Как работает сцепление на мотоцикле
Перейти к содержимому

Как работает сцепление на мотоцикле

  • автор:

Как работает сцепление на мотоцикле

Три мотоциклетных сцепления, одно новое (слева) и два потасканных годами ветерана. Справа вверху четырехпружинный Triumph. Под ним сцепление Norton с диафрагменной пружиной – видите эти 18 «пальцев»? Слева — современный шестереночный Suter.

В отличие от паровых или электрических двигательных установок, поршневые двигатели внутреннего сгорания не могут заводить крутящий момент с нуля в минуту. Это означает, что они должны быть сначала запущены и только потом постепенно подключены — «сцеплены» — ко всему механизму. Хотя 98 процентов новых автомобилей в США и имеют автоматические трансмиссии, для мотоциклов это соотношение является обратным: у большинства байков сохранилось ножное переключение передач и сцепление, управляемое левым рычагом руля.

Современные мотоциклетные двигатели имеют блочную конструкцию: двигательная установка, сцепление и коробка передач находятся в одном блоке, причем коленчатый вал и сцепление соединены друг с другом. Так было не всегда — британские мотоциклетные двигатели и коробки передач были сильно отдалены друг от друга и крепились болтами к металлическим пластинам двигателя. Сцепление (установленное на коробке передач) приводилось в движение первичной цепью от цепного блока на коленчатом вале двигателя. Кожух цепной передачи замкнут и защищен цепью.

В типичном мотоциклетном сцеплении двигатель непосредственно приводит в движение внешнюю ступицу сцепления, которая представляет собой цилиндрический барабан диаметром около 6 дюймов. Его ободок — возможно 1-1/2 дюйма высотой – опирается на направленные внутрь ребра или планки, которые зацепляют соответствующие шпонки на наружной поверхности нескольких кольцевых дисков, облицованных фрикционным материалом — фрикционными пластинами.

В центре внешней ступицы находится отдельная внутренняя ступица, которая непосредственно соединена с входным валом коробки передач. Он тоже цилиндрический, и на его внешней поверхности есть осевые планки. Взаимодействие с этими планками представляет собой еще один набор дисков сцепления, которые в разговорной речи называются «ведомыми» и чередуются с фрикционными дисками. Фрикционные и ведомые диски чередуются в «штабеле», фрикционные муфты прикреплены к внешнему барабану сцепления, а ведомые диски крепятся к внутреннему барабану.

Над этим штабелем дисков сцепления находятся подпружиненный нажимной диск, который заставляет все диски в штабеле вступать во фрикционный контакт друг с другом. Механизм использует давление водителя на рычаге сцепления, чтобы поднять нажимной диск вопреки действию пружин, разделяя фрикционную и ведомую пластины. Когда вы запускаете двигатель и хотите тронуться, вы нажимаете на рычаг сцепления, а затем переключаете ногой передачу на первую.

—>Каталог статей

Сегодня пойдет речь о принципе работы сцепления мотоцикла. Так или иначе принцип работы мотоциклетного сцепления остается практически неизменным на всех мотоциклах. Если хотите потролить мажорных владельцев дукати, спросите почему у них гремит сцепление)))

Небольшая выдежка из википедии:

Сцепление — механизм, работа которого основана на действии силы трения скольжения (фрикционная муфта); предназначен для передачи крутящего момента, плавного переключения передач, гашения крутильных колебаний, кратковременного отсоединения трансмиссии от маховика двигателя.

Обычно термин «сцепление» относится к компоненту трансмиссии транспортного средства, предназначенному для подключения или отключения соединения двигателя внутреннего сгорания с коробкой передач. Изобретение сцепления приписывают Карлу Бенцу.

Сцепление служит для временного разобщения коленчатого вала двигателя с силовой передачей автомобиля, что необходимо при переключении шестерён в коробке передач и при торможении автомобиля вплоть до полной его остановки. Кроме того, сцепление даёт возможность плавно (без рывков) трогаться с места.

На рисунке А мы видим
1 коленвал (синий)
2 корзину сцепления (желтый)
3 первичный вал коробки (зеленый)
4 вторичный вал коробки (красный)
5 звезды с цепью (фиолетовый)

Так же, маркировка помечена цифрами 😉

На рисунке Б
Сцепления состоит условно из трех деталей
1 внешнюю часть корзины сцепления (которая соединена с коленвалом) (7)
2 внутреннюю часть корзины сцепления (которая соединена с первичным валом коробки) (10,11)
3 всякую шнягу в виде фрикционов, пластин и прочего (что соединяет внешнюю и внутреннюю часть корзины сцепления) (15, 16 и тд)
4 пружины сцепления, которые обеспечивают сцепление между фрикционами и металлическими дисками сцепления (20)

Обращаемся к рисунку А:

Коленвал приводится в движение, процессами происходящими в камере сгорания (но это другая история).
Он приводит в движение внешнюю часть корзины сцепления, которая по умолчанию сжата давлением пружин с внутренней частью корзины, которая в свою очередь соединена с первичным валом. Для того чтобы начал вращаться вторичный вал, надо включить передачу, что соединит разомкнутые в нейтрали первичный и вторичный вал и передаст момент дальше сначала на звезду, цепь, звезду и в итоге на колесо. То есть первичный вал кпп врашается на оборотах равным оборотам коленвала, до тех пор, пока мы не выжмем сцепление и не разомкнем связь коленвала и первичного вала. Выжав сцепление, первичный вал останавливается и мы можем без проблем включить нужную нам передачу. Отпускаем сцепление и обеспечиваем плавное троганье с места, за счет кратковременного проскальзывания фрикционов сцепления с металлическими пластинами.

Как именно работает сцепление? Смотрим на рисунок Б

Мы уже примерно понимаем, кто что крутит, и как это вобще работает, по этому буду краток.
Внешняя часть сцепления (7) крутится коленвалом. При этом она находится в постоянном зацепе с фрикционами сцепления (15).
Первичный вал коробки, соединен с внутренней частью корзины (10, 11), которые соответственно находятся в постоянном зацепе с металлическими пластинами (16). Внешняя и внутряння часть корзины, с фрикционами и пластинами сжимается между собой пружинами (20). Когда рычаг сцепления отпущен, внешняя и внутренняя часть сжаты между собой и обеспечиваю передачу момента между коленвалом и первичным валом. Когда рычаг выжат, соответственно нет.

С механизмом работы коленвала, сцепления и коробки в общих чертах понятно. Опишем наиболее частые проблемы со сцеплением.
1. Сцепление «буксует»
Проверяется следующим образом: разгоняемся до средних оборотов на второй или третьей передаче, едем на ровных оборотах на нормальной полке момента, резко открываем газ. Если тяга растет не пропорционально оборотам, значит сцепа.
Разбираем меряем толщину фрикционов, длинну пружин, толщину и цвет металлических пластин. Если толщина или длинна не соответствует мануалу (а во всех мануалах есть эксплуатационные допуски), меняем. Если металические пластины фиалетового цвета, меняем.

2. Мотоцик едет с ключеной передачей и выжатым сцеплением
Проверяется следующим образом: заводим мот, выжимаем сцепление, ждем. Если при выжатом сцеплении он стремиться поехать — два варианта. Или деформированные металические пластины, или проблемы с магистралью выжима сцепления (если сцепление тросиком, исключаем этот вариант). Разбираем, меряем, смотрим, меняем.

Вроде все выяснили, будут вопросы, пишите в каментах, ставьте лайки.
ну и помните, что можно бросить курить, пить, жену, но сцепление бросать нельзя.))) Удачи на дорогах!

Сцепление мотоцикла

Сцепление — одна из важных частей двигателя. Это механический компонент любого двигателя, который позволяет передавать энергию вращения от двигателя (приводного вала) к трансмиссии и ограничивать мощность трансмиссии от двигателя.

Будь то автомобиль или мотоцикл, сцепление необходимо для обеспечения плавной работы двигателя и обеспечения лучшей управляемости автомобиля.

Motorcycle Clutch

Работа по поддержанию или контролю передачи мощности от двигателя к колесам выполняется муфтой и использует довольно простое физическое явление, называемое трением. Мотоциклы обычно используют&# 39, мокрое сцепление’ в двигателях и управляется с помощью рычага и тросов. Однако есть муфты, которые могут приводиться в действие с помощью гидроцилиндров и жидкостей.

Motorcycle Wet Clutch

Мокрое сцепление является наиболее типичным из сцеплений, используемых в двигателе. Термин ГГ №39; мокрый ГГ №39; относится к смазке, то есть к маслу. Сцепление работает в том же масле, что и двигатель, и, как правило, предпочтительнее сухого сцепления из-за его эффективности, более длительного срока службы и, кроме того, поддерживает чистоту поверхностей. Однако мокрое сцепление, поскольку оно залито маслом, может иметь более низкий коэффициент трения. Жидкость поглощает часть энергии от трения, и может быть потеряно незначительное количество энергии.

Motorcycle Dry Clutch

Сухое сцепление по принципу не отличается от мокрого сцепления, но единственное существенное отличие состоит в том, что оно не’ t погружено в жидкость и не работает в жидкости. Он подвержен воздействию внешних условий, но имеет то преимущество, что он доступен и удобен в обслуживании.
Например: Ducati.

Работа сцепления

Производители мотоциклов обычно используют набор чередующихся простых стальных и фрикционных дисков. Они складываются поочередно в так называемое «корзиночное сцепление». Как правило, некоторые из фрикционных дисков имеют выступы на внешнем диаметре пластины для фиксации на корзине’ корзине’ который отвечает за вращение первичного вала трансмиссии. Когда сцепление выключается, что осуществляется путем вытягивания рычага слева от руля, натянутый трос с помощью звеньев перемещает всю систему пластин друг от друга и образует зазор между пластинами, чтобы не чтобы передать мощность на следующие друг за другом диски и, в конечном итоге, достичь картера сцепления. В этом случае на корпус сцепления не будет воздействовать сила, а маховик на конце двигателя будет свободно вращаться.

Отпустите сцепление (отпустите рычаг слева), диски сцепления (фрикционные диски прижимаются к стальным дискам) прижимаются друг к другу несколькими пружинами, расположенными на корпусе сцепления, и это действие напрямую зацепляет сцепление с двигателем через маховик и мощность передается. Современные мотоциклы оснащены несколькими фрикционными и стальными дисками, и весь блок известен как многодисковое сцепление.

Еще одна причина, по которой сцепление необходимо на мотоцикле, заключается в том, что оно помогает водителю выбрать правильную передачу во время движения. Установка мотоцикла из нейтрального положения в первое требует включения сцепления и аналогичным образом при каждом переключении передачи. Переключение передач без выключения сцепления может вызвать проблемы с трансмиссией и привести к повреждению зубчатых колес.

Диски сцепления подвержены износу, но большинство современных велосипедов оснащено дисками сцепления, которые могут прослужить довольно много лет при правильном обслуживании и использовании. Мокрые муфты труднее обслуживать, поскольку они размещены внутри кожуха двигателя, и перед работой с любым элементом двигателя необходимо убедиться, что масло полностью содержится.

Клатч для тапочек

Тросовые муфты можно найти почти на всех велосипедах, которые участвуют в гонках на треке, а некоторые спортивные мотоциклы, предназначенные для использования на дорогах, также оснащены тапочками. Проскальзывающее сцепление необходимо в спортивном спорте просто потому, что оно помогает велосипеду замедляться быстрее без каких-либо побочных эффектов. Торможение двигателем — это термин, который в основном ассоциируется с гонками и представляет собой метод, который используют почти все профессионалы автоспорта, чтобы резко замедлить свой автомобиль перед вхождением в поворот или крутой поворот. Применяя его на мотоциклах, гонщику придется иметь дело с блокировкой задних колес. Торможение двигателем включает переключение на более низкую передачу при увеличении оборотов двигателя до соответствующих оборотов. Проблема возникает из-за того, что шины, которые вращались с большей скоростью, внезапно почувствовали ограничивающую силу со стороны цепи, заставляя шины замедляться, тем самым создавая на них большую нагрузку. В конце концов, это может привести к подскакиванию заднего колеса и нарушению равновесия водителя или, что еще хуже, к блокировке заднего колеса.

Motorcycle Slipper Clutch

Проскальзывающая муфта обеспечивает торможение двигателем, не опасаясь блокировки заднего колеса. Когда начинается торможение двигателем, двигатель замедляется, и если заднее колесо пытается двигаться быстрее, чем частота вращения двигателя, срабатывает проскальзывающая муфта и позволяет ограниченное расстояние от заднего колеса до двигателя. Это позволяет заднему колесу догнать’ догнать’ к двигателю и тем самым снизить риск отклонения шин от курса.

Различные типы скользящих сцеплений: скользящее сцепление рампы / кулачка, активное сцепление, разработанное Yamaha в 2002 году (MotoGP).

QuickShifter

Quickshifter — это электронное устройство, которое позволяет водителю переключать передачи без использования сцепления или уменьшения газа. Это устройство в основном находит применение на мощных мотоциклах и гоночных мотоциклах, и с его помощью можно сэкономить время на переключении передач.

Motorcycle Quick Shifter

Как работает QuickShifter : Когда рычаг переключения передач поднимается, чтобы переключиться на следующую передачу, срабатывает квикшифтер и снижает нагрузку на трансмиссию за счет отключения зажигания или подачи топлива в двигатель. Подобно тому, как можно было бы отпустить дроссельную заслонку, чтобы переключиться на другую передачу, квикшифтер выполняет точно такой же процесс в мгновение ока. Он также экономичен и не повреждает коробку передач или двигатель. Квикшифтеры доступны в нескольких видах, некоторые из них напрямую взаимодействуют с электропитанием мотоцикла&# 39, чтобы выключить зажигание, а некоторые прерывают топливные сигналы ECU’ Они также оснащены механическими датчиками и могут быть соответствующим образом отрегулированы. Однако важно установить квикшифтер высочайшего качества, который не должен страдать от плохой проводки, неправильной установки или неисправного устройства. Основным недостатком квикшифтера является то, что его нельзя использовать для переключения вниз. Если необходимо переключиться на более низкую передачу, гонщик должен выполнить обычную процедуру: вытащить сцепление и затем переключить передачи.

О механизме сцепления мотоцикла

main photo

Сцепление мотоцикла – серьезный узел, обеспечивающий передачу крутящего момента с двигателя на привод заднего колеса (коробку передач). Отчасти оно относится к расходникам, поскольку его необходимо регулярно менять. С другой стороны, этот механизм требует точной настройки и умения управлять байком, что позволяет значительно продлить сроки его эксплуатации.

Корзина сцепления

Принцип работы карзины сцепления

Чтобы понять, как работает сцепление, необходимо изучить общее строение узла. Он состоит из следующих элементов:

  • Корзина сцепления, соединяющаяся с внешней стороны с коленвалом, а с внутренней с первичным валом КПП;
  • Фрикционные и металлические диски;
  • Пружины, обеспечивающие сжатие дисков без проскальзывания.

Принцип работы механизма основан на силе трения и скольжения между дисками сцепления, фрикционными и металлическими, которые чередуются между собой. Фрикционные имеют шершавую поверхность, металлические – гладкую. Когда они прочно сжимаются между собой пружинами, то передают крутящий момент с движка на КПП. Когда происходит выжим сцепы – диски отодвигаются друг от друга, не соприкасаются, благодаря чему передача вращения не происходит.

Диски сцепления мотоицкла

Как понять, что сцепление пришло в негодность?

От настройки и состояния сцепления зависит мощность байка и безопасность езды на нем. Каждый мотоциклист может и сам понять, что агрегат пора менять:

  • Сцепа пробуксовывает. Проверяется это просто. Необходимо разогнаться до средней скорости на 3-4 передаче, после чего резко открутить ручку газа. Если обороты возрастают, а скорость не увеличивается пропорционально с ними – значит, есть проблемы, диски проскальзывают. Либо их необходимо менять, либо настроить пружины, либо обратить внимание на всю корзину. Также часто причина кроется в некачественном или уже устаревшем масле;
  • Мот пытается ехать с включенной первой передачей и выжатым сцеплением. В норме не должно ощущаться никакой тяги. Если же вам приходится останавливать байк ногами, значит проблема со сцепой присутствует. Чаще всего это деформация металлических дисков либо поломка в магистрали выжима. Требует разборки узла и тщательной проверки.

Работаем сцеплением правильно

Механизм сцепления нужен не только для того, чтобы переключать передачи. Более того, профессиональные гонщики вообще не пользуются сцепой для переключения скоростей. Этот узел дает вам еще и такие возможности:

  • С помощью выжима сцепы можно резко оборвать связь между движком и колесом в случае, к примеру, клина двигателя. Это предотвратит падение;
  • Выжатое при экстренном торможении сцепление позволяет максимально замедлиться, не дав движку заглохнуть. После чего можно вернуть тягу на колесо, чтобы совершить маневр уклонения;
  • Маневрирование на малых скоростях обеспечивается правильной работой сцеплением.

Как правильно работать сцепой для управления байком на минимальных скоростях? Принцип заключается в нахождении так называемой «серой зоне», когда диски не сжаты и не разжаты полностью. Они обеспечивают частичный зацеп, но при этом проскальзывают.

В этом случае газ держится в средних оборотах, а скорость регулируется сцеплением и задним тормозом. Таким образом достигается плавность хода мотоцикла, он не дергается при недостатке тяги, и не заваливается в повороте. Именно так легче всего пройти учебную площадку при сдаче на категорию А. Именно так проходятся сложнейшие элементы джимханы.

Сцепление – это лучший друг и едва ли не главный орган управления мотоциклом. Важно уметь правильно работать с этим узлом, ухаживать за ним и своевременно менять.

Читайте также

photo

Кардан vs Ремень

Среди трех типов приводной передачи на мотоцикле есть две, которые объединяет одно: они не требуют обслуживания. Если цепь необходимо мыть и смазывать каждые 500 км

photo

Немного о ретро.

Модели, выпущенные в первой половине прошлого века, считаются раритетом. Они не были быстроходными, как современная мототехника, но что-то в них привлекает.

photo

Регистрация мотоцикла без документов – миссия выполнима

Мотоцикл, как и авто – не роскошь, но и не просто средство передвижения. Для многих это стиль жизни и символ свободы. И видя цены на новенькие байки или круизеры, мы понимаем, что платим не за два колеса и двигатель, а за ощущения, которые они нам подарят.

photo

Обзор лучших 125-кубовых мотоциклов

Большинство тех, кто выбирают первую мототехнику для себя или на подарок повзрослевшему ребенку, начинают изучать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *