории?

    Прежде всего давайте определимся с элементарным базовым правилом: требуемая категория для управления конкретным автомобилем указана в документах на этот автомобиль, и именно она должна быть открыта в правах. Это банальность на грани неприличия, но иногда она оказывается нелишней. Для кого-то неочевидно, что микроавтобус категории D нельзя водить с категорией В даже если в нем нет пассажиров – соответствие массы до 3,5 тонн не превращает его в автомобиль категории В вне зависимости от числа людей в салоне. Или если вы, например, сняли со своего Hummer H2 силовые бамперы, подножки и прочий обвес, уложив его итоговую массу в 3,5 тонны, это не переводит его в легковую категорию без оформления соответствующих документов. Ну и ездить на мотоцикле без открытой категории А тоже нельзя даже «медленно и аккуратно», хотя с двухколесной техникой есть «обходные пути», о которых мы упомянем ниже.

    Второе важное правило, которое нужно помнить: управление автомобилем или мотоциклом без соответствующей категории трактуется как езда без прав. Ведь фактически отсутствие нужной категории ей и является. Навыки вождения здесь роли не играют: садясь за руль грузовика или автобуса, нужно иметь право на управление им, а оно подтверждается только соответствующей категорией.

    Соответственно, и наказание за езду без нужной категории будет выписано по части 1 статьи 12.7 КоАП как за езду без прав. Согласно этой статье, «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Правда, за повторную езду без прав, в отличие от повторной езды после лишения за пьянку, не предусмотрено ужесточения наказания. То есть, если водитель вновь сядет за руль машины или мотоцикла без нужной категории в правах, ему грозит все тот же штраф от 5 до 15 тысяч.

    Движение с прицепом без категории Е тоже считается ездой без прав?

    Движению на автомобиле с прицепом мы посвятили отдельный подробный материал, где рассмотрели все основные требования – массу и габариты, страховку, техосмотр прицепа, разрешенную скорость и так далее. Ну а в контексте нынешнего материала главное, о чем нужно помнить – это то, что управление автомобилем с прицепом без соответствующей категории в правах тоже считается ездой без прав. Правда, здесь уже стоит учитывать требования ПДД к самому прицепу. Ведь, согласно Правилам, категория Е не нужна, если: 1) масса прицепа меньше 750 кг; 2) масса прицепа больше 750 кг, но меньше снаряженной массы автомобиля, а общая масса автомобиля с прицепом не больше 3,5 тонн. При соблюдении этих правил ездить с прицепом можно без категории Е и риска получить штраф.

    Что будет за езду на мопеде без категории?

    Отдельно стоит коснуться легкой двухколесной техники. Мотоциклы с мотором более 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью более 50 км/ч требуют наличия открытой категории А в правах. Но вот мопеды с мотором до 50 «кубиков» и максимальной скоростью до 50 км/ч к ним не относятся – для них нужна категория М, которую можно получить с 16 лет. Однако пункт 7 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указывает, что наличие водительских прав любой категории подтверждает право на управление мопедами категории М. Учитывая, что сама эта категория появилась в конце 2013 года, в водительских удостоверениях, выданных до того момента, вообще нет такой категории. Да и в более современных правах ее могут не указывать отдельно, но это не запрещает их обладателям ездить на мопедах. Так что менять права, чтобы «открыть» категорию М, не требуется, и за управление мопедом без указанной категории М в действующих правах, никакого наказания не последует.

    Чем еще чревата езда без нужной категории?

    В случае управления машиной без нужной категории помимо статьи 12.7 в дело вступает часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ. Она предусматривает задержание транспортного средства и его отправку на спецстоянку. Конечно, если рядом окажется другой водитель, обладающий нужной категорией в правах, часть 1.1 той же статьи позволит устранить причину задержания на месте, и штрафстоянки удастся избежать. Но если в момент нарушения водителя с нужной категорией рядом не окажется, то транспортное средство будет задержано, и к штрафу добавятся расходы на оплату эвакуатора и спецстоянки.

    Какое наказание, если поймают на мотоцикле без категории «А» и что делать?

    WhatsApp

    В данной статье речь пойдёт о ситуации, когда вы управляете мотоциклом без соответствующей категории «А» для этого. То есть о случае, когда у вас всё же есть водительские права, например, только с открытой категорией «B». Если у вас совсем нет прав, то читайте нашу статью о езде без них – описанное в ней полностью идентично вождению без категории на мототранспорте. В этой статье мы выясним, какой размер штрафа в 2024 году за езду на мотоцикле, если у вас нет прав категории А, что делать, если вас поймали и остановили и хотят увезти двухколёсного на штрафстоянку, на каких средствах можно ездить без открытой категории. А также можно ли вообще купить, застраховать по ОСАГО и оформить в ГИБДД мототранспорт, не имея нужной для этого отметки в водительском удостоверении.

    Какой штраф, если едешь на мотоцикле без категории А в 2024 году?

    Несмотря на отсылку к ПДД в большинстве случаев по части безопасности дорожного движения, прямого указания на необходимость именно категории «A» для возможности управления мототранспортом в действующей в 2024 году редакции Правил нет. Есть только обязанность любого водителя передать для проверки сотруднику ГИБДД водительское удостоверение «соответствующей категории«.

    Тем не менее, подразделение на разряды прав содержится в Федеральном законе ФЗ-196, его статье 25. И здесь чётко указано, что для вождения мотоцикла требуется категория «A». И, разумеется, за её отсутствие и появление на дорогах на байке, если вас поймают ГИБДД, вас ждёт ответственность.

    На сегодняшний день штраф, если вас остановили при езде на мотоцикле без категории А в правах, составляет от 5 000 до 15 000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ.

    Кроме того, ответственность ждёт ещё и человека, который передал вам управление данным мотоциклом – штраф в размере уже 30 000 рублей по части 3 этой же статьи.

    Однако и это ещё не всё!

    Но есть ещё штрафстоянка!

    В качестве меры пресечения – чтобы не допустить продолжение езды на мотоцикле без нужной открытой категории А – положена ещё и эвакуация на штрафстоянку.

    Данная мера предусмотрена статьёй 27.13, частью 1, где перечисляются статьи Кодекса, при привлечении к ответственности по которым транспортное средство увозят на спецстоянку, и в их числе есть 12.7, часть 1.

    Штраф и штрафстоянка, если едешь на мотоцикле без категории

    Между тем, есть небольшая недоработка в законодательстве по этому поводу. Дело в том, что штрафстоянка – это не отдельное наказание, а мера обеспечения, единственной целью которой служит недопущение дальнейшего продолжения нарушения.

    А при таких обстоятельствах у вас есть возможность прекратить продолжать правонарушение самостоятельно – вы физически можете (если можете) катить мотоцикл до дома. И тогда эвакуация будет неправомерна, потому как часть 1.1 статьи 27.13 предписывает прекращение эвакуации при устранении причины задержания ТС – управления им. Тем не менее, практика в 2024 году обстоит 50/50 – очень часто сотрудники ГИБДД просто не слушают водителя, а обжаловать такие действия не всегда удаётся успешно.

    Если у меня есть категория B?

    Увы, но это не имеет никакого значения. Единственная тонкость здесь – при наличии категории «B» у вас автоматически появляется подкатегория «B1«, которая даёт право ездить на трициклах и квадрициклах (не путать с квадроциклами), но только если у них автомобильная посадка и руль автомобильного типа («баранка»).

    Какой штраф за езду без прав на мотоцикле в 2024 году

    Управлять мотоциклом без прав нельзя, нужна категория А, А1, B1 или M. Узнайте, к чему приведет вождение мотоцикла после лишения прав или при их отсутствии и сколько денег придется заплатить, если забыл права на мотоцикл дома.

    Какие штрафы за езду без прав

    от 500 руб. до 30 000 руб.

    Ст. 12.3, 12.7 КоАП

    Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

    Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

    Проверяем информацию о штрафах,
    пожалуйста, подождите несколько секунд
    Важно знать!

    Если срок действия прав истекает с 1 января 2022 по 31 декабря 2023, он продлится автоматически. Ехать в ГИБДД и менять права не нужно.

    Категории прав для мотоциклистов

    Чтобы водить мотоцикл, нужно окончить автошколу и получить права с одной из четырех категорий:

    Кат. С какого возраста Что можно водить
    A 18 мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
    A1 16 мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
    B1 18 трициклы и квадрициклы
    M 16 мопеды и легкие квадрициклы, скутеры
    С какого возраста
    Что можно водить
    A
    С какого возраста 18
    Что можно водить мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3, например спортбайки, круизеры, мотоциклы с коляской
    С какого возраста
    Что можно водить
    A1
    С какого возраста 16
    Что можно водить мотоциклы с двигателем мощностью до 125 см3, например круизеры
    С какого возраста
    Что можно водить
    B1
    С какого возраста 18
    Что можно водить трициклы и квадрициклы
    С какого возраста
    Что можно водить
    M
    С какого возраста 16
    Что можно водить мопеды и легкие квадрициклы, скутеры

    Если в правах указана категория А, можно водить мотоциклы из категорий A1 и B1. Мопеды по закону водят владельцы прав с любыми категориями.

    Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

    Таблица на обратной стороне водительских прав. Категория B автоматически дает право управлять мотоциклами из категорий B1 и M

    Где можно ездить без прав

    В интернете можно встретить публикации со списком территорий, где права на мотоцикл не нужны: частная территория и дорожки, лесная просека, трассы для соревнований. В действительности без прав можно ездить только с инструктором или на площадке для учебной езды.

    На управление мотоциклом нужны права. Если их нет, то ездить можно только на специальной площадке при автошколе. В другом месте по ПДД водить мотоцикл нельзя.

    Игорь Мирзоев Юрист с 15-летним стажем

    Документы для управления мотоциклом

    • свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС),
    • действующий полис ОСАГО.

    Если при проверке документов у мотоциклиста не окажется полиса или СТС, инспектор по закону оштрафует его на 500 рублей. Мотоцикл эвакуируют на штрафстоянку.

    До 2012 года водителю еще нужна была доверенность, если он управляет чужим мотоциклом. Сейчас этот документ возить с собой не нужно. Но имя и данные водителя должны быть вписаны в полис ОСАГО или документ должен быть открытым.

    Разберем ситуации, когда штрафуют водителя без прав.

    Забыл права дома

    Мотоциклиста без прав инспектор ГИБДД по закону может оштрафовать на 500 рублей. Инспектор проверяет по базе, что водитель в принципе получал права, и составляет протокол.

    Если водитель попросит знакомого привезти права к посту ГИБДД, то, скорее всего, отделается предупреждением.

    Водитель может избежать штрафа за забытые права. Закон предусматривает альтернативу — предупреждение, все будет зависеть от поведения водителя и лояльности инспектора.

    Если вы оказались в такой ситуации, не пытайтесь качать права — вы уже допустили нарушение. Вместо этого спокойно объясните инспектору, что вам скоро привезут документы. Скорее всего, он пойдет вам навстречу.

    Юрист с 15-летним стажем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *