Коронарный разряд на свечах
Перейти к содержимому

Коронарный разряд на свечах

  • автор:

Стоит ли пугаться коричневого ободка на свече зажигания?

Коричневый ободок на свече зажигания

Появление коричневого (рыжего) ободка (разных оттенков) в месте стыка изолятора свечи зажигания и ее корпуса (гайки) пугает большинство автовладельцев.

Они считают появление такого ободка признаком выхода из строя свечи зажигания и даже последствием неисправности двигателя автомобиля.

Попробуем разобраться стоит ли действительно пугаться появления коричневого (или рыжего, или даже желтого) ободка на свечах зажигания и признаком какой неисправности он является.

В качестве примера используем автомобиль Рено Логан первого поколения 2007 г.в., с двигателем k7j (1,4 л 75 л.с.), двухэлектродными свечами зажигания Renault 7700500168 и высоковольтными проводами Beru (провода ни разу не заменялись на новые). Пробег этого автомобиля приблизился к отметке 250.000 км, а коричневый ободок на свечах зажигания стал появляться где-то после 120.000 км.

Причины появления коричневого ободка на свечах зажигания

Единственная причина появления коричневого ободка на свечах зажигания — это коронный электрический разряд, возникающий на изоляторе при каждом срабатывании свечи зажигания. Который притягивает и заставляет оседать на нем частицы грязи и масла из свечных колодцев или с близлежащих поверхностей двигателя. Место оседания частиц, под воздействием электрического тока, приобретает коричневый оттенок. Который, в зависимости от степени «запущенности», может иметь оттенки от еле заметного желтого или светло-рыжего, до темно-коричневого, почти черного.

Коронный разряд — это ионизация воздуха, окружающего свечу зажигания, возникающая в неоднородных полях у электродов. Подобное явление зачастую наблюдается на проводниках с высоким напряжением и исходит от корпуса изделия к изолятору. Такого рода утечка тока не влияет на работу свечи (силу искры) в силу своей малозначительности.

На появление коричневого ободка напрямую влияет степень изношенности наконечников высоковольтных проводов, которые надеваются на свечи. Плотно прилегающие, до упора насаженные, новые наконечники не оставляют места для образования ободка под воздействием коронного разряда. Но, как только, с годами, плотность посадки наконечников ухудшается (особенно в нижней части), в них появляются микротрещины, эффект коричневого ободка на свечах постепенно дает о себе знать.

Так же, играет роль наличие подтекания моторного масла или даже просто отпотевания маслом поверхностей двигателя. Например, на двигателях с пробегом довольно часто наблюдается подтекание моторного масла под прокладку клапанной крышки, попадание его в свечные колодцы. Или разной степени масляное отсыревание на стыке клапанной крышки и головки блока. Что, в сочетании с изношенными наконечниками высоковольтных проводов, делает условия для образования коричневого ободка прямо идеальными.

Вот и на нашем Рено Логан стали появляться коричневые ободки на свечах как раз при сочетании этих негативных факторов. В частности, к 120.000 км пробега масло стало потихоньку сочится под клапанную крышку двигателя, а высоковольтные провода уже давно требуют замены, несмотря на еще более-менее приличный вид. Но, не смотря на коричневые ободки, постепенно появляющиеся на свечах зажигания после каждой их замены, в работе двигателя автомобиля ни каких негативных изменений замечено не было. Расход топлива так же остался в пределах нормы. А владелец автомобиля давно перестал обращать внимание на коричневые ободки на свечах.

Таким образом, неисправностью появление коричневого ободка на свечах зажигания не считается. Пугаться его не стоит. На работоспособность свечей и двигателя он не влияет. Это, так сказать, пообочный эффект физических процессов, возникающих на двигателях с пробегом в силу определенных обстоятельств.

Примечания и дополнения

— В отличие от коричневого ободка на стыке изолятора и корпуса свечей появление в том же месте черного, сажевого ободка с черными разводами вверх по свече — признак неисправности. Он свидетельствует, что свеча зажигания не герметична. И через зазор между ее корпусом и изолятором газы из камеры сгорания прорываются наружу. Такие свечи нужно однозначно заменить.

Коричневый ободок или что такое коронный разряд на свечах зажигания?

После моей статьи и видео про выбор свечей зажигания, многие мои читатели — зрители увидели на керамическом изоляторе, так называемый коричневый ободок. Пошли вопросы – а можно ли использовать такие свечи, как они работают, нужно ли их заменить? В общем, вопросов много, поэтому решил написать полезную статью, ну и как обычно снять видео версию. После этих материалов ситуация проясняться …

Коричневый налет

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Коричневый ободок – это хорошо или плохо?
  • Коронный разряд
  • Как масло попадает в свечной колодец?
  • Чистый и черный изолятор
  • 8 клапанные моторы
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Вначале хочу отметить, что в основном такое явление проявляется на 16 (ну или 12) клапанных моторах, которые имеют установку свеч сверху. ТО есть замкнутый свечной колодец, а вот на 8 клапанных моторах, это явление редкое. Почему так происходит нам предстоит сегодня разобраться

Коричневый ободок – это хорошо или плохо?

Проявляется он на керамическом изоляторе, сразу после металлического корпуса свечи. Может быть больше или меньше, выше или короче. Светлее или темнее. Вот такой, на моих свечках, посмотрите.

НА моих свечках

Всех сразу хочу успокоить — в целом он не несет никакой смысловой нагрузки. Есть он или его нет, свеча работает как прежде.

Никакого негатива этот коричневый ободок или налет (кто-то называет нагар) — НЕ НЕСЕТ!

Это не пробой корпуса, не прорыв газов вверх, это немного другое.

Коронный разряд

Всему виной здесь физическое явление, именуемое коронный разряд.

Постараюсь «на пальцах» объяснить — что это такое.

Свечной колодец как я писал сверху, на 16 клапанных моторах замкнутый. Сверху его закрывает резиновый уплотнитель катушки зажигания.

ТО есть пространство от свечи (места ее установки) и доверху (катушки зажигания) закрыто и имеет внутри как бы «запертый воздух». От большого напряжения, он начинает ионизироваться. На корпусе свечи начинает образовываться разряд синего цвета (свечения) – он то, как раз и называемся «коронным».

Коронный разряд

К корпусу начинают приставать (можно сказать примагничеваться) частички, которые находятся внутри этого замкнутого пространства. А зачастую там могут находиться – пыль, грязь, масло (которое образуется в масляный туман). Все это дело оседает на изоляторе, образовывая коричневый ободок. Нужно понять, что это нормальное физическое явление.

Как масло попадает в свечной колодец?

Очень просто, на руках специалистов СТО или гарантийного сервиса. Также бывает, часть прорывается через резьбу. Особенно когда вы часто откручивали свечу, нет 100% герметичности.

Свечной колодец

Ведь отработанные газы все равно могут содержать частички масла, и они попадают в колодец.

Также могут пропускать сальники клапанной крышки, со временем они дубеют, начинают пропускать масло в свечные колодца.

Сальники

Просто поймите — хватит и полкапли, чтобы она затем с ионизированным воздухом осела на изоляторе в виде коричневого налета.

Сюда же можно отмести — пыль, грязь и прочее. Все это также оседает.

Конечно, бывают идеально чистые изоляторы даже на 16 клапанных моторах, но дело тут в другом

Чистый и черный изолятор

Иногда бывает — что изолятор чистый, а иногда не то что коричневый, а даже черный. В чем причины такой разницы.

Когда чистый – просто резиновый наконечник катушки зажигания доходит прямо до стальной части свечи. ТО есть практически, нет зазора. Причем он сидит очень плотно на свече. Тогда масляный туман не может осесть на корпусе и коричневого ободка нет.

Чистая свеча

НО некоторые производители оставляют зазор, для того чтобы резиновый наконечник ходил дольше.

Зазор

Ведь металлический корпус разогревается очень сильно, что негативно влияет на резину. И как раз в толщину этого места и образовывается налет.

Трещины

Причем чем сильнее у вас изношен резиновый наконечник катушки, тем налет больше (он банально проходит по трещинам вверх)

Когда черный нагар – скорее всего мы имеем разрушение корпуса свечи. Керамическая часть просто болтается внутри металлической и через нее проходят отработанные газы. Оседая они образуют черный налет.

Скорее всего — у вас упадет мощность мотора, упадет компрессия, будет пахнуть бензином. Срочно заменить весь комплект!

8 клапанные моторы

Эффект коричневого ободка, зачастую не проявляется на этих моторах. Все потому что свечи устанавливаются сбоку блока цилиндров, и они не имеют замкнутого пространства. Соответственно нет ионизации воздуха, и нет оседания масла и прочей грязи.

8 клапанный мотор

И еще раз, такой «ободок» это вполне нормальное явление, НЕ СТОИТ ЕГО БОЯТЬСЯ! Лучше на состояние электродов (центрального и бокового смотрите), ну и выставляйте правильный зазор между ними.

Сейчас видео версия смотрим

НА этом заканчиваю, думаю, теперь вы не будут пугаться этого явления. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(4 голосов, средний: 4,75 из 5)

malykh.com notes

Уже давно приводил мнение NGK относительно следов коронного разряда на изоляторе свечи зажигания. Теперь мнение Denso:

Мнение аналогично. Такие следы не являются местом прорыва/утечек через свечу, не влияют на работу свечи.

И, кстати, именно свечи Denso с такими следами я даже пилил. Следов «прорывов газов» не оказалось.

  • Коронный разряд (распил свечи) (2016-11-10)
  • Коронный разряд и свечи (2012-02-07)

malykh.com notes

Очень уж многих смущают следы на внешнем изоляторе свечей зажигания. Производители утверждают, что это нормально и не говорит о плохом качестве свечей. Но все равно живы легенды о «прорыве газов».

Поэтому я взял свечи на выброс: Denso K20TR11, выкрученные из 3S-FE. На всех четырех свечах есть такие небольшие параллельные коричневые полоски на внешней части изолятора (что находится внутри свечных колодцев):

Я взял и дремелем отпилил часть металла, закрывающего керамический изолятор — то место, где, как гласят легенды, должны быть прорывы газов:

А полоски-то внутри не продолжаются. Сам изолятор желтоватый, а вот грязь — это от пиления.

Одна свеча была с большим пятном на изоляторе (в этом колодце немного масла). Ее тоже попилил:

Тоже желтый изолятор, но даже почище (пилил аккуратнее).

Думаю, что желтый изолятор — это признак выработки ресурса свечи. Но каких-то точечных прорывов газов, думаю, не было. А ровные параллельные полоски вызваны именно коронным разрядом.

Есть даже такая картинка (источник неизвестен):

На ней по искре видно, почему полоски именно так расположены.

В общем, если менять свечи по ресурсу, то проблем не будет. А свечные колодцы нужно держать в чистоте (планирую на RAV4 второй колодец все же открутить и посадить на герметик).

  • Коронный разряд и свечи (версия Denso) (2021-09-13)
  • Suzuki M16A SX4: путаница со свечами (BKR6E-11 vs K16HPR-U11) (2016-11-14)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *